Литература и культура Серебряного века Автор: Юрьева Светлана Викторовна
«Можно сопоставить Серебряный век с луной… Н.Оцупа»
Цель проекта: раскрыть содержание удивительного мира русской культуры начала XX века; cформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века.
Основной вопрос: «Какую закономерность можно увидеть в смене направлений Серебряного века?»
Эпоха рубежа XIX-XX веков – это эпоха сложных противоречий, напряжённых духовных исканий, революционных преобразований. Ломались социальные, политические устои, а человек искал духовной опоры. «Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?»- писал Александр Блок. Что же происходило в России в это время?
1890 г. – начало эпохи экономического развития, реформы С.Ю. Витте г. – начало царствования Николая II гг. – русско-японская война гг. – первая русская революция г. – создание I Государственной Думы и аграрная реформа А.П. Столыпина г. – начало Первой мировой войны г. – Февральская революция; свержение самодержавия. Октябрьская революция.
Считается, что благодаря именно Грёзе появился на свет СИМВОЛИЗМ
Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами- Только отблеск, только тени От незримого очами? Символизм- многозначное иносказание. В.Соловьёв так определил сущность символизма:
К.Бальмонт Ф.Сологуб З.Гиппиус
М.Врубель. Сирень М.Врубель. Фантастический лес
А.Блок А.Белый В.Иванов
Часто литература питает живопись, а живопись- поэзию.
В.Э. Борисов-Мусатов. Призраки Врубель. Демон сидящий. Мой демон- близ меня- повсюду; ночью, днём. Неосязаемый, как воздух, недоступный, Он плавает вокруг, он входит в грудь огнём Он жаждой мучает извечной и преступной. Ш.Бодлер
Никому не известен конец. И смятенье сменяет веселье. Нам открылось в гаданьи: мертвец Впереди рассекает ущелье. А.Блок А.Бёклин. Остров смерти
Г.Моро. Единорог В.Васнецов. Гамаюн, птица вещая Хочется мне замков с их царевнами, Озирающих просторы с башни, Менестрелей с лютнями напевными, Оглашающими лес и пашни; Позабыться вымыслами хочется- Сказками, где ведьмы, феи, черти… В.Брюсов М.Врубель. Царевна-Лебедь
Мир есть всегласная музыка. Весь мир есть изваянный стих. К.Бальмонт
О музыке всегда и снова! Стихи крылатые твои Пусть ищут за чертой земного Иных небес, иной любви. П.Верлен. Пер.В.Брюсова Г.Климт. Музыка
М.Чюрлёнис. Соната моря. Композитор А.Скрябин называл свои произведения поэмами («Поэма огня»), а художник М.Чюрлёнис давал полотнам названия сонат, прелюдий («Соната моря», «Соната звёзд»). С.Рахманинов пишет симфонические поэмы «Остров мёртвых», «Колокола».
И вот вся жизнь! Круженье, пенье, Моря, пустыни, города, Мелькающее отраженье Потерянного навсегда. Н.Гумилёв Она ещё не родилась, Она и музыка и слово, И потому всего живого Ненарушаемая связь. О. Мандельштам Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. А.Ахматова
В.Хлебников В.Маяковский А. КручёныхВ.Каменский
К.Малевич. Вернуться к наследникам К.Малевич. Чёрный квадрат
Критерии для сопоставления СимволистыАкмеистыФутуристы Цель творчества Расшифровка тайнописи, пророчество Возвращение поэзии ясности, вещности Вызов традиции Отношение к миру Стремление к вечной красоте Понимание мира как совокупности простых предметов Одержимость идеей разрушения старого мира Отношение к слову Понимание слова как элемента тайнописи, послания Стремление придать слову точное значение Создание неологизмов, словесные деформации Особенности формы Иносказание, образность, музыкальность слога Конкретная образность Неологизмы, разговорная интонация, эпатаж
В смене направлений модернизма можно увидеть движение от отрицания действительности у символистов, к утверждению её у акмеистов и преобразованию у футуристов.
«Русские сезоны в Париже» С.П. Дягилев
В.Мейерхольд Афиша театра Мейерхольда