М.Е.Салтыков-Щедрин 1826 - 1889 Мир грустен - и я грущу вместе с ним; мир вздыхает – и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Advertisements

а а а в а в б Варианты ответов Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 год год) писатель - сатирик. (1826 год год) писатель.
1 М. Е. Салтыков-Щедрин 1826 – Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина Жизнь и творчество.
М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Урок литературы. Тема урока: «М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества»
Очерк жизни и творчества.. Я люблю Россию до боли сердечной… Писатель- сатирик Литературный критик Редактор журнала «Современник», «Отечественные записки»
Сказки (1869 и 1880 – 1886) «Для детей изрядного возраста»
М.Е.Салтыков-Щедрин ( ) Сказки. терминология «Эзопов язык» - средство борьбы с цензурными гонениями. «С одной стороны, появились аллегории, с.
История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков- Щедрин.
Прокурор общественной жизни М.Е.Салтыков- Щедрин «Ни у кого из предшествующих Щедрину писателей картины нашего быта не рисовались красками более мрачными.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился 15(27) января 1826 г. в селе Спас- Угол Калязинского уезда Тверской области.
Сатирические приемы изображения в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина Выполнил ученик 7 «В» класса Мерзликин Константин.
Презентацию разработала учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с УИОП г.Кирс Мировская Н.А.
М.Е.Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
М.Е. Салтыков-Щедрин. Салтыков-Щедрин (псевдоним – Н. Щедрин) Михаил Евграфович ( ), прозаик.
В мире «Сказок» Салтыкова - Щедрина Никто не карал наших общественных пороков словом более горьким так, как Салтыков – Щедрин. Н.Г. Чернышевский 900igr.net.
Cказки М.Е.Салтыкова-Щедрина ( ). «Я писатель, в этом моё призвание» М.Е.Салтыков-Щедрин Художник И.Н.Крамской.
Сатира – дело людей пытливых и мужественных. В том, что почти всем вокруг кажется ещё разумным, она усматривает вызов здравому смыслу. В.В.Прозоров.
Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок М.Е.Салтыкова-
Отец- Евграф Васильевич Салтыков Мать – Ольга Михайловная Забелина Учился в Царскосельском лицее.
Транксрипт:

М.Е.Салтыков-Щедрин Мир грустен - и я грущу вместе с ним; мир вздыхает – и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною и читателя. М.Е.Салтыков - Щедрин

Жизненные противоречия с детских лет вошли в душевный мир Салтыкова- Щедрина, формируя в нем будущий сатирический талант. М.Е. Салтыков-Щедрин родился 15(27) января 1826 г. в Тверской губернии. Отец писателя принадлежал к старинному дворянскому роду Салтыковых, к началу XIX в. разорившемуся. Стремясь поправить материальное положение, Евграф Васильевич женился на дочери богатого московского купца О.М. Забелиной, властолюбивой и расчетливой. Под крышей родительского дома будущему писателю не суждено было испытать семейное тепло и участие. Мать беспощадно относилась не только к крепостным, но и к собственным детям. В противовес безнравственному миру крепостничества в душе Салтыкова-Щедрина рано пробудилась обостренное чувство справедливости и жгучая ненависть к рабству. В 10 лет он покинул родное гнездо. Два года учился в Московском дворянском институте, потом, как отличный ученик, был направлен в Царскосельский лицей. Но и тут не обошлось без противоречий: Вкус к мышлению был вешью молопоощряемою, – вспоминает об этом времени писатель. Все лицейское воспитание было направлено тогда к одной исключительной цели – приготовить чиновника.

По окончанию лицея Салтыков определился на службу в Военное ведомство и вступил в социалистический кружок М.В. Петрашевского. Он принял душою учения французских социалистов-утопистов, которые видели бедствие общества в социальном неравенстве, а выход – в нравственном перевоспитании господствующего сословия в духе христианских заповедей. Позднее Салтыков обнаружил зерно противоречия в том, что члены социалистического кружка слишком прекраснодушны в своих мечтаниях. Поэтому его герои (повести Противоречия Запутанное дело) пытаются найти живое дело, позволяющее изменить жизнь. Обе повести были напечатаны в Отечественных записках, и за стремление к распространению революционных идей в 1848 году Салтыков был арестован и отправлен в далекую Вятку. В течение многих лет он носил мундир провинциального чиновника, на собственном опыте ощущая разрыв между идеалом и реальностью. Наблюдения над дикими провинциальными нравами и порядками углубляли его ненависть к самодержавно- крепостническому строю и полную жгучего сочувствия любовь к многострадальному народу. Салтыков лучше узнает его нужды, характер, язык. Итогом вятских наблюдений стали его Губернские очерки.

Салтыков-Щедрин – обличитель бюрократического аппарата Российской империи, нуждаясь в заработке, около 20 лет вынужден был носить чиновничий мундир. Он служил вице-губернатором в Рязани и Твери, председателем казенной палаты в Пензе, Туле Рязани. Мужественный, принципиальный, он держался независимо по отношению к начальству, действовал смело и решительно. Ему удается пресечь немало чиновничьих плутней, разоблачить и покарать не одного взяточника. Неоднократно вступается и за бесправных крестьян. Я не дам в обиду мужика, – эти слова, сказанные писателем, передавались из уст в уста. Вице- губернатора Салтыкова прозвали вице-Робеспьером. Однако Салтыков все больше убеждался, что деятельность чиновника, пусть даже честного и справедливого, не может привести к улучшению народной жизни при существующем общественном строе. В поисках ответа на вопрос, как бороться с антинародной сущностью государственной системы в условиях пассивности и гражданской незрелости народа, писатель подает в отставку (1868 г.) и целиком посвящает себя литературе. Итогом его раздумий данного периода стала История одного города.

Выйдя в отставку, Салтыков-Щедрин становится вместе с Некрасовым во главе Отечественных записок. 16 лет неустанного труда отдал он журналу, продолжая публиковать свои язвительные произведения, направленные против основ самодержавия. В 1884 г. Отечественные записки закрыли. Последние 5 лет жизни писателя были особенно мучительными, он чувствовал себя одиноким, измученным тяжким недугом. Но продолжал писать. В Сказках сатира приобретает вселенский масштаб, это итог многолетних жизненных наблюдений писателя. Работал Салтыков-Щедрин до последнего вздоха и умирал в полном смысле этого слова воином на поле битвы. 8 апреля 1885 г. Салтыков-Щедрин скончался.

В одной из сказок Салтыков-Щедрин исповедует народную веру в торжество правды и добра. Христос у него вершит на земле Страшный суд, в согласии с крестьянскими представлениями и христианскими идеалами. Несмотря на все сомнения и противоречия, неизменной оставалась вера писателя в свой народ. Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России писал Щедрин. Эти слова можно считать эпиграфом ко всему творчеству сатирика, гнев и презрение которого рождались из суровой и требовательной любви к Родине, из выстраданной веры в ее творческие силы.

Нравственность – внутренние и духовные качества, которыми руководствуется человек, правила, нормы поведения. (Словарь Ожегова) Пороки – тяжелые предосудительные недостатки, позорящие свойства Комментарий – рассуждение, пояснение и критическое замечание по поводу чего-либо. Родина – 1) отечество, родная страна; 2) место рождения Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой, наделенное правами и обязанностями

«Сказки для детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин создал новый оригинальный жанр политической сказки, в которой сочетаются фантастика и реальная злободневная политическая действительность».

Из 32 сказок - 28 созданы в течение четырех лет с 1882 по 1886 год. В сатирических образах писателя не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя. (Таков герой сказки " Премудрый пискарь " - от слова " писк ", т.к. рыба пескарь, если ее схватить рукой, издает звук, похожий на писк). Сказки Салтыкова-Щедрина - это не речь народа-сказителя. Это философско-сатирические сказки. Они о жизни, о том, что видел и наблюдал писатель в действительности. Чтобы убедиться в этом, можно сопоставить сказки Салтыкова-Щедрина с русскими народными сказками и отметить в них общие и отличительные черты.

СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА ПроблематикаХудожественные особенности Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат») Фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика) Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») Гротеск (переплетение фантастики и реальности) Положение народа («Коняга», «Кисель»)Эзопов язык (иносказание и метафоричность) Подлость буржуазии («Либерал», «Карась- идеалист») Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия) Трусость обывателя («Премудрый пискарь»)Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности) Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь») Гиперболизация

Сказки Вяленая вобла Премудрый пискарь. Дикий помещик, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Сказка «Медведь на воеводстве»

«В сказке «Премудрый пискарь» Щедрин зло высмеял прячущегося от веяний живой жизни интеллигента, единственная цель которого – подленькое «шкурное приспособление», желание выжить ценой отказа от человеческих чувств, стремлений и борьбы»

В сатире Салтыкова – Щедрина перед читателем возникает «образ страны страдающего, но пассивного народа, бессильного общества и жестокой, деспотичной власти»

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил. Генералы CCCс с Мужик неприспособленност ь приспособленност ь глупостьловкость невежественностьнаходчивость тунеядствотрудолюбие никчемностьталант несправедливость рабская покорность жадностьбезропотность пустота

«Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» 1869 год ТемаХудожественные приемы Идея Значение Господа Народ

Что нового вы узнали о генералах из прочитанных эпизодов? Как в этих эпизодах характеризуется мужик? Кто из героев и почему любит и ценит себя? Кто из героев и почему заслуживает уважения?

Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие? Можно ли назвать его идеальным героем? Какие нравственные пороки изображает автор в образе мужика? Каково значение сказки? Против чего протестует автор?

Какие черты народных сказок использовал Салтыков-Щедрин в Повести …? Элементы реальной жизни Сказочны й зачин Устойчивые сказочные выражения Фантастические события

«Сказки Салтыкова иносказательны, аллегоричны, в них всегда есть подтекст. «мораль», которая в иных случаях высказывается с полной определенностью, в иных же – только подразумевается и требует от читателя умелой расшифровки»

Сказки Салтыкова-ЩедринаСказки русского народа Общие черты Зачин Сказочный сюжет Фольклорные выражения Народная лексика Сказочные персонажи Концовка Отличительные черты Сатира Сарказм Смешение категорий добра и зла Нет положительного героя Уподобление человека животному Юмор Гипербола Победа добра над злом Положительный герой Очеловечивание животных

1.О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков- Щедрин? 2.Каковы же объекты сатиры Салтыкова- Щедрина? «Дети изрядного возраста» должны возмужать и перестать быть детьми. Правительственные круги и господствующее сословие; обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция; бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность; бездуховность.

Сатирические приемы, используемые в сказках писателем. Разные способы смеха: а) ирония осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное; сарказм едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества; гротеск предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия; б) иносказание, аллегория иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык художественная речь, основанная на вынужденном иносказании; в) гипербола чрезмерное преувеличение.

Основная тема сказки (о чем?). Главная мысль сказки (зачем?). Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам. Сатирические приемы, использованные автором. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. Соединение фольклорного, фантастического и реального.

Роман «История одного города» «Свое произведение выдал за найденные в архиве тетради летописцев, будто бы живших в XVIII в., а себе отвел лишь скромную роль «издателя» этих записок; царей и царских министров представил в образах градоначальников, а установленный ими режим – в образе города Глупова»

Музей М.Е.Салтыкова-Щедрина