О зло людское! Как бы мне придумать С тобой сразиться в страшном поединке, Чтоб изрубить твои людские корни, Чтоб истребить твое глухое сердце… В. Солоухин
Мы живем в сложном и драматическом мире. Войны, ссоры, жестокость, кровопролитие, бессмысленная гибель людей… в нашей стране, как и в других странах мира, нарастают такие явления, как наркомания, преступность, алкоголизм, нравственная деградация.
«Безумные, бессильные! Чего мы ищем? Нет у нас ни героизма, ни счастья. Мы гордимся нашими знаниями и теряем образ человеческий. Мы одичали в наших безобразных гигантских городах – этих твердынях из камня и железа», - в начале XX века писал русский философ Дмитрий Мережковский. Где выход из создавшегося тупика?
Н. К. Рерих Что вы считаете Красотой?
Почему же в таких странах, где материальный и жизненный уровень выше, чем у нас (в США, например), пышным цветом процветают все названные выше беды – и наркомания, и убийства? Почему у них до сих пор не наступил Золотой век? Почему экономика, материальное богатство не спасают человека от страданий и несчастий?
Неужели на Земле нет людей, знающих средство, которое спасет мир? Подумайте над высказыванием академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Никогда никакие законы экономики не действуют там, где нет минимума нравственности. В среде воров, допустим».
А что говорят наши писатели, философы, духовные подвижники? «Красота спасет мир», - читаем у Ф. М. Достоевского. «Красота – сила, и она спасет мир», - считал русский философ Николай Бердяев. «Да, именно красота и только красота спасет, возродит и устроит мир», - утверждал религиозный мыслитель Григорий Петров.
Как понять эти слова – красота спасет мир? Почему она спасет? И почему она не спасла мир до сих пор?
Попытаемся разобраться в двух сложных понятиях: Что такое культура? Что такое цивилизация? В чем разница между этими двумя понятиями?
Что вам интересно? 1. Как рождается Красота? 1. Чем являются для людей памятники культуры? 1. Какие люди способны спасти Красоту, а значит – мир? 2. Как происходит творческий процесс? 2. Что происходит с нацией с каждым разрушенным памятником? 2. Почему остро переживается утрата талантливых людей? 3. В чем сила художника?3. Как вы понимаете содержание этой фразы: «Храмы – это генераторы духовной энергии»? 3. Чем массовая культура отличается от истинной культуры? 4. Как рождались иконы? Как иконописец подготавливал себя к их созданию? 4. Почему в современной России возродилось строение апямтников? 4. Можно ли поставить знак равенства между цивилизацией и искусством? Если вам это интересно, то эта команда – ваша!
Полезные ресурсы: 1. В.К. Иванова Культурно-духовное наследие в формировании личности журнал «Школьная библиотека» г.
Интернет - ресурсы: 1. В. К. Иванова «Красота спасет мир» урок для учащихся средних и старших классов. ж. «Школьная библиотека» г