РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО - ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В ТЕКСТЕ В помощь ученику при анализе текста Автор работы Торяник Я.А учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного.
Advertisements

Готовимся к ГИА. Легкое дело – тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить – тяжелое дело. В.О.Ключевский Нет таких звуков, образов и мыслей,
Урок русского языка 7 класс. 1 вариант 2 вариант 1. Что такое ассонанс? 2. Что такое анафора (фонетическая)? 3. Что такое стык? 4-5. Какие средства фонетической.
Готовимся к сочинению на лингвистическую тему Подготовка к ГИА.
Сочинение на лингвистическую тему. Цель проверки – умеет ли ученик видеть языковые явления в тексте, определять их специфику, роль и связь с позицией.
Подготовка к созданию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Как писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2014.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua язык) наука, изучающая языки.
МОУ « СОШ 21 г. Владимира » 5 « А » класс Учитель : Кочеткова О. А г. С русским языком можно творить чудеса, или Изобразительно - выразительные средства.
Художественный стиль. находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно- познавательную и идейно-эстетическую функцию.находит.
Учимся писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему ГИА 2015.
Готовимся к экзамену по русскому языку в 9 классе Языковые особенности текста.
Н.М.Карамзин Роль вводных слов, обращений, междометий в повести Н. М. Карамзина « Бедная Лиза »
Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему: Предложение
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Донец, 2013 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Роль лексических и грамматических явлений в тексте.
Как писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2013.
Сочинение на лингвистическую тему Лингвистика (языкознание) - наука о языке, об исторически сложившейся системе звуковых, словарных и грамматических средств,
Транксрипт:

РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО - ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В ТЕКСТЕ В помощь ученику при анализе текста Автор работы Торяник Я.А учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с. Адо-Тымово Сахалинской области

Д ЛЯ БОЛЕЕ ПОЛНОЙ, ТОЧНОЙ, ЯРКОЙ И ОБРАЗНОЙ ПЕРЕДАЧИ СВОИХ МЫСЛЕЙ, ЧУВСТВ И ОЦЕНОК АВТОР ТЕКСТА МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКОВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

В ЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА ПРОСЛЕЖИВАЮТСЯ НА ВСЕХ УРОВНЯХ : фонетика лексика фразеология морфология словообразование синтаксис

В ЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ ассонанс аллитерация Придают речи особую наглядность и изобразительность, способствуют более яркой и образной передаче чувств и настроений автора или лирического героя

ПРИМЕР АССОНАНСА И АЛЛИТЕРАЦИИ И в е ют др е вними пов е рьями Е е упруги е ш е лка. (А.Блок) (Ассонанс основан на повторении ударного гласного звука /э/. Повторение этого звука усиливает таинственность и загадочность героини стихотворения.) Сви щ ет ветер, серебряный ветер, В ш елковом ш елесте снежного ш ума. (С.Есенин) (В данном случае автор использует приемы звукоподражания и аллитерации. Аллитерация основана на скоплении шипящих /щ/, /ж/, /ш/, что помогает передать шум ветра, шелест сухого снега и создает звуковой образ вьюги, которая не пугает, а манит

В ЫВОД : звуки И, Е, Ю – передают изображение нежности, ласки, плачевности, близости; А – изображение великолепия, пространства, глубины, вышины, даль, океан, ширь; Я – приятность, увеселение, нежность; О –звук восторга, огромного, темного, долгого У, Ы – страшные и сильные чувства: гнев, боль, зависть, печаль; Р – громкое, яркое, красное, горячее, быстрое; Л – бледное, голубое, холодное, плавное, легкое; Н – нежное, небо, ночь; Д, Т – душное, тяжкое, туман, тьма М – милое, мягкое, мать, море

В ЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ синонимы антонимы омонимы фразеологизмы стилистически окрашенная лексика лексика ограниченного употребления

СИНОНИМЫ Позволяют уточнять мысль и передавать ее различные смысловые оттенки Более глубоко раскрывать тот или иной признак Его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости. (Ильф)

А НТОНИМЫ Уточняют мысль, делают ее образнее и ярче. Богатство и бедность, старость и молодость, красота и безобразие – это и было то, о чем говорится в сказках

ОМОНИМЫ Используются для усиления выразительности и экспрессии речи; Для создания выразительности комического характера 1.Ты белых лебедей кормила, откинув тяжесть черных кос. (Брюсов) 2. «Прислушиваться к начальству? Нет уж, увольте…» И его уволили.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Использование фразеологизмов позволяет усилить наглядность и образность текста; создать нужную стилистическую тональность; более ярко выразить отношение к сообщаемому, передать авторские чувства и оценки Я был везде: у черта на куличках. От Родины за тридевять земель. Как дамоклов меч висит над человечеством угроза уничтожения природных богатств.

С ТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННАЯ ЛЕКСИКА Придает тексту возвышенное или сниженное звучание; Служит средством речевых характеристик героев; Служит средством передачи авторских эмоций и оценок. И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли..» А. Пушкин Внучок мой ненаглядный, соколик, солнышко! Богиня красоты, любви и наслажденья! Тургенев

Л ЕКСИКА ОГРАНИЧЕННОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ Для усиления образности текста и колорита эпохи, времени, местности; Для выражения авторских оценок, чувств; Для создания иронического эффекта «Лепота!»-молвил царь. «Удались, бабка! Сей момент удались отседова. Ты меня чудок жизни не лишила» Шолохов Он вытянул насколько возможно бороду и губы – ближе подступить мешало чрево. А.Толстой.

В ЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МОРФОЛОГИИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ Формы глаголов настоящего времени Форма повелительного наклонения Формы множественного числа глаголов прошедшего времени вместо форм единственного числа при отсутствии подлежащего Глаголы повелительного наклонения Использование в тексте преимущественно слов какой-то части речи Использование суффиксов и приставок (уменьшительно-ласкательных, увеличительных, пренебрежительных, уничижительных) Использование окказионализмов

Ф ОРМЫ ГЛАГОЛОВ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ Актуализируют прошедшие события и делают их более наглядными Только выхожу от мирового, глядь – лошадки мои смирнехонько стоят.

Ф ОРМА ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ Придают высказыванию оттенок разговорной непринужденности …И как судьба меня не хлопай, Я устремлен душою всей К тебе, о синий Енисей! (И.Северянин)

Ф ОРМЫ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА ГЛАГОЛОВ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ ВМЕСТО ФОРМ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА ПРИ ОТСУТСТВИИ ПОДЛЕЖАЩЕГО Актуализируют действие и придают особую значимость лицу, представленному как неопределенное. Меня выслушали внимательно, что-то пометили в журнале и не спросили.

Г ЛАГОЛЫ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ Усиливается эмоциональность и экспрессивность текста Молчи, скрывайся и таи И чувства, и мечты свои… Тютчев

И СПОЛЬЗОВАНИЕ В ТЕКСТЕ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СЛОВ КАКОЙ - ТО ЧАСТИ РЕЧИ Передается напряженное состояние героя Шепот, робкое дыханье, Трели соловья… А. Фет

И СПОЛЬЗОВАНИЕ СУФФИКСОВ И ПРИСТАВОК для усиления образности и изобразительности текста и актуализации каких-либо действий, событий в прошлом или настоящем, подчеркивания значимости действия или его субъекта - для выражения авторских оценок и чувств (положительных или отрицательных) Приезжаю лет семь назад в один городишко, были там делишки, а я кой с какими купчишками завязал было компаньишку. Ф.Достоевский

И СПОЛЬЗОВАНИЕ ОККАЗИОНАЛИЗМОВ - для создания речевых характеристик героя в той или иной стилистической тональности текста - для индивидуализации или, наоборот, обобщения, типизации сообщаемого Я думал – ты всесильный Божище, А ты недоучка, крохотный божик. В.Маяковский

В ЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СИНТАКСИСА Вопросительные, побудительные и восклицательные предложения - Знаки препинания - Авторские знаки препинания

В ОПРОСИТЕЛЬНЫЕ, ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - Используются для усиления авторской мысли, выражения авторской позиции, создания образности -подчеркивают и усиливают авторские мысли, оценки и эмоции Зачем притворяешься ты То ветром, то камнем, то птицей? А.Ахматова

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ - способны передавать самые разные оттенки мыслей и чувств автора: удивление (знак вопроса), сомнение или особую напряженность (многоточие), радость, гнев, восхищение (восклицательный знак). Точка может подчеркивать нейтральность позиции автора; тире придавать фразе динамизм или, наоборот, приостанавливать повествование. По холмам – круглым и смуглым, Под лучом – сильным и пыльным, Сапожком – робким и кротким – За плащом – рдяным и рваным. М. Цветаева

ВЫВОД: арсенал изобразительно-выразительных средств языка исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее точной, ясной, выразительной. Здесь и весь русский лексикон, заключающий, таящий в себе несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову.

Р ЕФЛЕКСИЯ Я вспомнил, что … Я понял … Было интересно … Особенно понравилось … Вызвало затруднение … Было сложно … Нужно выучить …