Древний священный обычай угас. Зверя все меньше. И близится час: Вовсе исчезнет охота. А.А.Даржай.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Родовые общины охотников и собирателей История История Древнего мира Древнего мира 5 класс 5 класс Урок 3 Урок 3.
Advertisements

Животный мир Алтайского края Богат Алтай. Войди в тайгу – И лань застынет на бегу. Проскачет заяц, и промчится, Как пламя рыжая лисица. Сова когтит корявый.
Выполнила: ученица 7 «а» класса МБОУ СОШ 10 г. Канаш Игнатьева Наталия 2013 г.
РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ. Ответы к тесту (1 вариант) разгонять мрак, отпугивать диких зверей, (2 вариант) не.
Животный мир Киргизии Работу выполнила: ученица 4 класса Яшечкина Анастасия ©МОУ Шурскольская СОШ, 2006.
РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ 1. Когда появились на земле первобытные люди? 2. Где жили древние люди? 3. Как выглядели.
Животные тайги Ученики 3 «А» класса МОУ Гимназия 2 МАНЫШЕВ ДМИТРИЙ ЧЕРНЕГА ДАНИЛА НОСКОВ МАКСИМ.
Откуда же мы можем взять информацию о древних охотниках? Всю информацию для потомков оставляли с помощью рисунков на камнях, или, проще говоря, петроглифов.
Редкие животные Тувы. Животные красной книги Тувы.
РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ. План урока. 1.ПРИЧИНЫ ВЫЖИВАНИЯ ЛЮ- ДЕЙ В УСЛОВИЯХ ОЛЕДЕНЕ- НИЯ. 2.ОХОТА. 3.ПОЯВЛЕНИЕ ЛУКА И СТРЕЛ. 4.ПОЯВЛЕНИЕ.
Животный мир Бурятии. Охрана животных Урок
«Млекопитающие» Красноярского края. Выполни ла: Маликова Елена.
Пос. Сосновый бор Общая характеристика ирбиса 2.Внешний облик 3.Местообитание 4.Питание и охота 5.Размножение 6.Охрана 7.Нумизматика и филателизм.
Родина человека. 2. Эволюция человека Первобытные люди – люди, жившие до изобретения письма, до появления первых городов и государств.
Опрос «Как жили древние люди» Когда появились на земле первобытные люди Где жили древние люди Как выглядели первобытные люди Какие занятия существовали.
Возникновение искусства и религиозных верований История История Древнего мира Древнего мира 5 класс 5 класс Урок 4 Урок 4 Prezentacii.com.
1 Жизнь животных. Кто чем питается.. 2 Разные животные питаются разной пищей.Разные животные питаются разной пищей. Животные делятся на несколько групп:
Фауна позвоночных насчитывает 369 видов. Млекопитающие представлены 60-ю видами, 28 из которых являются промысловыми. Наиболее распространёнными и ценными.
>;) Вам, наверно, кажется, что правила записи чисел и правила вычислений с ними всегда были такими же, как сейчас. На самом деле, люди сначала очень.
Хвойный лес или Тайга. Подготовила ученица 8 класса Свитцова Валентина.
Транксрипт:

Древний священный обычай угас. Зверя все меньше. И близится час: Вовсе исчезнет охота. А.А.Даржай.

Доказать,что промысловая охота тувинцев не только возможность обеспечить семьи мясом и ценной пушниной, но и способ защиты тайги, защиты окружающей природы.

1.Значение охоты в жизни древних тувинцев. 2.Промысловый животных.

Охота – основное занятие в жизни древних тувинцев. Об этом свидетельствуют археологические находки, относящиеся к периоду верхнего или позднего палеолита. Обитатели Тувы в этот период занимались коллективной охотой на мамонта и сибирского носорога, на дикую лошадь, северных оленей. Орудиями охоты служили: Дубинки и копья с каменными и костяными наконечниками. Широко применялись массовые облавы и загоны зверей к обрыву или к оврагу.

Культ животных – это особое отношение к промысловым животным, наделение их человеческими качествами и магической силой. Культовые животные - это в основном промысловые животные. Некоторые из них исчезли с лица земли, многие промысловые виды дожили до современного этапа, но в настоящее время состояние их численности очень низкое. Это такие исчезающие виды, как алтайский горный баран, дзерен, дикий северный олень и др.

1. Основу промыслового культа составляет вера в то, что животное подобно человеку, что оно не только обладает сверхчутким обонянием, но и понимает человеческую речь. 2. Вера в то, что у каждого зверя есть свой хозяин, распоряжающийся им, и лишь по его милости охотник может добыть зверя. Это ставит промысловый культ в ряд особых форм религии. А раз животное вездесуще, надо опасаться вызвать его гнев. Этими представлениями объясняются некоторые обряды промысловой магии и магические запреты, меры предосторожности на охоте, в частности, подставные имена животных, чаще всего хищных, опасных.

У тувинцев существовали определенные правила охоты – это были запреты, являющиеся, по сути, искусными приемами защиты природы: Не убивали дикого животного, прибежавшего к стойбищу; Запрещалось охотиться на самок с детенышами; Охотник должен был убить зверя одним выстрелом, не мучая его; Не добывали редких зверей; Прежде чем убить зверя, его «выпрашивают» у духа тайги; Каждый год освящают богатую зверями тайгу.

Пушные звери Белка Соболь Бобр Лиса Росомаха Куница Заяц Медведь Волк Мясные: косуля Кабан Марал( из – за пантов) Лось Горный козел и баран Кабарга(из – за струи) Тарбаган Барсук Суслик Тувинец промышлял зверем, чтобы накормить себя и свою семью, чтобы использовать его шкуру. Нельзя истреблять зверя под корень. Так говорили и поступали. Огнестрельное оружие не применялось.

Орудия у тувинского охотника были традиционными и не предназначались для хищнического истребления. Камни – орудие охоты на белку, были люди, которые в горной местности могли метким ударом попасть в присевшего зайца, манула. Бита – орудие из тонкой лиственницы длиной около метра Силок – орудие из волос конского хвоста для охоты на горностая, куницу, барсука, белку Чергий – приспособление для добычи мелких зверюшек, бегающих по тропкам:суслика, хорька, куницы, горностая.

Маспак – огромная тяжелая лесина к которой приделывали тонкую бечевку, тронув ее зверь приводит ее в действие, бревно падает и оглушает зверя. Это приспособление для добычи крупной дичи на зиму(косули, кабана или медведя) Ая – это очень опасное и для зверя, и для человека оружие. Его ставят на тропах зверей: зайца, косули, волка, марала и медведя Лук – это древнее приспособление, которое служило орудием охоты, боевым оружием, для охоты на мелких зверей использовалась стрела с тупым наконечником Капкан – в основном ставился на мелких зверей и ста применяться, когда в Туву стали завозить русские товары

На рубеже ХIХ – ХХ вв отношение к охоте изменилось из – за ухудшения жизни аратов, находящихся под гнетом манчжурской династии Цинь. В это период существовал албан – пушной налог. Албан включал 8 видов пушнины: барса, рыси, выдры, соболя, волка, росомахи, лисицы и белки. Араты должны были ежегодно сдавать 9 тысяч соболей. Разрешалось при этом уплатить албан вместо соболя шкурками вышеперечисленных зверей с учетом их эквивалентности. Шкура барса, рыси и выдры считались равными трем соболям, волка, лисицы и росомахи – полсоболя, 40 шкурок белки шли за соболя среднего качества.

Жертвоприношение – охотничий обряд для задобрения духов гор и рек, чтобы они послали удачу в промысле. Перед отправлением на охоту обращались за предсказанием о рузультатах охоты к шаману, который предсказывал обычно по руке охотника, разглядывая линии рук. Если охота неудачна, он подвешивал свой охотничий пояс набором охотничьих принадлежностей и угощал его. Находясь на промысле, не произносили названий животных. В тех случаях, когда это было необходимо, говорили иносказательно. Например, «чараш – ан» - красивый зверь, что означало «соболь», «улуг – ан» - лось. Добыча делилась с соседями, иначе удача в следующий раз покинет охотника. Старому человеку, пришедшему в юрту охотника, давали кусок мягкого сочного мяса и кость с мозгом и мясом.

Во многих местах охотничьи обычаи сохранились. Мясо впрок не добывают. Охотники соблюдают обычай «ужа», когда любой человек, встретивший охотника на промысле мог крикнуть: «Ужа!» и получить часть добычи. Обычай «ужа» и другие юридические тонкости использования охотничьих угодий несколько лет подряд изучал американец Брайн Донахо. Он выучил тувинский язык и собирал сведения для докторской диссертации.

Бережное и мудрое отношение тувинцев к живой природе, следование заветам предков – сохранение и передача из поколения в поколение традиций, способствовало относительно высокой численности видов животных, которые в наши дни занесены в наши Красные книги различных рангов, в том числе и в международную Красную книгу (архар, снежный барс, красный волк, дзерен и др) В различных экосистемах Тувы многие промысловые животные имеют более стабильную численность, чем в других регионах. К ним относятся лось, марал, соболь, бурый медведь, манул.

В Туве нет исключительного права охоты. Если в тайгу придет незнакомый человек, его не прогонят. Наоборот, ему должны помочь. Приютить в палатке, накормить, показать места охоты. Закон Тайги – помощь. Любой может пробовать здесь свои силы и получить по своим способностям. И никто не может взять у Тайги больше, чем она сама позволит. Если ты любишь и знаешь эту землю, она отдаст тебе все.

1.Аракчаа.Л.К.Истоки экологического воспитания.- Кызыл:Тувинское книжное издательство, 2004.с 44,88, Аранчын.Ю.Л.Исторический путь тувинского народа к социализму.- Новосибирск:Наука,1982.с Даржай.А.А.Зерна добра: Стихи и поэмы.- Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1989.с.130 – Кенин – Лопсан.М.Б. Традиционная культура тувинцев. –Кызыл:Тувинское книжное издательство, 2006.с 62, , Урянхай. Тыва дептер. Антология. Составитель С. К.Шойгу. Т1.М:Слово с.570 – 571. Перепечатка отдельных частей и всей работы запрещается. Защищено авторским правом.