Риторика - наука об искусстве красноречия Ораторское искусство и наука о нем зародились в Древней Греции.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1.1 От ранних риторик к риторике М.В. Ломоносова. 1.2 Общая и частная риторика. 1.3 Наиболее известные учебники по риторике конца XVII – начала XIX вв.
Advertisements

РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ МИРЕ 1.1. Софисты- учителя риторики 1.2. Сократ и Платон- создатели теории «подлинного красноречия» 1.3. Аристотель.
Теория трех штилей. Автор: обучающаяся 9 а класса Мироненко Дарья Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Рассохина Ю.В.
Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина - помора. Сын государственного крестьянина, Ломоносов.
Михаил Васильевич Ломоносов - создатель российской риторики, русской грамматики, истории России
Поэтическая деятельность М.В.Ломоносова. Сатира «Гимн бороде». Автор:1) Диденко Л.Д., учитель русского языка и литературы 2) Борисова Л.А., учитель русского.
Урок русского языка и литературы в 10 классе.. В России долгое время развитие риторики было связано с церковным красноречием. Центрами древнерусской книжности.
Михаил Васильевич Ломоносов Презентация к уроку литературы Авторы: Беккулов Рахат, Бадыкеев Расул Ученики 9-Б класса Ш-Г 4.
Литература, философия и риторика Древнего Рима. Литература 0 Художественная литература появляется в Риме в середине III в. до н.э. 0 Официальный язык.
Ораторское искусство Ора́торское иску́сство (красноре́чие, искусство красноречия) искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ Урок литературы в 9 классе.
Михаил Васильевич Ломоносов реформатор русского языка и стихосложения Выполнили: Ключникова Александра Шабалина Екатерина Старикова Анастасия.
Вклад М.В.Ломоносова в русскую литературу Работу выполнили: Ученики 9-го класса Кярт Александр, Булышев Валерий, Малинин Андрей МОУ «Есеновичская СОШ»
Академическое красноречие Состязание ораторов. Цели учебного занятия: Дать исторический экскурс в начало европейской риторики Познакомить учащихся с видами,
Подготовил: Чекасин Иван 9 «а» класс.. Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 года в деревне Денисовка Архангельской губернии в семье крестьянина.
(1711 – 1765). Почему ХVIII век считается веком просвещения в России? На этом уроке вы познакомитесь с произведением гениального человека - М.В. Ломоносова,
Литература Презентации - биографии писателей. Неизвестный художник XVIII век «М.В.Ломоносов»
Ученые-русисты. Михаил Васильевич Ломоносов 1)разработка научной классификации частей речи и в создании теории «трех штилей»; 2)создал первую научную.
Выдающиеся заслуги в области языкознания М.В. Ломоносова Работу выполнил студент группы: Ад-11 Назарова Екатерина 2011.
В русской литературе 18 века начинает складываться первое самостоятельно направление – классицизм. Классицизм развился на основе образцов античной литературы.
Транксрипт:

Риторика - наука об искусстве красноречия Ораторское искусство и наука о нем зародились в Древней Греции

Римляне также высоко ценили умение человека красиво и ясно излагать свои мысли. Государственные дела также решались в народном собрании, сенате и суде, где мог выступить любой свободный гражданин.

В Средневековье господствующим жанром становится церковное красноречие. Цитирование и ссылка на авторитеты становятся основными элементами выступлений.

В эпоху Возрождения красноречие вновь приобретает более широкое распространение и получает социально- политическую направленность. "Красноречие - это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, и чтобы захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они захотели в нее вникнуть". Блеза Паскаля ( ), физик и философ

Аспекты изучения риторики Теория культуры речи История ораторского искусства Техника Устного публичного выступления Стилистика текста Методика обучения эффективному общению

Современная риторика - это теоретическая и прикладная филологическая наука о логических, эстетических и этических качествах нехудожественной речи (научной, деловой, публичной, разговорной). Современная риторика - это теоретическая и прикладная филологическая наука о логических, эстетических и этических качествах нехудожественной речи (научной, деловой, публичной, разговорной). Качествами художественной речи занимается другая филологическая наука - поэтика.

В России первой книгой по риторике был перевод учебника немецкого гуманиста В России первой книгой по риторике был перевод учебника немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона ( ). Филиппа Меланхтона ( ). В 1699 г. появляется новая "Риторика", автором которой был, вероятно, М.И. Усачев В 1699 г. появляется новая "Риторика", автором которой был, вероятно, М.И. Усачев Одним из ранних является риторическое сочинение Феофана Прокоповича ( ), написанное в начале XVIII в. на латинском языке по материалам лекционного курса, прочитанного им в гг. в Киево- Могилянской академии. Одним из ранних является риторическое сочинение Феофана Прокоповича ( ), написанное в начале XVIII в. на латинском языке по материалам лекционного курса, прочитанного им в гг. в Киево- Могилянской академии. Филипп Меланхтон Феофана Прокоповича

М.В. Ломоносов "Краткое руководство к красноречию" (1748) Ломоносов определяет риторику как науку о письменной и устной речи на государственные, общественные и религиозно-философские темы. Он выделяет: Он выделяет: –собственно риторику, т.е. учение о красноречии вообще; –ораторию, т.е. наставление к сочинению речей в прозе; –поэзию, т.е. наставление к сочинению поэтических произведений. Риторика М.В. Ломоносова состоит из трех частей: "О изобретении", "О украшении", "О расположении".

В XIX в. расцвет риторики связан с судебной реформой 1860-х гг. Прения сторон в суде привели к развитию судебного красноречия. В университетах России во 2-й половине XIX в. развивается академическое красноречие А.Ф. Кони

В 1918 г. в Петрограде был создан Институт живого слова, у истоков которого стояли выдающиеся ученые и общественные деятели: В.Э. Мейерхольд, А.В. Луначарский, Л.В. Щерба, Н.А. Энгельгардт, Б.М. Эйхенбаум, Л.П. Якубинский. Теоретический интерес к риторике достиг вершины в 20-е гг. XX в. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности. К началу 30-х гг. институт прекратил свое существование.

В советский период риторика не изучалась ни как учебный предмет, ни как научная дисциплина.. Само слово "риторика" в текстах официальной пропаганды стало синонимом демагогии, пустой и ложной речи. Демократизация общественной жизни в конце 1980-х - начале 1990-х гг. изменила условия публичного общения. Свобода слова, реальные выборы в представительные органы власти включили в процесс публичного общения многих людей, ранее не имевших навыков такого общения. Так потребности жизни вновь возродили интерес к риторике.

Платон изложил мысли своего учителя Сократа в знаменитых диалогах "Горгий", "Софист", "Федр", центральным персонажем которых как раз и является Сократ. Платон определяет софистику как мнимую мудрость и противопоставляет риторике софистов подлинное красноречие, основанное на знании истины. Целью речи является познание истины, т.е. определение сущности предмета, для чего необходимо сначала четко определить предмет речи.

Ученик Платона Аристотель написал "Риторику", сочинение из трех книг. В первой книге рассматривается предмет риторики, которая определяется как "способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета…". Во второй книге "Риторики" Аристотеля говорится о "причинах, возбуждающих доверие к говорящему". Это "разум, добродетель и благорасположение". Аристотель советует оратору помнить о возрасте, происхождении и общественном положении слушателей, учит приемам убеждения и отводит много места логическим доказательствам. Третья книга "Риторики" посвящена самой речи. Большое внимание уделяется стилю, который ставится в зависимость от предмета изложения.

Вершиной ораторского искусства в Древнем Риме является деятельность Марка Туллия Цицерона ( до н.э.) - крупнейшего оратора, писателя и политика. "Об ораторе"; "Брут, или О знаменитых ораторах"; "Оратор". Риторический процесс - это весь путь от мысли к звучащему публичному слову. Классическая схема его состоит из пяти частей: – –Найти что сказать. – –Найденное расположить по порядку. – –Придать ему словесную форму. – –Утвердить все это в памяти. – –Произнести.

Квинтилиан рассказывает о воспитании будущего оратора, занятиях в риторической школе, рассуждает об изучении грамматики, философии, искусства, права, анализирует образцовых ораторов, писателей, поэтов, говорит о системе упражнений, дает рекомендации для чтения художественных произведений и блестящих речей. Квинтилиан рассказывает о воспитании будущего оратора, занятиях в риторической школе, рассуждает об изучении грамматики, философии, искусства, права, анализирует образцовых ораторов, писателей, поэтов, говорит о системе упражнений, дает рекомендации для чтения художественных произведений и блестящих речей. Марк Фабий Квинтилиан ( н.э.) - автор обширного сочинения в двенадцати книгах "Риторические наставления".

В средневековье прославились такие ораторы, как Иоанн Златоуст (ум. в 407 н.э.) и Фома Аквинский ( ). Иоанн Златоуст считался идеальным византийским проповедником Фома Аквинский заложил основы теории церковного красноречия.

Заметный вклад в развитие риторики внесли европейские писатели и мыслители нового времени: Б. Паскаль, М. Монтень, Ж. Лабрюйер, Ф. Бэкон, Г.Лихтенберг

Основоположниками риторики в России были М.В.Ломоносов, И.С. Рижский, А.Ф.Мерзляков, М.М. Сперанский.

«Краткое руководство к красноречию» (1748 г.) - первая риторика в русском языке, курс общей теории литературы. Трактат «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.) - первый опыт русской стилистики - является применением учения античных филологов о трех стилях (высоком, посредственном, низком) к русскому языку и жанрам русской литературы.

Теория трех стилей Михаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой, научной, художественной) разделил язык на "три рода речений".

- изображение грандиозных исторических событий и героических судеб (трагедии, оды) (трагедии, оды).

- изображение жизни с использованием менее возвышенной лексики (светские повести, сонеты, стихотворения)

- допускал изображение обыденной жизни с использованием живой разговорной речи (комедии, басни, сатирические стихотворения)

Теория "трех штилей" имела демократический характер: Теория "трех штилей" имела демократический характер: n она ограничила употребление старославянских слов, n приблизила литературный язык к разговорному. Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей. Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей. Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по правилам. Например, земная ось, законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица.

Опираясь на опыт античной и европейской литературы, Ломоносов создал стройную теорию русского стихосложения, изложенную в Письме о правилах российского стихотворства (1739 г.) и в основных чертах существующую в наши дни.

До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение (силлаби по-гречески – слог ): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось. До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение (силлаби по-гречески – слог ): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось. М.В.Ломоносов утвердил силлабо- тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги. М.В.Ломоносов утвердил силлабо- тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.

n Лице своё скрывает день… n _ _ _ _ _ _ ямб (ударение на 2ой слог ). n Буря мглою небо кроет… n _ _ _ _ _ _ хорей (ударение на 1ый слог ).

n Ночною темнотою покрылись небеса_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ n -) дактиль _ _ _ n -) анапест _ _ _ n -) амфибрахий _ _ _

Ректор Харьковского университета, профессор красноречия и русского языка Иван Степанович Рижский был автором "Опыта риторики", издававшегося в 1795, 1805 и 1822 гг. Задачу оратора Рижский видит в воздействии на ум и чувства слушателей силой слова, которая, по его мнению, заключается в выразительности и изобразительности. Рижский выделил жанры больших речей, определил случаи нарушения чистоты речи. Ректор Харьковского университета, профессор красноречия и русского языка Иван Степанович Рижский был автором "Опыта риторики", издававшегося в 1795, 1805 и 1822 гг. Задачу оратора Рижский видит в воздействии на ум и чувства слушателей силой слова, которая, по его мнению, заключается в выразительности и изобразительности. Рижский выделил жанры больших речей, определил случаи нарушения чистоты речи.

"Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических" русского поэта и переводчика Алексея Федоровича Мерзлякова была предназначена для воспитанников Московского университетского пансиона и пользовалась большой популярностью в первой трети XIX в. Мерзляков называет следующие цели оратора: научение, убеждение и искусство тронуть слушателя. Мерзляков считает, что красноречие обязательно должно иметь благородную цель - распространение познания, открытые новых истин. "Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических" русского поэта и переводчика Алексея Федоровича Мерзлякова была предназначена для воспитанников Московского университетского пансиона и пользовалась большой популярностью в первой трети XIX в. Мерзляков называет следующие цели оратора: научение, убеждение и искусство тронуть слушателя. Мерзляков считает, что красноречие обязательно должно иметь благородную цель - распространение познания, открытые новых истин.

Большой вклад в развитие риторики в России внесла посмертно опубликованная в 1844 г. книга М.М. Сперанского "Правила высшего красноречия". Сперанский был известным государственным деятелем эпохи Александра I. В этой работе детально рассмотрены вопросы структуры публичного выступления, аргументации, композиции, выразительности речи. Большой вклад в развитие риторики в России внесла посмертно опубликованная в 1844 г. книга М.М. Сперанского "Правила высшего красноречия". Сперанский был известным государственным деятелем эпохи Александра I. В этой работе детально рассмотрены вопросы структуры публичного выступления, аргументации, композиции, выразительности речи.

Яркими представителями академического красноречия являются знаменитые русские ученые: историки Т.Н. Грановский и В.О. Ключевский, химик Д.И. Менделеев, биолог К.А. Тимирязев.