Классный час « Прощать – значит любить …» ( Из цикла « Подготовка к семейной жизни »)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Классный час как средство повышения уровня воспитанности Подготовила: Тараканова Н.Г. Классный руководитель 7а класса МОУ СОШ 8 г.Кстово.
Advertisements

« Прощать – значит любить …» Электронное периодическое издание НАУКОГРАД февраль - май 2014 года Второй Всероссийский фестиваль передового педагогического.
Воспитательский час « Прощать – значит любить …».
ПРОЩЕНИЕ Прощение - отпущение вины, освобождение от кары, примирение сердцем. В.Даль.
ТЕМА: ЗАДАЧИ: 1)Развивать умение осмысленно воспринимать информацию, развивать рефлексию и эмпатию. 2) Способствовать формированию установки на конструктивное.
Чему необходимо научить ребенка?. Любовь к себе Любовь к себе - наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребенок не будет ценить.
Воспитание толерантности Классный час. Когда и при каких обстоятельствах возник в мировой культуре термин «толерантность»? На рубеже веков во Франции.
КОГДА ЛЮБОВЬ В ДЕФИЦИТЕ Не надо стремиться жить только ради детей – живите для себя и помните, воспитывая детей, вы реализуете свою потребность любить.
Классный час по программе «Нравственность» Тема: «Прощать–значит любить» Прощать – значит любить... Любить – это значит прощать, прощать – это понять,
Нравственное становление личности По рассказу Л.Н.Толстого «Три вопроса» Автор: учитель русского языка и литературы Фомина Лариса Ивановна.
Презентация к уроку по теме: Международный День толерантности
«Прощать - значит любить» Кл.час 11 класс 2010 г.
( Внеклассное мероприятие ) А знаешь, есть в мире хорошие люди : Есть люди - улыбки и люди - сердца, А значит, наверное, все еще будет. Нам надо лишь жить.
Материнская любовь Классный час в 9 классе Классный руководитель Тетерина Л. Н.
«Как воспитать толерантного человека». В английском языке Толерантность - "готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь"
Толерантность. Работаем в команде: сотрудничество Работаем в команде: сотрудничество психолога с учителями предмет- никами и другими специалистами. никами.
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
В испанском языке толерантность - способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; Во французском – отношение при котором допускается,
Учимся Общаться! (Классный час в 5 классе) Автор: Носкова Н.П год.
Что такое Дружба ? Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
Транксрипт:

Классный час « Прощать – значит любить …» ( Из цикла « Подготовка к семейной жизни »)

Цель : подготовить старшеклассников к ситуациям, когда нужно простить человека, проявив сочувствие, сострадание, поняв и приняв значимого другого. Задачи : 1. Способствовать формированию установки на конструктивное поведение в общении с окружающими и разрешение жизненных проблем через принятие себя и другого. 2. Воспитывать толерантность, т. е. выдержку, терпимость в ситуациях межличностных конфликтов. 3. Помогать учащимся осознать необходимость прощения, почувствовать радость прощения.

Актуальность : В последнее время в нашей стране то тут, то там возникают конфликты на межнациональной почве. Ненависть к людям другого вероисповедания, иного цвета кожи называется ксенофобией. Но есть более серьёзные и опасные формы проявления нетерпимости в повседневной жизни – коммуникативная нетерпимость, которая чаще всего встречается в семье.

Шар луны под звёздным абажуром Озарял уснувший городок. Шли, смеясь, по набережной хмурой Парень со спортивною фигурой И девчонка – хрупкий стебелёк.

Видно, распалясь от разговора, Парень, между прочим, рассказал, Как однажды в бурю ради спора Он морской залив переплывал. Как боролся он с морским теченьем, Как швыряла молнии гроза. И она смотрела с восхищеньем В смелые горячие глаза … А потом, вздохнув, сказала тихо : - Я бы там от страха умерла. Знаешь, я ужасная трусиха, Ни за что б в грозу не поплыла !

Парень улыбнулся снисходительно, Притянул девчонку не спеша И сказал : - Ты просто восхитительна, Ах ты, воробьиная душа ! Подбородок п альцем е й приподнял И п оцеловал. К ачался мост, Ветер п ел … И д ля н её сегодня Мир б ыл с плошь и з музыки и з вёзд !

Так в ночи по набережной хмурой Шли вдвоём сквозь спящий городок Парень со спортивною фигурой И девчонка – хрупкий стебелёк.

А когда, пройдя полоску света, В тень акаций дремлющих вошли, Два плечистых тёмных силуэта Выросли вдруг как из - под земли Первый хрипло буркнул : - Стоп, цыплёнки ! Путь закрыт, и никаких гвоздей ! Кольца, серьги, часики, деньжонки – Всё, что есть, - на бочку, и живей !

А в торой, п уская д ым в у сы, Наблюдал, к ак, о т в олненья б урый, Парень с о с портивною ф игурой Стал с пеша о тстёгивать ч асы. И, д овольный, в идимо, у спехом, Рыжеусый х мыкнул : - Э й, к оза ! Что н адулась ? – И б ерет с о с мехом Натянул д евчонке н а г лаза.

Дальше было всё как взрыв гранаты : Девушка беретик сорвала И словами : - мразь ! Фашист проклятый ! – Как огнём детину обожгла. - Комсомол пугаешь ? Врёшь, подонок ! Ты же враг ! Ты жизнь людскую пьёшь – Голос рвётся, яростен и звонок : - Нож в кармане ? Мне плевать на нож ! За убийство – стенка ожидает. Ну, а коль от раны упаду, То запомни : выживу, узнаю ! Где б ты не был, всё равно найду ! И глаза в глаза взглянула твёрдо. Тот смешался : - Ладно … тише, гром …- А второй промямлил : - Ну их к чёрту ! – И фигуры скрылись за углом.

Лунный диск, на млечную дорогу Выбравшись, шагал наискосок И смотрел задумчиво и строго Сверху вниз на спящий городок. Где без слов по набережной хмурой Шли, чуть слышно гравием шурша, Парень со спортивною фигурой И девчонка – слабая натура, « Трус » и « воробьиная душа ».

Как вы думаете, встретятся ли вновь парень с девушкой или нет ? Почему ?

Прокомментируйте следующие мнения : Парень струсил. Скорее всего, девушка не захочет с ним встречаться, так как ей стыдно за него. Парню стыдно за своё поведение, и они могут встретиться, но через некоторое время. Они могут продолжать встречаться, но отношения будут уже не те.

Что же чувствует девушка после произошедшего инцидента ? Обиду. Разочарование. Пренебрежение. Жалость к парню. … А что чувствует юноша ? Вину. Стыд за себя Гордость за девушку. …

А к ак в ы о тнесётесь к м нению, ч то о н в овсе и н е с трусил, а п обеспокоился о с обственной безопасности и б езопасности д евушки. Может б ыть, е го м ожно д аже н азвать защитником д евушки ? О на – д евушка с о бострённым ч увством с праведливости, защитница в сех и в ся … О н ж е р еально о ценил с илу противника и п ринял, в озможно, с амое в ерное р ешение. Д евушка – б есшабашная н атура, к оторая п одставляет и себя, и м олодого ч еловека. В едь о на с воими ф разами провоцирует п о о тношению к с ебе и м олодому ч еловеку агрессивные и, в полне в озможно, п реступные д ействия. Вдруг э то п оказное п роявление п ревосходства ?

И всё - таки как же, по вашему мнению, будут развиваться отношения между юношей и девушкой ? Разыграйте встречу девушки и молодого человека.

Есть ли среди нас тот, кто был обижен кем - либо когда - нибудь ? Поднимите руки, пожалуйста … Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте назовём чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся.

Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить. Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную энергию. Возникает сомнение в существовании справедливости. Жизнь меняется в отрицательную сторону.

А есть ли среди нас тот, кто сам никогда никого не обижал ? … Да каждому случалось обидеть кого - то и быть обиженным кем - то. А какие чувства испытывае т человек обидевший другого, - обидчик ? - Гнев, агрессию, боль, чувство вины. - Жажду примирения. - Он переоценивает существующую справедливость или самого себя.

А как же быть в тех случаях, когда после конфликта, сопровождавшегося обидой, агрессией, желанием отомстить, тебе предстоит жить рядом с обидчиком, учиться с ним в одном классе ? А если тебе этот человек – брат или сестра, отец или мать ?

Предстоит н алаживать отношения.

А всегда ли любой человеческий поступок можно простить ? - Если мы видим, что человек раскаивается, мучится угрызениями совести, считает себя виновным, ему можно отпустить вину, дать возможность почувствовать, что он прощён. - Если ситуация не ущемляет чувства собственного достоинства, то всё - таки не стоить лелеять в себе обиду, взращивать злость и желание отомстить …

Сегодня мы с вами говорим о способности каждого из нас прощать, о трудном пути прощения. Мой долг – помочь вам осознать жизненную необходимость прощения. Почувствовать светлую радость прощения. Я думаю, что наша встреча будет способствовать тому, что вы и сегодня, и в дальнейшей жизни будете проявлять великодушие к людям. Только тонко настроенная душа человека способна прощать даже самые c ильные обиды.

В « Толковом словаре русского языка » С. Ожегова слово « простить » расшифровы - вается как « извинить, не ставить в вину, освободить от какого - либо обязательства » А в словаре В. Даля « простить - делать простым от греха, вины, долга ; освобождать от обязательства, миловать ».

Психологи считают, что процесс прощения проходит четыре фазы. Фаза открытия. Наличие гнева. Постоянные мысли об обиде. Сравнение себя с обидчиком ; осознание чувств стыда и вины. Если таковые имеют место. Фаза принятия решения. Поскольку прежние стратегии поведения не избавляют от обиды, человек готов рассматривать прощение как предпочтительный выбор. Готов простить обидчика. Ведь многие были в подобных ситуациях. Фаза действий. Происходит примеривание на себя различных ролей, чтобы « влезть в шкуру » обидчика, « поглощение » боли, эмпатия ( понимание другого ) к обидчику, нахождение для себя личностного смысла в прощении. Фаза результата. Уменьшение негативных чувств и рост позитивных. Прощающий осознаёт своё несовершенство и несовершенство других людей. Таким образом, ослабляется угнетённое состояние души, улучшается мнение об обидчике, налаживаются отношения с ним. У того, кто простил, повышается самоуважение и самооценка.

В христианстве прощению отведён даже специальный день – день духовного очищения от грехов вольных или невольных – последний день Масленицы накануне Великого поста. Это Прощёное воскресенье. Считалось, что грехи, отпущенные людям в этом мире, не будут зачтены Богом и в мире ином.

Тема прощения проходит красной нитью через Библию, которая является источником нравственных канонов для некоторой части людей.

К этой теме обращались и великие люди ушедшего тысячелетия. Один из них – голландский художник Рембрандт, для которого библейская « Притча о блудном сыне » послужила сюжетом для написания знаменитой картины. ( Сын, ведя распутный образ жизни, промотал свою долю отцовского состояния. Однако он вернулся к отцу, и отец простил его )

Притча о б лудном с ыне и з Евангелия о т Л уки. В н ей р ассказывается о с ыне, покинувшем к ров р одительского д ома ради в еселой и б еззаботной ж изни. Претерпев м ножество н евзгод, ю ноша вернулся д омой. С тарик о тец, ослепший з а э ти г оды, п ринял е го в свои о бъятия, п ростив е му с вое г оре и одиночество. Р ембрандт и зобразил о тца дряхлым и с лабым. Е го н евидящие глаза п олны о дновременно и с традания и п росветленной р адости. Р уки бережно и л юбовно о щупывают коленопреклоненного м ужчину. В ид последнего о собенно ж алок : г олова покрыта к оростой, и зраненные н оги загрубели и о пухли, н екогда н арядная одежда л охмотьями п адает с п леч. Е го лица п очти не в идно. О н в есь з амер у ног о тца, б лагодарно п рижавшись к е го коленям. Э тим п роизведением Р ембрандт дает в еликий у рок л юбви к ч еловеку, понимания е го и п рощения.

Итак, что же означает теперь для вас слово « простить »?

Перестать гневаться и винить другого человека. Не упрекать человека за нанесённую обиду. Не ждать, пока другой исправит ошибку и первым придёт мириться. Избавить человека от ощущения вины. Вернуть и себе, и другому чувство уверенности в себе. Справиться с депрессией и тревожностью. Не ставить человеку в вину дурную мысль или поступок. Относиться терпимо к чужим проступкам. Разорвать порочный круг озлобленности и мести. Полностью реализовать свои возможности, показав окружающим пример сочувствия, великодушия и мудрости.

Что мы чувствуем, когда прощаем себя и другого ?

Удивление. Избавление от тяжких мук и обид. Счастье, облегчение. Радость. Желание начать новую жизнь

Прощение - сложный процесс. Требующий сил и энергии, дарующий исцеление от обид, вредно воздействующих на физическое и психическое здоровье человека. Прощение подобно спасательному кругу. Который в ситуации обиды не даст утонуть в потоке гнева и агрессии, избавит нас от тяжких мук, которые мы порой несём через всю жизнь.

И пусть скептики говорят, что прощение противоположно торжеству справедливости, что оно – проявление слабости, что оно может стать отказом от борьбы за собственную точку зрения, проявлением превосходства, снисхождения. Некоторые люди считают даже, что просить прощения – значит унизиться перед другим. Но прощение – это внутреннее, личное освобождение от обиды и борьба за освобождение другого из плена отрицательных эмоций.

« Прощение – не отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью в то время, когда он, казалось, должен быть лишён права на них ». Норт.

Притча о л юбви. Я с идела у о кна … В есна … Ц елый д ень л ил д ождь. П ахло о сенью. С транно … З ажгла к расивую свечу. Э то б ыл Е го п одарок. В зяла л ист б умаги и р ешила н аписать п рощальное п исьмо. О н причинил м не б оль. Я в идела Е го с д ругой д евушкой, м ило у лыбавшейся … Я н едоумевала, почему О н т ак п оступил. Передо м ной л ежал ч истый л ист. М ысли к ружились в н еистовом х ороводе, я н икак н е м огла найти ф разу, ч тобы н ачать … М не х отелось н аписать п ро с частливые д ни, п роведенные с Н им, про т о, к ак м ы п ознакомились, п ро н аше п ервое с видание … В се - таки э то д олжно б ыть прощальное п исьмо. З ачем т огда в споминать в се э то ? Н о п исать п ро б оль, к оторую я испытала, м не т оже н е х отелось … Я н е б уду Е го н и в ч ем у прекать. С лишком с ильно л юблю. Люблю, п оэтому о тпускаю … А д ождь в се ш ел и н икак н е х отел п рекращаться. Я с мотрела н а с вечу. Э то б ыл а нгел, п о л ицу которого с текал в оск. К ак с лезы. Я н е б уду п лакать. Я с ильная. Я с могу. Я с умею. Н о с лезы у же капали н а б елый б умажный л ист … Я в спомнила, ч то Е му н равилось, к огда я б ыла п ечальна. В э ти м оменты О н в идел н е п росто мою г русть, О н в идел м ою д ушу … А с ейчас О н н е з нает, к ак м не п лохо … Н у и п усть. О н д олжен быть с частливым. Свеча п очти д огорала. С лабый о гонек о диноко м ерцал, о тражаясь в о кне. « Главное в э той жизни – у мение п рощать », - г оворил О н, к огда я о бижалась н а к ого - то … Внезапно з азвонил т елефон. Я т ихо п однялась и м едленно п ошла в н адежде, ч то о твета н е дождутся. В се - таки д ождались. – А лло … – е ле с лышно с казала я. – Р одная, я в иноват п еред т обой. О чень в иноват. Ч увствую, ч то т ебе п лохо … Я п рав ? – Д а … – н е с тала с крывать п равду я. – П рости. П рости м еня. Ч то м не с делать, ч тобы т ы п ростила ? – П росто б удь с частливее м еня …

« Умейте прощать » Грехи любимых, без сомненья Умейте сердцем отпустить, Чтобы самим не ждать прощенья За то, что не смогли простить. Не ставьте гордость во приоре, Блефуя чувствами на Вы. Ведь так случиться может вскоре, Что не осилите игры. И чтобы приступ сожаленья, Вас не коснулся в поздний час Умейте тем давать прощенье, Кто требует его от вас. Не про себя, а в полный голос, Без самолюбия преград. Чтоб ваше сердце не боролось С обидой разума... сто крат. Прощать умейте в одолженье Не для проформы, а взаймы. Ведь может выйти, что в прощенье Нуждаться будете и вы. Москалёв Сергей