Литература и культура Серебряного века Автор: Юрьева Светлана Викторовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русская культура Серебряного века «…Этот мир очарований, этот мир из серебра»
Advertisements

Дисциплина «Русская литература» «Серебряный век» русской культуры Разработал: студент ВМ-07к Вяткин Ю. Консультант: Шевёлкина О.А. Количество слайдов:
«Серебряный век» русской культуры Мы подарили Западу начало нашего века... Д. Лихачев.
Русский модернизм. 11 класс. План изучения темы 1. Основные принципы модернизма. 2. Ведущие направления в русском искусстве серебряного века: символизм;
Модернизм в России. Серебряный век Серебряный век русской поэзии русской поэзии.
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
Серебряный век – блеск, взрыв, яркость, необычность! Критерии для сопоставления. Символисты. Акмеисты. Футуристы. 1. Цель творчества. Расшифровка тайнописи,
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл… Анна Ахматова.
Основные события истории России конца XIX – XX веков 1890 год – начало эпохи экономического развития, реформы С.Ю. Витте 1894 год – начало царствования.
«Серебряный век» русской поэзии Вводная лекция Вводная лекция.
(НАЧ Х ГГ. – 1917 Г.) Серебряный век русской поэзии Автор Опалева Л.Л., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 4 г.Кирово-Чепецка Кировской.
11 класс Первая половина XIX века - это «золотой век» русской культуры, пушкинский период русской литературы. Основные черты: стремление к свободе и освобождению.
«Этот мир из вдохновенья, Этот мир из серебра…» Модернизм в русской поэзии рубежа веков.
Я мечтою ловил уходящие тени… К.Д. Бальмонт. Это эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической.
Курбанова Ольга Михайловна Преподаватель литературы Профессионального лицея «Молодежная мода» 13.
ЦЕЛЬ: отметить характерные черты времени рубежа веков; дать понятие о Серебряном веке как явлении русской культуры, основанном на глубинном единстве всех.
Серебряный век Русской литературы. Исторические предпосылки Серебряного века: Бездействие, бездонность; Бездействие, бездонность; Общая атмосфера пустоты.
Модернизм в литературе XX века. Модернизм (от франц. moderne-современный)-термин, которым называют литературные направления xx века, использовавшие новые.
Выполнили ученицы 11 класса Иванова Мария и Петрова Света.
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ РАСЦВЕТ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ Философия – Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, Е.Н.Трубецкой,
Транксрипт:

Литература и культура Серебряного века Автор: Юрьева Светлана Викторовна

«Можно сопоставить Серебряный век с луной… Н.Оцупа»

Цель проекта: раскрыть содержание удивительного мира русской культуры начала XX века; cформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века.

Основной вопрос: «Какую закономерность можно увидеть в смене направлений Серебряного века?»

Эпоха рубежа XIX-XX веков – это эпоха сложных противоречий, напряжённых духовных исканий, революционных преобразований. Ломались социальные, политические устои, а человек искал духовной опоры. «Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?»- писал Александр Блок. Что же происходило в России в это время?

1890 г. – начало эпохи экономического развития, реформы С.Ю. Витте г. – начало царствования Николая II гг. – русско-японская война гг. – первая русская революция г. – создание I Государственной Думы и аграрная реформа А.П. Столыпина г. – начало Первой мировой войны г. – Февральская революция; свержение самодержавия. Октябрьская революция.

Считается, что благодаря именно Грёзе появился на свет СИМВОЛИЗМ

Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами- Только отблеск, только тени От незримого очами? Символизм- многозначное иносказание. В.Соловьёв так определил сущность символизма:

К.Бальмонт Ф.Сологуб З.Гиппиус

М.Врубель. Сирень М.Врубель. Фантастический лес

А.Блок А.Белый В.Иванов

Часто литература питает живопись, а живопись- поэзию.

В.Э. Борисов-Мусатов. Призраки Врубель. Демон сидящий. Мой демон- близ меня- повсюду; ночью, днём. Неосязаемый, как воздух, недоступный, Он плавает вокруг, он входит в грудь огнём Он жаждой мучает извечной и преступной. Ш.Бодлер

Никому не известен конец. И смятенье сменяет веселье. Нам открылось в гаданьи: мертвец Впереди рассекает ущелье. А.Блок А.Бёклин. Остров смерти

Г.Моро. Единорог В.Васнецов. Гамаюн, птица вещая Хочется мне замков с их царевнами, Озирающих просторы с башни, Менестрелей с лютнями напевными, Оглашающими лес и пашни; Позабыться вымыслами хочется- Сказками, где ведьмы, феи, черти… В.Брюсов М.Врубель. Царевна-Лебедь

Мир есть всегласная музыка. Весь мир есть изваянный стих. К.Бальмонт

О музыке всегда и снова! Стихи крылатые твои Пусть ищут за чертой земного Иных небес, иной любви. П.Верлен. Пер.В.Брюсова Г.Климт. Музыка

М.Чюрлёнис. Соната моря. Композитор А.Скрябин называл свои произведения поэмами («Поэма огня»), а художник М.Чюрлёнис давал полотнам названия сонат, прелюдий («Соната моря», «Соната звёзд»). С.Рахманинов пишет симфонические поэмы «Остров мёртвых», «Колокола».

И вот вся жизнь! Круженье, пенье, Моря, пустыни, города, Мелькающее отраженье Потерянного навсегда. Н.Гумилёв Она ещё не родилась, Она и музыка и слово, И потому всего живого Ненарушаемая связь. О. Мандельштам Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. А.Ахматова

В.Хлебников В.Маяковский А. КручёныхВ.Каменский

К.Малевич. Вернуться к наследникам К.Малевич. Чёрный квадрат

Критерии для сопоставления СимволистыАкмеистыФутуристы Цель творчества Расшифровка тайнописи, пророчество Возвращение поэзии ясности, вещности Вызов традиции Отношение к миру Стремление к вечной красоте Понимание мира как совокупности простых предметов Одержимость идеей разрушения старого мира Отношение к слову Понимание слова как элемента тайнописи, послания Стремление придать слову точное значение Создание неологизмов, словесные деформации Особенности формы Иносказание, образность, музыкальность слога Конкретная образность Неологизмы, разговорная интонация, эпатаж

В смене направлений модернизма можно увидеть движение от отрицания действительности у символистов, к утверждению её у акмеистов и преобразованию у футуристов.

«Русские сезоны в Париже» С.П. Дягилев

В.Мейерхольд Афиша театра Мейерхольда