Карьерные траектории: мониторинг и управление Вахштайн В.С. МВШСЭН.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Advertisements

Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Результаты ФЭПО по направлениям и специальностям В разрезе факультетов.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Выбор программ дополнительного образования Begin Group, 2009.
Материалы совета кураторов 15 апреля 2011 года. Критерии сложности дисциплин по семестрам Дисциплина является сложной, если в группе более 50% задолжников.
(урок математики). Назовите числа, которые делятся на 3: (3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30) Назовите числа, которые делятся на 4: (4, 8,12, 16, 20,
Типовые расчёты Растворы
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.

Урок математики во 2 классе. Тема. Прием умножения с помощью сложения. Учитель Коробкова А. И. Учитель Коробкова А. И.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Масштаб 1 : 5000 Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
«ОЦЕНКА УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ РУДН НА ОСНОВЕ ОПРОСОВ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ» исследование независимого рейтингового агентства.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ ДО 2020 ГОДА РОССИЯ 2009.
Москва, 2011 Российские СМИ сегодня и их аудитория.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.

Подготовка кадров в точках инновационного роста: университет – научный центр – особая экономическая зона Хозяинов М.С., проректор по научной работе университета.
Транксрипт:

Карьерные траектории: мониторинг и управление Вахштайн В.С. МВШСЭН

…разработка системы отслеживания и анализа индивидуальных траекторий выпускников системы профессионального образования (в национальном, региональном или институциональном масштабе) TRACING STUDIES

…созданная методика должна быть масштабируемой – пригодной как для исследований траекторий выпускников отдельного учебного заведения, так и для отслеживания траекторий выпускников в масштабе страны

МИРОВОЙ ОПЫТ Локальный VS. Глобальный tracing

ЛОКАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ

ГЛОБАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ National Science Foundation

ГЛОБАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ «МОНИТОРИНГ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И КАРЬЕРНО- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ) ТРАЕКТОРИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ» (Вахштайн, Константиновский, Куракин, 2007)

РЕГИОНАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ «Региональный навигатор» – комплекс мер, позволяющих средствами социологического измерения отслеживать изменения в траекториях выпускников разных лет выпуска

ДИСПЕРСИЯ ТРАЕКТОРИЙ ССУЗ Учеба ВУЗ ПУ ДОДО ДОДО Работа

АРХИТЕКТУРА МОНИТОРИНГА «Двухсрезовая» модель исследования Срез 1 («на выходе из учебного заведения») – опрос, фокус-группы, интервью Срез 2 («молодые специалисты») – биографические интервью, экспертные интервью, фокус-группы, анализ баз данных, «case studies»

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА «…в складывающейся ситуации высшее образование утрачивает свою судьбоносную функцию, перестает играть роль решающей/запускающей, направляющей всю последующую траекторию, образовательной ступени…» «Эта функция переходит к разного рода формам непрерывного обучения, институтам дополнительного профессионального образования...»

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА …в установках выпускников вузов нет доминирующей ориентации на профессиональную деятельность; их обращение к системе дополнительного образования продиктовано преимущественно не «профессиональными» и не «карьерными» интересами.

ШАНСЫ НА ТРУДОУСТРОЙСТВО Собственные шансы получить желаемую работу сразу же после окончания вуза выпускники, заявившие о намерении прервать образовательную траекторию, оценивают на 3,6 балла по пятибалльной шкале.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В общей сложности 37% выпускников вузов не намерены прерывать своей образовательной траектории после выпуска. Куда они пойдут?

ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 41% – в другой вуз для получения второго высшего образования; 24% – в аспирантуру; 9% – на профессиональные курсы; 7% – останутся получать второе высшее образование в своем же вузе; 3% – в магистратуры и бизнес-школы. Наибольшей популярностью у выпускников вузов, намеренных сразу же после выпуска продолжить образование, пользуются специальности, связанные с обучением «менеджменту, экономике, финансам» и «праву».

МОТИВАЦИЯ Какие мотивы движут теми, кто решает сразу же после окончания учебного заведения продолжить учебу? «Я хочу продолжить обучение для удовлетворения интереса и развития способностей, для самосовершенствования» (36%). «Для повышения шансов на рынке труда и для карьерного роста» (33%). Для повышения шансов на успех в личной жизни (21%).

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА Специальности (высшее образование) Предполагаемый уровень зарплаты (взвешенный) низкий низкий среднийсредний высокий среднийвысокий естественные науки 25,0%41,7%25,0% 8,3% гуманитарные науки 54,5%18,2%9,1% юриспруденция 7,1%21,4%28,6%7,1%35,7% инженерно-технические специальности 21,1%15,8%28,9%13,2%21,1% бухгалтерский учет 33,3% экономика и менеджмент 21,6% 27,0%13,5%16,2% педагогика 42,9%14,3%28,6% 14,3% языковые специальности 22,2%33,3% 11,1% информатика и выч. техника 40,0%60,0% Итого 25,7%21,6%25,0%10,1%17,6%

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА Специальность (высшее образование) Позиция руководитель специалист с в/оменеджер специалист без в/о естественные науки 7,1%50,0%21,4% гуманитарные науки 25,0%50,0%25,0% юриспруденция 12,5%50,0%31,3%6,3% инженерно-технические специальности 6,7%66,7%22,2%4,4% бухгалтерский учет 60,0%10,0%30,0% экономика и менеджмент 11,6%20,9%30,2%37,2% педагогика 11,1%44,4%33,3%11,1% языковые специальности 44,4%55,6% информатика и выч. техника 16,7%50,0%33,3% Итого 8,2%45,3%28,8%17,6%

РЫНОК ТРУДА Ряд специальностей характеризует столь сильный конфликт с запросом рынка труда, что более половины выпускников вынуждены трудоустраиваться по специальностям, не подразумевающим наличия высшего образования. Перечень таких специальностей возглавляют гуманитарные науки (75% вне профессионального сегмента), экономика и менеджмент (67%), языковые специальности (55%).

РЕЙТИНГ ВУЗОВ ВУЗ Индекс «профессионального успеха» Траектории в области деквалификации «Профессионально успешные» траектории ЧГУ 39,7%60,3% ЧГПУ 54,2%45,8% ЧГСХА 40,0%60,0% ЧКИ 72,7%27,3% Филиалы нереспубликанских вузов 66,7%33,3% Другие республиканские вузы 100,0% Итого 45,5%54,5%

…Около половины выпускников вузов работает в секторе, функционально предполагающем наличие высшего образования. Остальные сталкиваются с деквалификацией. При этом, наличие высшего образования вполне может быть фактором, положительно влияющим на перспективы трудоустройства в «секторе деквалификации», однако с функциональной точки зрения речь идет об избыточном образовании (overqualified).

ТРУДОУСТРОЙСТВО изначально "успешная" траектория траектория "с повышением" траектория "без повышения" траектория "с понижением" Динамика профессиональных траекторий

ТРУДОУСТРОЙСТВО …Большинство профессиональных траекторий (около 70%) не обнаруживают ни положительной, ни отрицательной динамики. Таким образом, выбор сегмента рынка труда – профессионально-ориентированный, или, напротив, сегмент «деквалификации» - формируется уже при первом трудоустройстве. По сути, это является индикатором низкой эффективности функционирования формирующейся системы непрерывного образования.

ДИСПЕРСИЯ ТРАЕКТОРИЙ Низкодисперсные траектории (четкие «русла») Высокодисперсные траектории Инженерно-технические Бух. учет Естественные науки Информатика и выч. техника Экономика и менеджмент Педагогика Гуманитарные науки Языковые специальности

ПРИЧИНЫ НЕУДАЧ «эффект запаздывания» непрозрачность среды: отсутствие ясных маркеров перспективности специальностей отсутствие механизмов обратной связи: укрепление ложных ориентиров, вследствие инертности вузов

ИЗМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ Исходно предполагалось, что образовательные и профессиональные траектории являются тесно связанными, но разнородными формами перемещения в пространстве социальных позиций… …Оказалось же, что профессиональные и карьерные траектории не различаются столь сильно, как «инвестиция» и «получение дивидендов». На практике их крайне трудно отделить друг от друга, поскольку и те, и другие представляют собой процесс кумулятивного накопления профессионального опыта.

ИЗМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ Преодоление различения образовательная vs. профессиональная траектория и последовательности стадий «инвестиция – конвертация»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!