ЗАДАЧИ: Дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декоративно- тематической композиции в её украшении. Воспитывать уважительное отношение к своим.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Загадка "Стригли, щипали, а после чесали, Чисто, пушисто – к доске привязали!" ПРЯЛКА.
Advertisements

Внешний вид музея МБОУ Насонтовской ООШ. « Прялка ручная»
Пряха В низенькой светелке Огонек горит, Молодая пряха Под окном сидит. Молода, красива, Карие глаза, По плечам развита Русая коса. Русая головка, Думы.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 7» Тема урока: Прялка Конструкция и декор предметов народного.
Тема: Бурятский орнамент. Буряты Народы севера Семейские.
Нарядно расписанная прялка рассказывает нам о далёком, давно забытом времени. Русская деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонёк чуть брезжит.
МОУ СОШ 5 г.Нефтеюганска Урок изобразительного искусства в 5 классе Тема: Учитель изобразительного искусства Кавеева Алевтина Александровна.
В избушке распевая, дева Прядет, и зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней,- А.С.Пушкин.
М УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «С РЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 15 П. Б ЕРЕЗАЙКА » Б ОЛОГОВСКОГО РАЙОНА Т ВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ Русские.
Урок изобразительного искусства 5 класс I четверть Тема: «Конструкция и декор предметов народного быта»
Цели по содержанию урока: 1.Знать первоначальные сведения о прялках и декоративно-тематической композиции «Прялки» в ее украшении. 2.Уметь применять свои.
Тема урока: « Конструкция и декор прялки » Презентацию подготовила Учитель изобразительного искусства и МХК Гильдт Валентина Степановна МОУ КСШ с. Крестьянка.
Презентация для 6 класса коррекционной школы Подготовила учитель изо Афанасьева Ю. В. ГБОУ СКОШ 530 г. Москва.
Изобразительное искусство Кирсанова Надежда Владиславовна МОУ лицей 10 Город Советск.
Автор: учащаяся 6 класса МОУ «СОШ с. Брыковка Духовницкого района Саратовской области» Уразова Яна I региональный метапредметный конкурс проектов и исследовательских.
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ» Программа элективного курса для учащихся 9 класса Курс составлен на основе «Программы по обучению учащихся изготовлению.
Деревянное ремесло в нашем селе. Автор: Лукин Сергей. МОУ Анненская СОШ 2010 г.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 18 «Ладушки» Выполнила: Третьякова Ольга Павловна Воспитатель МАДОУ Д\С 18.
«Народные промыслы России» «Народные промыслы России»
Автор: Шопина Наталья Николаевна МОБУ СОШ 3 город Кореновск, Краснодарского края Тема: Рисование с натуры: «Весёлые игрушки»
Транксрипт:

ЗАДАЧИ: Дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декоративно- тематической композиции в её украшении. Воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков. Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки.

План урока: Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок. Дать определение понятию «прялка», её основным элементам. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи. Постановка художественной задачи. Практическое выполнение задания. Подведение итогов.

Русская народная песня «Пряха»

Заброшенная деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонёк чуть брезжит из одинокого окошка.

Мерцающий свет едва освещает сидящую женщину. Перед нею – прялка с куделью, в руке – веретено.

Вот они какие – русские прялки!

Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки свидетельствуют о стремлении народа к прекрасному.

Прялка – орудие для ручного прядения Прялка – орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца – горизонтального сиденья для пряхи.

Прялка – олицетворение русской крестьянки Многие поэты воспели прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение. В избушке распевая, дева Прядёт, и зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней, - писал А. С. Пушкин.

Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоёмкими. Напрясть и наткать надо было на всю семью, да ещё и подати уплатить холстом. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. Прядение начиналось обычно в конце ноября и продолжалось всю зиму. Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день около 460 аршин пряжи (примерно 300 метров). А чтобы получить хотя 20 аршин ткани (около 15 метров), нужно было спрясть не менее 20 тысяч метров пряжи.

Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6-8 лет. В музеях хранятся маленькие детские прялки.

Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжёлый труд, её украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью её владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях нашей страны. Но имя того, кто дарил прялку, от нас скрыто. Хотя на некоторых прялках есть дарственные, но многое ли откроет нам такая, к примеру, надпись: «Сия прялка Авдотьи Степановны. Кого люблю, того дарю…».

Над прялкой трудились два мастера: один вырезал её из дерева, другой украшал росписью. Форма и отделка показывают, что резчик по дереву был таким же талантливым художником, как и живописец. Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.

Типы прялок сложились в далёкие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приёмы украшения.

Северодвинские прялки

Прялки Русского Севера

Мезенские прялки

Прялки Верхнего и Среднего Поволжья

Практическая работа А теперь давайте выполним эскиз своей прялки с использованием знаний о русском традиционном орнаменте и его символике

Подведение итогов Сегодня мы ещё раз прикоснулись к наследию наших предков, познакомились с предметом, который играл очень важную роль в жизни русского человека, - прялкой. Давайте посмотрим на наши работы! Похоже, и у нас не нашлось двух одинаковых прялок. Наверное, это потому, что вы, как и наши старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.