САМОПОЗНАНИЕ Знание и сознание. Что первично ДУХ или ПРИРОДА ? ДУХ Сознание – самостоятельная сущность материя природа Сознание – свойство высокоорганизованной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: Знание и сознание. План: 1. Знание. Виды и формы знания 2. Что такое «сознание»? 3. Теоретическое и обыденное сознание.
Advertisements

Общественное сознание 11 класс. Сознание – высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Сознание..
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ. План темы 1. Сущность и особенности общественного сознания. 2. Структура общественного сознания. 3. Общественная психология и идеология.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ Автор: Бушуева Т.Ю., учитель обществознания МБОУ-СОШ 168 Г. Екатеринбург.
Подготовила студентка 2 курса 1 группы фармацевтического факультета Долженко Анастасия Сергеевна.
Общественное сознание. ПЛАН: Сущность и особенности общественного сознания. Структура общественного сознания. Общественная психология и идеология. Индивидуальное.
Презентация по обществознанию по теме: Сознание
1 Человек современного физического типа тыс. лет назад. Часть природы, биологическое, телесно-чувственное существо (Л. Фейербах) Творец духовной.
Общественное сознание выступает как важнейший элемент духовного бытия.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. ПРИРОДНАЯСРЕДА СОЦИАЛЬНАЯСРЕДА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТЬ.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Объект – психика человека. Предмет –
Политическое сознание и политическое поведение обществознание, профильный уровень, 11 класс.
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
МЫШЛЕНИЕ 1. Понятие о мышлении 2. Характеристики мышления 3. Мыслительные операции 4. Виды мышления 5. Теории мышления.
Подготовил Голобородько Евгений.
Внутренний мир человека Человек. Общество. Государство, 9 класс Prezentacii.com.
Транксрипт:

САМОПОЗНАНИЕ Знание и сознание

Что первично ДУХ или ПРИРОДА ? ДУХ Сознание – самостоятельная сущность материя природа Сознание – свойство высокоорганизованной материи

Сознание есть совокупность идей – индивидуальных или коллективных. В этом значении употребляли термин «сознание» Гегель и Маркс. Сознание – присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах.

«Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой, но теория становится материальной силой, как только она овладевает массами». ( К.Маркс) С одной стороны, среда (общественное бытие) определяет общественное мнение (общественное сознание), а с другой стороны – общественное сознание определяет общественное бытие. В истории можно найти сколько угодно фактов, свидетельствующих в пользу как того, так и другого.

Предпосылки возникновения сознания: материализм Свойство отражения, лежащее в основе материи; Возникает в процессе труда, развивается под действием социокультурной реальности; Определяющую роль играет практика; Сердцевина сознания – знание. Сознание – субъективный образ объективного мира, способность человека выделять себя из окружающего мира. Структура сознания познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат познания. внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье). воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели

функции сознания познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке. творчески конструктивная, проявляющаяся в опережающем отражении, в мысленном моделировании будущего систематизирующую функцию, критически оценочную и описательную регулятивно управленческая, обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека Прогностическая - предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их.

Сознание - важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная, поскольку последняя включает в себя и бессознательное. оно определяет и сознание, и все поведение человека, причем особое значение он придавал врожденным инстинктам и влечениям, ядром которых считал половой инстинкт.

бессознательное имеет три основных уровня: неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением простейших нужд и потребностей; процессы и состояния, которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в сферу бессознательного и осуществляться автоматически; третий, высший уровень бессознательного проявляется в художественной, научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества

Что такое знание? Знание – результат познания, неотъемлемая часть сознания; Знание – не только то, что человек знает, но и то, о чем он в данный момент не думает и не осознает, но может сделать достоянием своего сознания.

Структура общественного сознания. от субъекта: 1) философия; 2) политическое сознание; 3) правовое сознание; 4) мораль; 5) искусство; 6) наука; 7) религия. от глубины отражения: 1) общественная психология, обыденное сознание; 2) идеология. Общественная психология – совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. Идеология (в широком смысле слова) – система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также цели социальной деятельности.

Структура общественного сознания. В зависимости от формы отношения к собственной деятельности и окружающему миру: 1) искусство (эмоционально-чувственное отношение к миру); 2) религия (эмоционально-доверительное отношение к миру); 3) мораль (доверительно-практическое отношение к миру); 4) наука (эмоционально-рассудочное отношение к миру); 5) право (чувственно-рассудочное отношение к миру); 6) идеология (практически-преобразовательное отношение к миру). В зависимости от свойства субъекта сознания: 1) индивидуальное сознание; 2) массовое сознание; 3) классовое сознание.

Признаки массы как субъекта сознания: 1) масса не является самостоятельным образованием, представлена множеством отдельных «единиц»; 2) присутствие индивидов в массе носит неупорядоченный, случайный характер => масса отличается неопределённым количественным и качественным составом; 3) ситуативность существования; 4) неустойчивость, изменение от одной конкретной ситуации к другой; 5) разнородность, смешанность, разрушение границ между социальными группами.

Массовое сознание совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений, в том или ином виде отражающих разные стороны жизни; За границами массового сознания остаётся великое множество явлений общественного сознания, недоступных пониманию масс и (или) не затрагивающих их интересы (наука, философия).

Формы выражения и функционирования массового сознания: Общественное мнение – состояние массового общественного сознания, которое отражает отношение (явное или скрытое) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности. общественное настроение.

Общественное сознание различных типов общества: В обществах традиционных искусство, религия и мораль существуют в единстве. В индустриальном обществе каждая форма общественного сознания достигает максимальной автономии.

Общественное сознание постиндустриального общества: В постиндустриальном (информационном) обществе прежняя уверенность, что мир имеет смысл, прогресс – направление и цель, что есть универсальные ценности Истины, Добра и Красоты, сменилась признанием того, что всё относительно. Искусство теряет ориентацию на Красоту; Религия становится частным делом, а мораль ориентируется не на Добро, а справедливость; Право из свободы превращается во множество ничем не ограниченных прав различных меньшинств; Идеология как позиция крупной общественной группы заменяется технологией воздействия на информационную среду.

Как связано общественное сознание с индивидуальным?

Сознание индивидуальное и общественное. Особенности общественного сознания: обладает значительной самостоятельностью относительно общественного бытия. Сознание людей может отставать от общественного бытия и не соответствовать ему. Идеи и взгляды людей могут и опережать реальные условия; обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого. Преемственность проявляется в науке, морали, традициях народов; активно воздействует на всю жизнь общества.

Теоретическое и обыденное сознание: Обыденное сознание формируется в процессе повседневной практической деятельности людей, есть непосредственное отражение реального процесса их жизни в форме взглядов, чувств, иллюзий, простых законов и т. д. Теоретическое сознание, отражает глубинные, сущностные стороны общественной жизни и включенной в нее природной среды в форме взглядов, теорий, законов

Стадии формирования самопознания Самопознание - сложный многоуровневый процесс, индивидуализированно развернутый во времени. познание своих особенностей через познание особенностей другого, сличение и дифференциацию; на 2-й стадии подключается самоанализ

Самопознание представляет единство трех сторон: когнитивной (самопознание) эмоциональной (отношение к себе) регуляторной

В ранней юности происходит постепенная смена предметных компонентов Я-концепции Юноша привыкает к своей внешности; формирует относительно устойчивый образ своего тела, принимает свою внешность и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний; на первый план выступают теперь другие свойства я - умственные способности, волевые и моральные качества.

В лет особенно сильно актуализируется проблема несовпадения реального Я и идеального Я.

Важным средством познания является самоисповедь. Познание внутреннего мира - самопознание. Самосознание в психической деятельности человека выступает как сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование - понятие собственного Я.

По мнению ученых личность составляют 5 полноценных элементов: Познавательный;(суждения о самом себе, называемые самознанием, представлением самого себя или концепцией-я) инструментальный;(содержит совокупность умений и навыков, способности и сообразительность) мотивационный; эмоциональный; Личный (относится темперамент, являющийся продуктом генетической передачи и влияющий на характеристику поведения (энергия, сила, быстрота, изменчивость, подвижность, влияет на то, как выполняются каждодневные задания).

Итоговый продукт самопознания Я-образ или Я-концепция. "Я-реальное" и "Я-идеальное" (Роджерс, Фрейд, К.Левин); Я-материальное" и "Я-социальное"; образ тела, "социальное Я", "когнитивное Я" и самооценка; "Я настоящее", "Я динамическое", "Я фактическое", "Я вероятное"

В элементах личности находится содержание, касающееся данного лица. а) собственном существовании как личность (существую - я-личность); б) убеждение в постоянстве (я всю жизнь являюсь собой); в) убеждение в неповторимости (я не такой как все, самостоятельный). Благодаря этим элементам личности человек создает материальные, общие и духовные ценности.

Характер это индивидуальное сочетание устойчивых особенностей личности, проявляющихся в типичных способах поведения. В психологии выделяют три группы черт характера: черты, в которых выражается отношение к другим людям и к обществу в целом; черты, в которых проявляется отношение к труду, к делу.

Психологи выделяют 4 типа темперамента: Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы. Энергичен, активен, доброжелателен, спокоен, находчив. Легко сходится с новыми людьми. Холерик - нетерпелив, вспыльчив, несдержан. Проявляет инициативу, активность, но часто не доводит дело до конца. Флегматик - мало эмоционален, невозмутим, отличается работоспособностью, терпением, выдержкой, медлителен. Меланхолик - обидчив, болезненно чувствителен, робок, мечтателен

mir.com/time _ _330_20103.html center.ru/library/s09_kak_nayti_sebya_v_jizni_samopoznanie_lich nosti_cheloveka school.ucoz.ru/index/obshhestvennoe_i_individualnoe_soznanie_s bp/ Литература: Боголюбов Л.Н., Обществознание 10 класс, М., «Просвещение», 2009 г.