Имя существительное Имя прилагательное Глагол Проверь себя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Имя существительное Слова, которые обозначают предметы, явления природы или события и отвечают на вопросы кто? или что?
Advertisements

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА I. Часть речи. Общее значение. - вид II. Морфологические признаки. III. Синтаксическая роль. 1. Начальная форма (неопределённая.
Помощь ученикам в морфологическом разборе имени существительного, имени прилагательного, глагола (разбор слова как части речи) Автор Кочегура И.В., учитель.
Памятка «Что я должен знать о глаголе». 1. Спряжение глаголов. I спряжение Окончания на Е ЕТ, ЕТЕ, ЕМ, ЕШЬ Окончания на УТ, ЮТ ___________________ Глаголы.
Глагол - окончания. Что такое глагол? Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: Что делает? Что сделал?
Глагол Часть речи. Обозначает действие предмета..
I и II спряжение глаголов. Общее понятие. Цель: - сформировать понятие о спряжении (изменении глаголов по лицам и числам); - развивать умение определять.
Тема «Глагол» Таблицы и схемы Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ 2 г. Колпашева Арбузова С.Л.
Глагол Презентация по русскому языку для 5 класса. Составила Павлушина Ярослава Петровна, учитель русского языка и литературы.
Чтобы определить спряжение Окончание под ударением Окончание безударное Поставь глагол в неопределённую форму -у -ю -Ешь -Ет -Ем -Ете -Ут -Ют -у -ю -Ишь.
Глагол – ЧР – действие предмета Что делать? Что сделать? Неопределенная (начальная) форма инфинитив Окончания - ть ти чь Играть нести беречь.
Глагол 5 класс План: Понятие о глаголе Постоянные признаки Непостоянные признаки Правописание не с глаголамиПравописание не с глаголами Способы образования.
Глагол как часть речи. Глагол как часть речи имеет грамматические категории: - вида; - залога (только у переходных глаголов); - времени; - лица; - числа,
Повторение изученного по теме «Глагол». Глагол – это самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета,
О чем это ? Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет: Чертит, пишет иль поет. Вышивает или пишет, Или забивает гол, Варит,
Обобщающий урок Обобщающий урок русского языка в 6 классе русского языка в 6 классе «Самостоятельные части речи» «Самостоятельные части речи» Презентация.
… И кораблик подгоняет ; Он б ежит себе в волнах На поднятых парусах …
Чтобы определить спряжение глагола, выясни Окончание под ударением (сильная позиция) Окончание безударное (слабая позиция) Поставь в неопределенную форму.
О чём идёт речь ? Что без меня предметы ? Лишь названья, А я приду- Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят зданья. Цветут сады, И хлеб в полях.
Глагол Обозначает: действие или состояние предмета. Вопросы: Что делать? Что сделать? Постоянные признаки: 1. Вид (совершенный и несовершенный); 2. Спряжение.
Транксрипт:

Имя существительное Имя прилагательное Глагол Проверь себя

Имя существительное Слова, которые обозначают предметы, явления природы или события и отвечают на вопросы кто? или что?

Имена собственные и нарицательные Существительные, называющие предметы, явления, являются нарицательными. Названия городов, названия улиц, рек, озер, имена, фамилии – имена собственные. кот Барсик

Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные Кто? Что?

Род имен существительных Женского рода (она моя) Мужского рода (он мой) Среднего рода (оно мое)

Число имен существительных Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе Для обозначения нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном числе Для обозначения нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном числе мяч ракетки

Падеж имен существительныхПадеж Слово помощник вопросыИменительныйесть кто?что? Родительныйнет кого? чего? Дательныйподошел кому ?чему? Винительныйнадеюсь кого?что? Творительныйгоржусь кем?чем? Предложныйдумаю о ком? о чем?

Склонение имен существительных Склоне ние РодОкончания IЖенскиймужской -а, -я IIМужскойсредний - -о, -е IIIженскийь трактор -2скл. машина- 1 скл. Солнце- 2скл. Мышь-3 скл

Три склонения имен существительных Па-де-жи1-есклонение2-есклонение 3-е склонение Женский род Мужской род Мужскойрод Средний род Женскийрод И.Р.Д.В.Т.П. - а, -я - ы, -и - е, -е - у, -ю - ой, -ей - е, -е - а, -я - ы, -и - е, -е - у, -ю - ой, -ей - е, -е - ь, - ь, - а, -я - у, -ю -, -я - ом, -ем - е, -е - о, -е - а, -я - у, -ю - о, -е - ом, -ем - е, -е -ь-ь-и-и-и-и-ь-ь-ю-ю-и-и-ь-ь-и-и-и-и-ь-ь-ю-ю-и-и Проверь себя

Имя прилагательное Слова, которые обозначают признак предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Слова, которые обозначают признак предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Какой? синий Какая? зеленая Какие? голубые Какое? белое

Имена прилагательные в предложениях употребляются при именах существительных. Прилагательное ставится в том же числе, роде и падеже, что и существительное, к которому оно относится. Мн.ч. Им.п. На траве сидели красивые бабочки.

Слова, которые обозначают действие предметов, называются глаголами. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делают? что делал? что делает? летитчто делал? писал

Инфинитив - начальная форма глагола - начальная форма глагола Что делать? Что сделать? Что делать? Что сделать? Инфинитив имеет суффиксы –ть, -ти, -чь Инфинитив имеет суффиксы –ть, -ти, -чь Учить – ум точить. Учить – ум точить. ^^

Возвратными называются глаголы, имеющие суффиксы –ся, -сь называются глаголы, имеющие суффиксы –ся, -сь Что делают? катаются

Виды глагола Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? что делает? что будет делать? Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? что делает? что будет делать? Говорить, говорит, будет говорить. Говорить, говорит, будет говорить. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? что сделает? что сделал? Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? что сделает? что сделал? Сказать, скажет, сказал Сказать, скажет, сказал Что делает? катается (несов.вид) Что сделал? cпрятался (сов. вид)

Время глагола У глагола основными являются три времени, которые показывают, когда происходит действие: в прошлом, настоящем или будущем (решали, решают, будут решать) Что делают? играют (наст. вр.) Что делал ? бежал (прош, вр.) Что сделаем? полетим (будущее вр.)

Прошедшее время Образуется от инфинитива с помощью суффикса –л Е Ед. ч. Мн. ч. М.р. Ж.р. Ср.р. Рисовали (мн. ч.) Рисовал ( м. р.) Рисовала (ж. р.) Рисовало (ср. р.) ^

Настоящее время Образуется от глаголов несовершенного вида, изменяются по лицам и Образуется от глаголов несовершенного вида, изменяются по лицам и числам. числам. Рисую – рисуешь- рисуем- рисуете

Будущее время Формы будущего простого времени имеют глаголы совершенного вида. Прочита-ю, прочита-ешь, прочита-ете, прочита-ют. Формы будущего сложноговремени имеют глаголы несовершенного вида. Буду читать, будешь читать, будем читать, будут читать. Глаголы будущего времени изменяются по лицам и числам.

Спряжение глагола 1 спряжение -ешь -ешь -ет -ет -ем -ем -ете -ете -ут (-ют) -ут (-ют) 2 спряжение 2 спряжение -ишь -ишь -ит -ит -им -им -ите -ите -ат(ят) -ат(ят)

Чтобы определить спряжение выясни 2 спр. -ишь-ит-им-ите -ат(ят ) 1 спр. - ешь -ет-ем-ете -ут (-ют) Поставь глагол в н. ф. 1 спр. Не на –ить + брить, стелить 2 спр. -ить + исключения

Глаголы –исключения 2спряжение Проверь себя

Распредели слова в три столбика- по частям речи. Сущ.Прил.ГлаголСтучитКуклаВеселыйПовидлоСолнцеДуетБерезаЧитатьКричалКрасивый

Сущ.Прил.ГлаголКуклаПовидлоСолнцеБерезаВеселыйКрасивыйСтучитДуетЧитатьКричал

Вставь пропущенные окончания существительных, устно определи склонение и падеж. 1. Не лежалось на окошк.., покатился по дорожк… 2. Красна девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнц.. тяжко, слезы льет бедняжка! 3. Нет ни речк.., ни пруда, где воды напиться? Очень вкусная вода в ямк.. от копытца!

1. Не лежалось на окошк е (2спр.,П.п.), покатился по дорожк е (1спр.,Д.п.). 2. Красна девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнц е (2спр.,П.п). тяжко, слезы льет бедняжка! 3. Нет ни речк и(1спр.,Р.п.), ни пруда, где воды напиться? Очень вкусная вода в ямк е (1спр.,П.п.) от копытца!

Определи спряжение шалишь торчат ткут берете побрить смотрит занозишь терпит верчу дышать живёте несём казнят

1спр. 2 спр. БерётеТкутПобритьНесёмЖивётеКазнятДышатьШалишьЗанозишьСмотритВерчуТерпит