Местные культурные традиции уступают место общерусским; более весомо заявляют о себе мотивы патриотизма, национальной гордости; сказывается растущее влияние самодержавной тирании и крайностей крепостничества, опричного террора на культурную среду русского общества.
События той славной эпохи получили отражение в сказках. в Сказке о Борме-Ярыжке ее герой, простой русский человек, добывает для царя Ивана Грозного знаки царского достоинства в Вавилоне-граде. Сказки прославляют ум, сметливость выходцев из народа (Умный мальчик- судья, Огненный змей, Мудрая дева и др.), некоторые сказки вошли в Повесть о Петре и Февронии.
Пословицы, которые вписал царь Грозный в свое послание старцам Кирилло-Белозерского монастыря: Жалует царь, да не жалует псарь, дати волю царю, ино и псарю.
Народ прославляет взятие Казани, особенно героев штурма пушкарей, Ермака Тимофеевича. Царя народ, с одной стороны, воспевает за воинские подвиги, расправы с боярами; с другой отмечает его жестокий нрав; в целом же поддерживает за защиту единой России Московского царства
Центрами грамотности и просвещения оставались, как и прежде, монастыри; Мастера грамоты появляются в городах и по деревням; Учили сначала азбуку, потомЧасослов (молитвы, богослужебные тексты по часам церковной службы), письмо, Псалтирь (псалмы царя Давида). На этом учение обычно заканчивалось.
. За нерадение учитель, в соответствии с обычаем, мог и должен был сокрушать ребра, учащать раны ученикам своим. Той же целивнушению книжной премудростислужила и душеспасительная розга.
Появлялись руководства по грамматике труды Максима Грека: Начало грамоты греческой и русской, Предисловие о буковице, рекше о азбуце, Беседа о учении грамоте..., Сказание грамотичным степенем; появляется первое пособие по арифметике Книга, рекома по-гречески Арифметика, а по- немецки Алгоризма, а по-русски цыфирная счетная мудрость
Составлялись пасхалии специальные таблицы с указанием дат Пасхи и других праздников по годам. Знания в области физики, техники требовались мастерам-литейщикам при изготовлении пушек, пищалей, в том числе и нарезных орудий, созданных в России. Солеварение и поташное производство, лечебное и иконописное дело требовали знаний из прикладной химии, медицины, и они отражены в рукописях рецептурного характера, травниках
Во второй половине XVI начале XVII в. появились детальные руководства по солеварению (Роспись, как зачать делать новая труба в новом месте), по писцовому делу (1556 г.), статья О земном верстании, как землю верстать (исчисление площади квадратов, прямо- и треугольников, параллелограммов, трапеций). В хождениях авторы описывали страны, которые посетили.
Хронограф (обзор всемирной истории) 1512 г; Повесть о Вавилонском царстве; Сказание о князьях Владимирских. Повесть о Молодинском сражении 1572 г., Повесть о прохождении Стефана Батория на Псков. Грозный в письме к шведскому королю без тени сомнения утверждал: Мы от Августа кесаря родством ведемся.
Многие публицисты обсуждают проблемы самодержавия и устроения государства, боярства и положения крестьян. И. С. Пересветов выступает сторонником сильной царской власти. Он писал: Царю нельзя быть без грозы: как конь под царем без узды, тако и царство без грозы. Он выступает сторонником правды (Бог не веру любит, а правду), книг, мудрости, противником холопства, которая земля порабощена, в той земле зло сотворяется... всему царству оскудение великое.
Сильвестр, протопоп Благовещенского собора в том же Кремле, в посланиях, Домострое (ему принадлежит окончательная редакция памятника) проповедует рациональное хозяйствование, получение правильного стяжания (прибыли).
обличали стремление присвоить труд чужих рук, сребролюбие, чревоугодие, гордость, тщеславие и прочие пороки. Нил Сорский. Иосиф Волоцкий же говорил о другом: Церкви богатство Божье богатство.
На рубеже XVXVI вв. оформляется Кремлевский ансамбль в Москве стены и башни, соборы и Грановитая палата. Возводили их итальянские архитекторы (Аристотель Фиораванти, Пьетро Солари, Марко Руффо, Алевиз Новый и др.)
Хоромы Строгановых в Соли-Вычегодской. Гравюра И. Ческого год
На рубеже XV XVI вв. в иконописи и фресковой живописи прославились Дионисий с сыновьями и соратниками. Церковь после Стоглавого собора 1551 г. усиливает надзор за иконописцами. В конце XVI в. получают известность иконы строгановского письма. Они отличаются миниатюрностью, тонкостью и изяществом прорисовки, декоративностью и праздничностью.
С конца XV в. начинается расцвет искусства эмали, забытого во времена ордынского ига; В церковном обиходе часто использовали изделия с художественным шитьем; Знатные люди жили в хоромах, обычно двухэтажных, с разными пристройками, жилыми и хозяйственными, для себя, дворни, скота и птицы. Дома в основном деревянные, но встречались и каменные.
a70c9fa3b&t= Павлова Анеля Васильевна учитель истории МБОУ СОШ 12 г. Вышнего Волочка Тверской обл.