Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 523 г.Москва Гордеева Ольга Николаевна 2012г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 г. Сольцы» Публицистический стиль речи в наследии Д.С.Лихачёва.
Advertisements

Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
Написание сочинения - рассуждения по прочитанному тексту (Часть С ЕГЭ) Из опыта работы Лисовой Э.Т., учителя русского языка и литературы МОУ «Горютинская.
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Категории проблем. 1. Философские проблемы (затрагивают.
Дмитрий Сергеевич Лихачев ( ) Работа учителя русского языка и литературы МОУ Каменская СОШ 1 Суязовой Ирины Анатольевны 2011 год.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
ЕГЭ Алгоритм работы с текстом (часть С). 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Типы речи : повествование описание рассуждение Стили.
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ЗАДАНИЕ С Консультацию для учащихся 11 класса и их родителей подготовила БЕЛАЯ ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА. БИОКОМБИНАТ, 2010 г.
Подготовка к единому государственному экзамену Подготовка к выполнению части С: написание сочинения – рассуждения Подготовка к выполнению части С: написание.
Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ЧАСТЬ С1 ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Выполнила: учитель русского языка и литературы Шнайдер О.А., ГБОУ СОШ 353 им. А.С. Пушкина.
Cправка 1. Формулировка проблем текста- 94 % 2. Комментарий к сформулированной проблеме-82% 3.Отражение авторской позиции- 94 % 4. Аргументация собственного.
Урок 3 Аргументация собственной позиции. Виды аргументов. Написание сочинения на ЕГЭ.
Ишуткиной Валентины Викторовны, учителя русского языка и литературы МОУ «Суземская СОШ 1»
О.В. Елисеева. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. СОЧИНЕНИЕ (ЧАСТЬ С)
Анализ публицистического текста Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МКОУ «Жилетовская СОШ» Рябцевой Аллой Юрьевной.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Транксрипт:

Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 523 г.Москва Гордеева Ольга Николаевна 2012г.

1 ) формировать умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;. 2 ) образовательный аспект: учить анализировать содержание 3 ) развивающий аспект: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость этих выводов ; стимулировать мыслительную деятельности, творческие способности учащихся; 4 ) воспитательный аспект: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас; терпимости ко всем видам искусства.

Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы. Автор 500 научных и 600 публицистических трудов. Внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства. Являлся активным защитником культуры. Пропагандистом нравственности и духовности. 15 (28) ноября 1906 г. – 30 сентября 1999 г.

1928 г. окончил ЛГУ 1928 г. арестован за участие в студенческом кружке на 5 лет осуждён за контрреволюционную деятельность, до 1931 г. политзаключённым отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения. Был освобождён в 1932 г. и вернулся в Ленинград. С 1941 г. старший научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом). Осень 1941-весна 1942 г.г. находился в блокадном Ленинграде.

В июне 1942 г. защитил диссертацию на степень кандидата филологических наук на тему «Новгородские летописные своды XII века» В 1945 г. опубликовал книгу «Новгород Великий: очерк истории культуры Новгорода XI-XVIIIвеков» С 1951 г. профессор Ленинградского государственного университета, читал спецкурс «История русского летописания», «История культуры Древней Руси»

В 50-е годы работал над серией книг «Литературные памятники», издал историко-литературный очерк по летописи «Cлово о полку Игореве» В 1954 г. присуждена премия Президента АН СССР за работу «Возникновение русской литературы» 1955 г. Первое выступление в прессе в защиту памятников старины г. Издание книги «Поэтика древнерусской литературы» 1971 г. «Художественное наследие Древней Руси и современность»

Чтобы понять другого человека, надо увидеть в нём прежде всего хорошее. Плохое разъединяет людей, хорошее же соединяет, позволяет увидеть в человеке человека. Примерно то же с искусством. Чтобы понять другой народ, надо прежде всего познакомиться с его искусством, - и при этом с искусством в его лучших проявлениях.

Искусство – ворота с чужие нам страны, к чужим людям, другим народам. Благодаря произведениям искусства чужие народы становятся для нас своими. Через национальное мы познаем интернациональное. Искусство соединяет. Искусство борется с разобщенностью, которая все более и более завладевает миром. И в этом глубокий смысл слов Достоевского: «Красота спасёт мир». И в этом наша надежда. Надежда на двадцать первый век… Человечество за последние годы начинает осознавать, что без гуманитарной культуры не может быть нравственного развития человечества, не может быть развития научной и технической интуиции.

Рост национализма во всем мире и общей разъединенности – прямое следствие непонимания народами друг друга, -- непонимания, диктуемого невежеством в области гуманитарных наук, художественного творчества, враждебностью, вызываемой тем, что люди перестали замечать через искусства хорошее друг у друга. В культуре нужна высочайшая терпимость ко всем видам искусства и искусству прошлого, - терпимость, основывающаяся не на равнодушии, а на поисках идейных и художественных ценностей.

Надо уметь в науках об искусстве быть открывателями, а не разоблачителями. Искусство бережет нас, мы должны беречь искусство. Искусство отвечает за наше отношение к миру, исправляет его, вводит нас в понимание людей иных информаций и иных национальностей. Мы же отвечаем за сохранение не только памятников искусства, но и за правильное понимание самого искусства. Культура России сложилась в условиях многонациональности. Россия служила гигантским мостом между народами. Мостом прежде всего культурным.

Текст (лат.-« ткань», «словесное единство»)имеет следующие признаки: 1.Включает в себя не менее двух предложений. 2.Предложения в тексте расположены в определённой последовательности. 3.Предложения текста связаны друг с другом между собой общей мыслью. 4.Предложения связаны друг с другом не только по смыслу, но и с помощью различных языковых средств. 5.Текст всегда можно озаглавить.

Различают три вида рассуждений : а)рассуждение-доказательство; б) рассуждение-объяснение; в) рассуждение-размышление. 1.Рассуждение-доказательство : Подведение к вопросу – вопрос – ответ на вопрос( тезис) –доказательство тезиса – выводы. 2.Рассуждение-объяснение не требует доказательства истинности или лживости тезиса, так как заранее известно, что главное утверждение текста истинно.

3.Рассуждение-размышление строится в вопросно-ответной форме, содержит систему ответов и вопросов, последовательно дополняющих и обусловливающих друг друга: Подведение к проблемному вопросусистема проблемных вопросов и ответов на нихвывод

Стиль – лат.stylus от греч. stylos – грифель для писания; слово это служило для обозначения способа изложения, склада речи. Стили речи Функции речи РазговорныйОбщение( установление контакта, обмен мыслями, чувствами, выражение эмоций.)

Научный, научно популярный. Официально деловой. Сообщение: А) объяснение. Б) инструктирование. Публицистичес- кий Художествен- ный Воздействие: А) убеждение, влияние на мысли и поступки людей; Б) изображение, «рисование» словами, влияние на чувства, воображение людей.

Публицистический стиль – обращён к слушателям, читателям, об этом говорит его происхождение (publicus, лат.,- общественный). Сфера употребления ПС: общество, политика, экономика, культура.

Функция публицистического стиля: обсуждение насущных социальных, общественных вопросов с целью привлечения к ним общественного мнения, воздействия на людей, убеждения; побуждение к тем или иным поступкам, действиям. Область функционирования ПС: СМИ, публичные выступления на различного рода собраниях, дискуссии, письма.

Широкое использование общественно-политической лексики, устойчивые обороты и выражения, совмещение книжной и разговорной лексики, риторические приёмы (вопросы, восклицания, обращения), побудительная форма глагола.

1.Это сложный вопрос, требующий изучения, решения. 2.Это вопрос, над которым размышляет автор. пытается найти ответы на него. 3.Главной проблемой будет та, на которой автор сосредоточен и делает определённые выводы. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!

1.Философские (особенности развития общества, природы, мышления). 2.Социальные (устройство и жизнь общества). 3.Политические(государственная власть, партии, общественные группы, их деятельность). 4.Экологические (взаимодействие человека и природы). 5.Нравственно-этические(духовные качества человека, которыми руководствуется человек, определённые правила поведения).

Комментарий- рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо. Два вида комментария: 1.Текстуальный 2.Концепционный Объяснение текста, Интерпретация следование за автором проблемы текста, в раскрытии проблемы. её актуальности, столкновение мнений по данному вопросу.

Запомни!

Позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Способы формулирования авторской позиции: Позиция автора такова… Автор считает… Автор убеждает нас в том… Избежать повтора слова автор или фамилии автора помогут конструкции типа : В тексте доказывается мысль о том, что… Основная мысль текста заключается в том, что…

Прямо: 1.В названии текста. 2.В предложениях текста. 3.Через ряд аргументов. Косвенно: 1.Риторические вопросы. 2.Лексические повторы. 3.Оценочная лексика. 4.Порядок слов. 5.Вводные слова и т. п.

ЦЕЛЬ : одобрить позицию автора, сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли Аргумент - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса

Естественные доказательства- это показания свидетелей, документы, данные экспертизы,пословицы, поговорки, примеры из художественной литературы. Логические доказательства- это доводы, апеллирующие к человеческому разуму, рассудку.( Научные аксиомы, законы природы, показания очевидцев, цитаты из авторитетных источников, примеры из жизни или художественной литературы и т. п.) Чувственные аргументы- это доводы, которые вызывают у адресата определённые чувства, эмоции и формируют определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению.

1.А. Г. Нарушевич «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений.» Лекции5-8.Москва. 2.В.А.Капинос, Л.И.Пучкова, И.П.Цыбулько «ЕГЭ 2010 Русский язык. Материалы для подготовки учащихся».Интеллект-Центр Т.М.Пахнова «Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку»(9-11 классы)Москва. «Вербум-М» АО «Московские учебники» Лихачёва