Древние корни народного искусства Декоративно-прикладное искусство в жизни человека Древние образы народного искусства 5 класс, I четверть.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека Русская народная вышивка.
Advertisements

Урок изобразительного искусства 5 класс Тема: «Древние образы в народном искусстве» I четверть.
Урок изобразительного искусства 5 класс Тема: «Древние образы в народном искусстве» I четверть.
Древние образы в народном искусстве. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это украшение предметов быта, которые имеют функциональное назначение, создаются.
Древние корни народного искусства Древние образы в народом искусстве.
Древние образы в народном искусстве Тема 1 Выполнил работу Щебуняев Владислав Викторович Учитель рисования МБОУ «Шолоховская гимназия станица Вешенская»
Древние корни народного искусства Выполнил Рыжова Н.П, преподаватель ИЗО МБОУ СОШ с УИОП 183 имени Р.Алексеева.
Декоративно – прикладное искусство - это художественное оформление предметов которые человек использует в быту. Декоративное искусство наиболее прочно.
Добрый день!. Цель урока: Изучить древние образы в народном искусстве, выполнить рисунок, используя вариации на тему древних образов: древа жизни, птиц,
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И ЧЕЛОВЕК. ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ Подготовила: Мкртчян М.В. Педагог шк.109 Г. Челябинск, 2018.
Мы можем только догадываться, где и когда люди впервые стали использовать иглу и нить для сшивания кусков ткани. На основании древнейших рисунков документов.
По одежке встречают … Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 16» г. Альметьевка, РТ Исследовательский проект.
ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ.. Наши далекие предки украшали свои изделия различными орнаментами. Они старались привлечь к себе добрые силы природы, а от.
Урок ИЗО 5 классНаши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснения непонятному,
Образы и мотивы в русском орнаменте Перцева Оксана Валерьевна ГОУ ЦО 1497.
Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) по теме: урок-перезентация "национальные орнаменты"
Методическая разработка «Древние образы в современных народных игрушках» разработал: учитель изобразительного искусства первой квалификационной категории.
Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности.
МКОУ «Тайдаковская СОШ» Символизация вышивки в народном костюме Автор: Стрижко Валентина Ильинична, учитель технологии.
Древние образы в народном искусстве Первое занятие элективного курса по декоративно-прикладному искусству.
Транксрипт:

Древние корни народного искусства Декоративно-прикладное искусство в жизни человека Древние образы народного искусства 5 класс, I четверть

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.).

Народное искусство развивается на основе традиций и преемственности. Традиции – глубокая преемственность в народном творчестве, исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, навыки, правила.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом.

Не земля родит, а небо Солнце

Конь Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. В поэтических представлениях народа, всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права. Всадник предстает в образе Егория храброго.

Конь (красный - день, черный - ночь) Прялка Верхняя Тойма Северная Двина, 19 в. Фрагмент лопаски (лицо) Дерево, резьба, роспись Из собрания автора Конник (Конник-солнце) Прялка Верхняя Тойма, Северная Двина, 19 в. Фрагмент лопаски (оборот) Дерево, резьба, Роспись Из собрания автора

Конник (тянитолкай) Вышивка Фрагмент полотенца Каргополь, Олонецкая губ., 19 в. Льняное полотно, х-б нити

Какой смысл вложил народный мастер в украшение лопасти прялок?

Вода, дождь О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг: Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному, грозному богу, дождик редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – после дождичка в четверг. Волнистая горизонтальная линия – вода. Вертикальная волнистая линия – дождь.

Русалки Русалки рождаются на земле от росы на траве и потом улетают далеко-далеко на край света. У них длинные косы, красивые лица и огромные сильные крылья. Русалки возвращаются туда, где родились. А случается это всего один раз в году, весной, для того, чтобы оросить хлебные поля дождем. Они выливают на них росу, и хлеб начинает колоситься. И все верили, что от русалок зависит плодородие земли.

КОЛОВРАТ Древнерусское название класса солярных символов, более известных по своему индоевропейскому названию Suastika, свастика (где Су, «связанное с благом» – древнеиндийское имя солнечной птицы, Астика – двуликое божество теплой и холодной половин года). Символ вечного солнцевращения (др. русск. КОЛО – солнце) имел широчайшее распространение в народном искусстве Новгорода и особенно Русского Севера, сохранившись в нем вплоть до первой половины ХХ века.

Берегиня Великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает мать хорошего урожая. Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.

Птица Орнамент.Вышивка Фрагмент полотенца. Каргополь, Олонецкая губ., 19 в. Фрагмент. Льняное полотно, х-б нити

Птицы В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло летушко. Жавороночки. Перепелушки. Птички-ласточки! Прилетите к нам' Весну ясную, Весну красную Принесите нам.

Сирин

Древо жизни Символ растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Засеянное поле В распаханную землю сеятели бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

Мать сыра-земля «От земли взят, землёй кормлюсь, в землю пойду!» «Добра мать до своих детей, а земля - до всех людей!», «Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает!», «Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей!», «Как не добёр кто, а все не добрей Матери-Сырой-Земли: всяк приючает землю до гробовой доски, а земля приютит и мёртвого!» «Всякому человеку - и доброму, и худому - земля даст приют!», «Нужна рыбе вода, а птице вольная ширь поднебесная, а человеку - нет ничего нужнее, как Мать-Сыра-Земля, - умрёт, и то в неё уйдёт!» «Кому земля - мать родная, кому - родимая матушка, а кому и мачеха; да всё, как время придёт, и пасынка к сырой груди прижмёт, не оттолкнёт, не погубит - к себе возьмёт, на вечные веки приголубит!», «Корми - как земля кормит; учи - как земля учит; люби - как земля любит!».

Значение цвета КрасныйКрасный БелыйБелый ЖелтыйЖелтый ЧерныйЧерный цвет выражал восторг, радость, жизнь. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало. цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало. цвет символизировал солнце цвет символизировал землю

Л.В. Кукарева, учитель изобразительного искусства МОУ «Вятская средняя общеобразовательная школа» Советского района Республики Марий Эл