Знаки препинания в предложениях с чужой речью. !Запомни! Существует два способа передачи чужой речи: С помощью прямой речи; С помощью косвенной речи. Слова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сложные предложения с прямой и косвенной речью. При разговоре мы часто передаем собеседнику высказывания других людей, то есть не свою речь, а чужую.
Advertisements

Предложения с прямой речью. В предложениях с прямой речью говорит только одно лицо. И эту речь обязательно дословно, «прямо» передает другое лицо. Оно.
Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью Русский язык.
Предложения с прямой речью. Способы передачи чужой речи При разговоре мы часто передаём собеседнику высказывания других людей, то есть не свою речь, а.
Выполнил ученик 8а класса Гришин Леонид Прямая речь.
Выполнил студент группы Ад – 11 Андриянов Антон. Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя. (Петроний, древнеримский писатель)
Прямая речь. Диалог. Обращение. Кадочникова Татьяна Владимировна учитель начальных классов МОУ Южно-Степная СОШ Челябинской области ЧТО Я ДОЛЖЕН ЗНАТЬ.
Урок – зачёт по теме «Способы передачи чужой речи». Цели: 1. вспомнить полученные знания о способах передачи чужой речи; 2. проверить и оценить полученные.
Урок русского языка 11 класс Заварухина Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2.
ДИАЛОГ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ВЫПОЛНИЛА УЧЕНИЦА 8 Д КЛАССА КУЛЕШОВА ЕКАТЕРИНА.
Этикетные диалоги. Цели: дать понятие «диалог», научить составлять и правильно оформлять этикетные диалоги; развивать умение использовать в диалогах вежливые.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ Фрагмент урока в 5 «В» классе (объяснение новой темы) (закрепление изученного) Учитель Зуева Людмила Васильевна.
Презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (5 класс) по теме: Прямая речь и диалог.
В любом виде речи могут быть монологи, диалоги и полилоги. Монолог – слова, речь одного Диалог – разговор, беседа двух или нескольких лиц Полилог – разговор.
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. А, а – слова автора П, п – прямая речь.
Похвальное слово знакам препинания Работу выполнили Ученицы 4 «А» класса Севастьянова Алиса и Челнокова Анастасия.
Прямая речь Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ О ПРЕДЛОЖЕНИИ?. ЗАЧЕМ МЫ СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ? ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ НАША РЕЧЬ? ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ ПОНЯТНО ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Знаки препинания при цитатах Кавычки, запятая, тире, двоеточие или многоточие?
Транксрипт:

Знаки препинания в предложениях с чужой речью. !Запомни! Существует два способа передачи чужой речи: С помощью прямой речи; С помощью косвенной речи. Слова автора мы будем обозначать [А] или [а] (в зависимости от того, где они находятся); Прямую речь [П].

Рассмотрим первый способ передачи чужой речи. С помощью прямой речи. Случай 1: слова автора стоят перед прямой речью [А]: «[ П ]». (в данном случае, как видно из схемы, слова автора пишутся с большой буквы, потом ставится двоеточие, прямая речь тоже пишется с большой буквы и заключается в кавычки) Анри Амьель говорил: «Всякая жизнь творит собственную судьбу».

Рассмотрим первый случай передачи чужой речи. С помощью прямой речи. Случай 2: слова автора стоят после прямой речи «[П]», ? ! - [ а ]. (в данном случае, как видно из схемы, прямая речь заключается в кавычки, затем идёт один из трёх знаков препинания: либо запятая, либо восклицательный знак, либо вопросительный, затем тире, а уже потом слова автора с маленькой буквы.) «Жизнь – это миг. Её нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на чистовик», - говорил А. П. Чехов.

Рассмотрим первый случай передачи чужой речи. С помощью прямой речи. Случай 3: слова автора разрывают прямую речь. Первая часть прямой речи заканчивается запятой и тире. Продолжение прямой речи начинается с маленькой буквы. «[П], - [а], - [п]». (в данном случае, как видно из схемы, прямая речь начинается с кавычек и прописной буквы, слова автора выделяются с двух сторон запятыми и тире, пишутся с маленькой буквы. Продолжение прямой речи начинается опять таки с маленькой буквы и только здесь кавычки закрываются) «Бояться надо не смерти, - писал Бертольд Брехт, - а пустой жизни». «На день, - говорил Максим Горький, - надо смотреть как на маленькую жизнь». Думаю понятно, что писал Бертольд Брехт, говорил Максим Горький, – это слова автора, а вот, что они говорили и что писали, – это прямая речь.

Рассмотрим первый случай передачи чужой речи. С помощью прямой речи. Случай 4: слова автора разрывают прямую речь. Первая часть прямой речи заканчивается точкой, восклицательным либо вопросительным знаками и тире. Продолжение прямой речи начинается с большой буквы. «[П]. !? - [а]. - [П]». (в данном случае, как видно из схемы, прямая речь начинается с кавычек и прописной буквы, слова автора выделяются с одной стороны либо точкой, либо восклицательным знаком, либо вопросительным и тире; с другой стороны слова автора выделяются точкой и тире. Поэтому продолжение прямой речи начинается с прописной буквы и только здесь кавычки закрываются) «Помни! – гласят папирусы Древнего Египта. – Только эта жизнь имеет цену». «В чём смысл жизни? – спрашивал Аристотель. – Служить другим и делать добро». Думаю понятно, что гласят папирусы Древнего Египта, спрашивал Аристотель, – это слова автора, а вот, что они гласят и что он говорит, – это прямая речь.

Рассмотрим второй способ передачи чужой речи. С помощью косвенной речи Случай 1 (и единственный): косвенная речь оформляется без кавычек и пишется с маленькой буквы после союзов что, чтобы, как (очевидно, что перед данными союзами, мы ставим запятую). [ А ], что; чтобы; как [ косвен. речь ]. Предположим, нам дана задача: переделать данную прямую речь в косвенную: Саша попросил: «Мамуленька, пожалуйста, отпусти хоть на полчасика погулять». Это же предложение с косвенной речью будет выглядеть следующим образом: Саша попросил, чтобы мама отпустила его на полчасика погулять. Понятно, что Саша попросил, - это слова автора, а всё, что находится после союза чтобы, - это косвенная речь.

Сделаем выводы. Чужая речь оформляется двумя способами: 1.С помощью прямой речи: [А]: «[ П ]». «[П]», ? ! - [ а ]. «[П], - [а], - [п]». (разрывается словами автора). «[П]. !? - [а]. - [П]». (разрывается словами автора). 1.С помощью косвенной речи: [ А ], что; чтобы; как [ косвен. речь ]. (без кавычек, с маленькой буквы, после соответствующих союзов).

Диалог – разговор двух или нескольких лиц, слова этих действующих лиц называются репликами. Каждая новая реплика начинается С красной строки и тире; Не заключается в кавычки. - [ П ], - а. - [ П ]? – а. - [ П ]! – а. Пример: Саша вдруг посмотрел на Сергея и сказал: -Друг, пошли, я покажу тебе моё секретное место. -Да ну тебя, всё у него какие – то секреты, - иронично ответил Сергей. -Как хочешь! А не пожалеешь потом? – таинственно проговорил Сашка.

Цитаты. (Смотри здесь).

Выполни задания: 1.Оформи данные авторские афоризмы, используя все способы выражения чужой речи (4 – ре с помощью прямой и один с помощью косвенной): Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить ей надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы… (Н. А. Островский). Когда посетит тебя горе, взгляни вокруг и утешься: есть люди, доля которых ещё тяжелее твоей. Эзоп. Самое важное чаще всего невесомо. (З, С)десь как(будто) всего важнее улы..ка. Часто улы..ка и есть главное. Улы..кой бл..год..рят. Есть улы..ка, ради которой пойдёш(?) на смерть. (Антуан де Сент – Экзюпери). 2. Придумай диалог на одну из тем «Зачем нужны знаки препинания в русском языке» или «Чисто не там, где убирают, а чисто там, где не сорят».