Пинская М.А., вед. научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ, к.п.н. Обеспечивает ли школьный учебник формирование грамотности чтения? Анализ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семинар 2. Смысловое чтение.. «Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься.
Advertisements

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в УМК УМК «Школа России» в контексте требований PIRLS.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Роль письменных и тестовых заданий на уроках литературного чтения международные исследования «Изучение качества чтения и понимания текста PIRLS – 2011»
Стартовая диагностика для учащихся 5-х классов. По материалам МЦКО.
Освоение обучающимися основной образовательной программы начального общего образования фиксируется в ходе итоговой оценки. На итоговую оценку выпускников.
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
Читательская грамотность: оценка метапредметных результатов в рамках нового стандарта.
Смысловое чтение. Уровни понимания текста Школа педагогического мастерства.
* умения, лежащие в основе читательской компетенции (чтение и понимание письменных текстов); * умения по работе с информацией (понимание информации, представленной.
Анализ метапредметных и предметных результатов по обучению чтению научно- популярных текстов Секция 2 Бондаренко Т.М., учитель начальных классов IКК, Солдаткина.
Читательская компетентность. Килинг Т.В., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Апробация инструментария для оценки метапредметных результатов в начальной школе (комплексная работа) Ковалева Г.С.
1. ВВЕДЕНИЕ Проблема работы с учебной книгой - одна из главных в современной педагогике. Это важное умение самообразования, им должен овладеть каждый ученик.
1 Практикум по подготовке урока по окружающему миру с метапредметными результатами в Образовательной системе «Школа 2100»
Семинар завучей Формирование читательской грамотности младших школьников.
Г. Вологда, 11 декабря 2014 г. Первые результаты оценки качества начального образования в Вологодской области в 2013/2014 учебном году Ковалева Галина.
Выпускник начальной школы класс класс 9 класс класс 1. Умение выполнять Расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек.
1 2 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ЦЕЛИ.
Транксрипт:

Пинская М.А., вед. научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ, к.п.н. Обеспечивает ли школьный учебник формирование грамотности чтения? Анализ учебных пособий в контексте исследования PIRLS Учебный курс «Использование результатов оценки учебных достижений школьников и результатов мониторинговых исследований для выработки управленческих решений на разных уровнях системы образования» ноября 2011 года, г. Москва

Анализ учебных пособий В какой мере учебные пособия обеспечивают формирование читательских умений, проверяемых PIRLS ? Какое внимание в них уделено формированию читательских умений, которые являются наиболее дефицитными; Как задания и вопросы ориентированы на развитие навыков понимания. Россотрудничество, Высшая школа экономики, 2011

При чтении литературных и информационных текстов оцениваются четыре группы читательских умений: 1) поиск и выявление информации, заданной в явном виде; 2) формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте; 3) интерпретация и обобщение информации; 4) оценка содержания, языка и структуры текста. Россотрудничество, Высшая школа экономики, 2011

Наиболее сложные для российских младших школьников задания. Литературные тексты Трудность представляют задания, в которых необходимо: не только выбрать какое-либо утверждение, но и объяснить свой выбор, привести примеры, доказывающие его. Российские школьники часто лишь выбирают утверждение и больше ничего не пишут. понять причину поступков героев рассказа, особенно если нужно привести два примера. обобщить информацию, содержащуюся в разных частях текста. Россотрудничество, Высшая школа экономики, 2011

Наиболее сложные для российских младших школьников задания. Информационные тексты Школьникам труднее всего: Искать и выявлять информацию, заданную в явном виде. Формулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, имеющихся в тексте.

Наиболее сложные для российских младших школьников задания Учащиеся испытывают сложности в поиске информации, представленной в тексте, и в формулировании на ее основании несложных выводов. Добыча акулы прячется под камнем и не движется. С помощью какого чувства акула сможет обнаружить добычу? А зрение Б удалённое осязание В слух Г восприимчивость к электричеству Россотрудничество, Высшая школа экономики, 2011

Наиболее распространённые программы и учебные пособия Традиционная образовательная система: «Школа России» (под редакцией А.А. Плешакова), «Гармония» (под редакцией Н.Б. Истоминой), «Начальная школа XXI века» (под редакцией Н.Ф. Виноградовой), «Начальная школа 2100» (под редакцией А.А. Леонтьева, Л.Г. Петерсон), «Классическая начальная школа» (под редакцией Карелина). Системы развивающего обучения: «Система начального образования Л.В. Занкова» «Система начального образования Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова». Россотрудничество, Высшая школа экономики, 2011

«Школа России" Преимущества: приоритет понимания над воспроизведением, причинно-следственный, аналитический подход в работе с текстом, акцент на собственном аргументированном суждении, неформальный, занимательный характер вопросов, полнота средств, формирующих сложные умения, практическое совпадение авторских акцентов с проверяемыми PIRLS умениями. Дефициты: Почти нет заданий на предсказание, сравнение с собственным опытом. Отсутствуют задания на сопоставление и сравнение информации, данной в разных частях текста. Россотрудничество, Высшая школа экономики, 2011

Задания в тестовой форме, ориентированные на PIRLS Что помогло Василисе преодолеть все невзгоды и трудности? Выбери правильный ответ: - куколка; - череп с горящими глазами; - доброта и трудолюбие; - ум и скромность. Сколько ответов тебе хочется дать на этот вопрос? Подтверди каждый из ответов хотя бы одним примером из сказки. Расположи по порядку места, где происходило действие сказки: - во дворце; - в логове разбойников; - на заставах; - в лесу. Россотрудничество, Высшая школа экономики, 2011

Задания в тестовой форме, не ориентированные на PIRLS «Плохой тест» Задание из категории Поиск: Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Выберите ответ или напишите свой. - Грустное - Ликующее - Грустную радость - Тоскливое - Сочувствующее Упражнения Пробы пера: Придумайте небольшой рассказ о своём любимом животном. Впишите слова и сделайте рисунок. Мой ____________________ У меня живёт_____________________ Его кличка ___________________ У _______ __________лапки,_______глазки, _____________________ голос. Мы дружим с ________________________ Россотрудничество, Высшая школа экономики, 2011

Профиль заданий Россотрудничество, Высшая школа экономики, 2011

Литературное чтение (автор О. В. Кубасова) Программа «Гармония» (под ред. Н. Истоминой ) Общее число заданий: 125 Общее число заданий, идентифицированных в соответствии с умениями по PIRLS: 121 Россотрудничество, Высшая школа экономики, 2011

Рабочая тетрадь Программа «Гармония» Общее число заданий:124 Общее число заданий, соответствующих умениям PIRLS:93 Россотрудничество, Высшая школа экономики, 2011

Проверяемы умения 1. – найти конкретные сведения 2.- найти значения слова или фразы 3.-определить тему или основную идею, в случае, если они представлены в тексте в явном виде 4- определить время и действие рассказа 5. – установить связь между событиями 6. – понимать, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте 7. – понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте 8 – выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов 9. – распознавать общую идею или тему текста 10. – описывать отношения между героями 11. – сравнивать и противопоставлять информации текста 12. – понимать настроение и общий тон рассказа 13. – находить практическое применение информации текста 14. оценивать правдоподобность описанных событий 15.описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного конца 16. оценивать полноту или ясности информации, представленной в тексте 17. – определять отношение автора к основной теме текста Россотрудничество, Высшая школа экономики, 2011

Пособия по литературному чтению Выводы Наиболее распространённые пособия по литературному чтению для начальной школы обеспечивают формирование основных читательских умений, проверяемых тестом PIRLS. Часть пособий - к системе Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова, программе «Гармония», «Школа 2100» обеспечивают пропедевтическую работу в направлении к PISA. Дают основания для развития интерпретации, рефлексии на содержание текста, рефлексии на форму текста. Россотрудничество, Высшая школа экономики, 2011

Пособия «Окружающий мир» Преимущества: Активно вводятся формы работы, принятые на уроках по естественнонаучным предметам на средней школьной ступени: наблюдение, измерение, эксперимент и анализ полученных данных. Предлагаются дифференцированные по сложности задания и задания, расширяющие кругозор – «Для любознательных». Обеспечивается возможность выполнения работы в группе или в сотрудничестве со взрослыми. Таблицы, карты, диаграммы используются как источник информации, а не иллюстрация к тексту. Россотрудничество, Высшая школа экономики, 2011

Пособия «Окружающий мир» Преимущества: Предлагаются дифференцированные по сложности задания и задания, расширяющие кругозор – «Для любознательных». Обеспечивается возможность выполнения работы в группе или в сотрудничестве со взрослыми. Таблицы, карты, диаграммы используются как источник информации, а не иллюстрация к тексту. Россотрудничество, Высшая школа экономики, 2011

Пособия «Окружающий мир» Проблемные точки: Тексты не дают достаточной опоры для ответов на поставленные вопросы. Вопросы не могут в полной мере проверить или помочь в понимании прочитанного. Россотрудничество, Высшая школа экономики, 2011

Пособия «Окружающий мир» 1. Вопрос является слишком общим, требует анализа и обобщения большого объёма информации, которые могут быть проделаны только в несколько этапов. Как жизнь клетки связана с образом жизни человека? Нужны ли были России преобразования (реформы) Петра 1 или они были желанием только Петра 1? Является ли война только делом военных? 2. Вопрос вообще не опирается на текст. Предполагается, что ответ будет дан на основании другой имеющейся у учеников или дополнительно привлечённой информации. Россотрудничество, Высшая школа экономики, 2011

Пособия «Окружающий мир» Задания обращены к фантазии и способности воображения учеников. Придумай рассказ «На уроке грамоты в Древнем Новгороде» от имени ученика или учителя (по выбору) Расскажи о строительстве Санкт-Петербурга от лица: а) иностранца, б) мастерового – строителя города; в) Петра Первого. У детей нет основания для самостоятельной работы: Тексты пособий для этого недостаточно полны и подробны. Книга для чтения с рассказами по истории отсутствует в УМК. Россотрудничество, Высшая школа экономики, 2011

Примеры заданий Вопросы к тексту в 120 слов Расскажи, как действует хозяйство нашей страны по законам рынка. Вопросы к тексту в 220 слов Какое государство можно назвать демократическим? Для чего мы выбираем Президента и Государственную думу? Как ты думаешь, что нельзя измерить деньгами и купить на рынке. Попробуй предложить, как нужно действовать каждому гражданину, чтобы в стране существовала демократия. Россотрудничество, Высшая школа экономики, 2011

Почему корью заболевают лишь один раз Многими болезнями, например, ангиной и гриппом, человек, к сожалению, может болеть снова и снова. Но есть целый ряд болезней, которые опасны только один раз – это корь, ветрянка, скарлатина, дифтерит и другие. Наши клетки за время болезни обучаются обезвреживать их возбудителей. Во второй раз они уже не допустят заболевания. Эту способность организма называют иммунитетом, или невосприимчивостью к болезни. Оказывается, если здоровому человеку сделать прививку – ввести в организм ослабленный возбудитель, у него тоже выработается невосприимчивость к этой болезни. Для чего люди делают прививки? Почему они помогают? Россотрудничество, Высшая школа экономики, 2011

Профиль заданий Учебник Россотрудничество, Высшая школа экономики, 2011

Профиль заданий. Учебник Общее число заданий:295 Общее число идентифицированных заданий по PIRLS: 211 Россотрудничество, Высшая школа экономики, 2011

Профиль заданий Рабочая тетрадь Россотрудничество, Высшая школа экономики, 2011

Выводы Пособия по предмету «Окружающий мир» (основной источник информационных текстов) не ориентированы на развитие и проверку читательских умений и не дают ученикам опорных стратегий работы с текстами. Россотрудничество, Высшая школа экономики, 2011

Задания с минимальными показателями Задания с максимальными показателями Россотрудничество, Высшая школа экономики, 2011

Итоги государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) в 2009 г. Информационно-коммуникативная деятельность Обществознание Чтение диаграммы – ок.40% выполнения Составление плана текста – до 20% не приступают к выполнению Аргументация собственного мнения – до 40% не приступают к выполнению Привлечение контекстных знаний – до 40% не приступают к выполнению Биология Задание на заполнение таблицы информацией из текста, данной в явном виде Выполнение: 18% - 50 % - 66% - 72% Задание на интерпретацию текстовой информации Выполнение: 10% - 30 % - 43% - 59%