Античный человек был частью вечного, гармоничного мира. Его собственная духовная жизнь мало значила по сравнению с космосом – абсолютным божеством. Основными.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. СРЕДНЕВЕКОВОЕ ОБЩЕСТВО. Земля Феодалы крестьяне законодательство.
Advertisements

Гуревич А.Я. «Человек средневековья». Формы ориентации человека в мире, которые лежат в основе его отношения к действительности, - это время и пространство.
Цивилизация эпохи Средневековья. Крестьянство Если представить себе феодальное общество в виде пирамиды, то место крестьянства будет в самом ее основании.
МИФОЛОГИЯ РЕЛИГИЯ ФИЛОСОФИЯ Формы воззрения на мир.
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
«Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека… ибо страх как любит человек все то, подается ему готовым. Мало того: мыслители провозглашают.
Увидеть – как христианство преобразило мир и возвысило человека до святости Увидеть красоту христианства – вероучения, нравственности и культуры Понять.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Образы мира и человека в античности. ОБРАЗ МИРА определенная реакция человека на окружающий мир результат соприкосновения человека с миром.
Система сословий. Иерархия сословий Люди, жившие в Средние века, были убеждены, что их отношения строятся по образцу тех, которые связывают ангелов в.
Представление о боге Сравнение христианства и ислама ИсламХристианство Представление о строении мира Представление о центре земного мира Представление.
Год культуры- история Кубани в лицах. Литература.
Учебная дисциплина > (презентация для бакалавров).
Истина и ее критерии. Какие знания являются истинными? Существуют ли абсолютные истины? Откуда берутся заблуждения?
Новое искусство Арс Нова конец XIII – начало XIV века Проторенессанс в Италии Эстетика Арс Нова в литературе.
Группа 3а03 Степанова М. Кияметдинова Н.. С одной стороны, из концепции добра и зла религиозные философы извлекали важнейшие для своих учений, для религии.
Мировоззрение древних народов
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1. Уметь объяснить выделенное жирным шрифтом в § Прочитать §18 и ответить на вопросы перед ним.
План урока 1. Духовный мир и духовность 2. Мировоззрение человека 3. Менталитет человека Эль-Греко «Апостолы Петр и Павел»
Чистякова Н.В.. Я в храме. Я смотрю на икону, в нежные скорбящие глаза Богоматери, и понимаю, что мы так далеки от Ее таинственного мира… Чистота – вот.
Транксрипт:

Античный человек был частью вечного, гармоничного мира. Его собственная духовная жизнь мало значила по сравнению с космосом – абсолютным божеством. Основными добродетелями античности считались справедливость, мудрость, мужество. Античный человек

Основу средневекового миропонимания составляет религия, в ней мир обретает начальную точку: «Вначале было Слово… И Слово было Бог». Бог как изначальный, вечный и неизменный Творец. Бог как надмирная абсолютная духовность становится высшей ценностью, а связь человека с Богом осуществляется посредством новых добродетелей: веры, надежды, любви и совести.

Средневековое мироощущение предполагает иную картину мира, иной взгляд на человека. Человек в этой системе ценностей перестает быть центром мироздания, «мерой всех вещей». Человек в этой системе ценностей перестает быть центром мироздания, «мерой всех вещей». Человек эпохи средних веков не творец, а исполнитель Божьей воли. Человек эпохи средних веков не творец, а исполнитель Божьей воли.

Основные философские идеи Средневековья монотеизм (Бог един и уникален) теоцентризм (Бог – центр мироздания) креационизм (сотворение мира Богом из ничто) дуализм (двумирность).

Мир в сознании средневекового человека делится на видимый, реальный, земной – «дольний» и потусторонний, идеальный, небесный – «горний». Так и в человеке присутствуют два начала: тело и душа, причем тело представляется «темницей души», а красота человека выражается в торжестве его духа над телом.

Мироздание Средневековья представало теперь не в виде гармонично устроенного космоса, в котором люди и боги осуществляли свои предопределенные высшим началом функции, а в виде некоего двоемирия, существования мира горнего, высшего, божественного и мира дольнего, полного скорбей и печали, в котором человек в «поте лица добывает и ест хлеб свой». представало теперь не в виде гармонично устроенного космоса, в котором люди и боги осуществляли свои предопределенные высшим началом функции, а в виде некоего двоемирия, существования мира горнего, высшего, божественного и мира дольнего, полного скорбей и печали, в котором человек в «поте лица добывает и ест хлеб свой».

Художественная модель мироздания, воплощенная в символике буддийского монастыря, христианского храма, исламской мечети, есть образ горнего мира, и потому языческая горизонталь сменяется вертикалью, осуществляющей связь обоих миров (горнего и дольнего).

Главный итог второй ступени познания вывод о всеобщей греховности человека, о непостижимости Бога и о том, что высшая цель, высший смысл жизни заключается в том, чтобы через совершенствование души, т. е. самого себя, происходило и постепенное совершенствование мира.

Средневековье вообще часто называют "временем контрастов". Средневековье вообще часто называют "временем контрастов".

В самом человеке противоречивые чувства постоянно борются, он то взлетает к небесам в упоении и восторге, В самом человеке противоречивые чувства постоянно борются, он то взлетает к небесам в упоении и восторге, то летит камнем в безысходность ада. то летит камнем в безысходность ада.

Сознание средневекового человека формировалось на основе религиозных понятий, а не наоборот.

Но любой человек, даже святой - грешен. И значит, испытывает чувство вины. Это чувство находит свой выход в исповеди и покаянии, человек освобождается от совершенного греха при посредничестве Церкви.

В средневековье атеистов не было Искренняя, "наивная" вера людей приближала мир горний, делала его ближе, телеснее в своих проявлениях. Искренняя, "наивная" вера людей приближала мир горний, делала его ближе, телеснее в своих проявлениях.

Контрастность мышления средневекового человека проявлялась и в большом внимании, уделяемым дьяволу.

Дьявол - персонаж, отнюдь не равный Богу, единственному Творцу. Однако в сознании средневекового человека он тоже очень могущественен, очень близок и страшен.

В целом восприятие действительности в Средние века было очень символичным. Каждому событию приписывался и символический смысл.

Иерархия ценностей Духовные реалии ВАЖНЕЕ, чем материальные. Для любого крестьянина страшнее не совершить положенную молитву, чем недожать поле (первое чревато в конечном итоге гибелью бессмертной души - ЕДИНСТВЕННОЙ непреходящей ценности, которой обладает любой человек; второе - в худшем случае поголодаем, не привыкать).

В Средние века сохраняла свое значение традиция щедрости: пиры, подарки друзьям и вассалам - это почетно и славно. В Средние века сохраняла свое значение традиция щедрости: пиры, подарки друзьям и вассалам - это почетно и славно.

Многочисленные секты Средних веков обвиняют христианство именно в недостаточной аскезе, в слишком сильно приятии материального. С другой стороны, Церковь призывала к "благоразумию" и "умеренности" и в аскезе - другом полюсе телесности. "Все, что нарушает меру - от бесов!" - сурово восклицает Пимен "Все, что нарушает меру - от бесов!" - сурово восклицает Пимен

Церковь Духовная жизнь и политика, материальное и сакральное - Церковь была силой, во многом определяющей жизнь средневековых людей и мощно влияющий на умы.

Социум В головах людей существовал некий "правильный миропорядок", идеал, а все отклонения от него воспринимались именно как искажение истины. В головах людей существовал некий "правильный миропорядок", идеал, а все отклонения от него воспринимались именно как искажение истины.

В обществе, как во Вселенной, есть раз и навсегда заведенный порядок. Военное сословие должно всех защищать, духовное молиться, податное работать.

Самые яркие черты средневекового человека - его телесность и его эмоциональность. Телесность его проявляется в том, что окружающий мир он воспринимает не отстранено, а живо, участвуя во всех событиях.

Время историческое и время бытовое для средневекового человека - это разные категории времени, можно сказать, это два разных времени. Время историческое и время бытовое для средневекового человека - это разные категории времени, можно сказать, это два разных времени.

Историческое время в представлении средневекового человека линейно, но имеет четкую стартовую точку - Сотворение Мира, и четкий финиш - Конец Света и Страшный Суд.

Бытовое время остается цикличным в соответствии с постоянством сельскохозяйственных сезонов.

ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Средневековые пытки и казни

ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЦЕРКОВЬ церковное Определяет облик и ценности христианства рыцарское «Я принес вам не мир,но меч» И.Христос простонародное Смесь христианства, язычества и предрас- судков

ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЦЕРКОВЬ Мир-арена борьбы между «божьим» и «дьявольским» промыслами Реальность сверхестественного мира Связь важнейших событий эпохи с христианством