Дмитрий Николаевич Куликовский. Родился в помещичьей семье Таврической губернии Херсонского края в 1853 г. Родился в помещичьей семье Таврической губернии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лев Николаевич Толстой стал свидетелем следующих исторических событий Дата Историческое событие 1837 Год смерти А.С.Пушкина Год смерти А.С.Пушкина 1841.
Advertisements

Русская литература во второй половине 19 века. Исторические события: смена престола (Александр II) 1855; Крымская война ; отмена крепостного.
Иван Сергеевич Тургенев(1818 – 1883) – знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург, классик русской литературы 19 века. Творчество Тургенева.
Ученые-русисты. Михаил Васильевич Ломоносов 1)разработка научной классификации частей речи и в создании теории «трех штилей»; 2)создал первую научную.
Зарисовки о русских лингвистах о русских лингвистах «…он понял истинный источник русского языка и красоты оного…» А.С. Пушкин.
Подготовлено к уроку русского языка в 11 классе. Составила: Климова Александра Владимировна.
Щерба Лев Владимирович (20 февраля (3 марта) 1880) 26 декабря 1944) российский и советский языковед, академик АН СССР, внёсший большой вклад в развитие.
Курс литературы в старших классах историко-литературная основа, линейный принцип построения материала: 9 класс: 18 – первая половина XIX вв.; 10 класс:
ПЕРВЫЙ ИСТОРИК И ПОСЛЕДНИЙ ЛЕТОПИСЕЦ К 250-летию со дня рождения Н.М.Карамзина.
Блиц-опрос 1. Возлюбленная Евгения Онегина (Татьяна Ларина)
Выполнила студентка группы СДО -14 Бушаева Елена.
Знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург, классик русской литературы 19 века. Творчество Тургенева включает шесть романов, множество рассказов,
Виктор Владимирович Виноградов ( ) русский филолог, академик, ученик А. А. Шахматова и Л. В. Щербы. Создал фундаментальные труды по истории русского.
Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век! Введение.
Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век! Введение.
Золотой век русской литературы (русский литературный процесс XIX века) «До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в XIX.
Общая характеристика общественной и литературной жизни в 1860-е годы. 10 класс.
Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826 – 1889)
Зарисовки о русских лингвистах о русских лингвистах «…он понял истинный источник русского языка и красоты оного…» А.С. Пушкин.
Годы жизни А.М Бутлерова.
Транксрипт:

Дмитрий Николаевич Куликовский

Родился в помещичьей семье Таврической губернии Херсонского края в 1853 г. Родился в помещичьей семье Таврической губернии Херсонского края в 1853 г. Учился в симферопольской гимназии. Учился в симферопольской гимназии. Высшее образование получил в Петербургском, а затем в Новороссийском университете. Высшее образование получил в Петербургском, а затем в Новороссийском университете.

По окончании университета работал в Петербурге у известного санскритолога И.П. Минаева, благодаря которому познакомился с с лингвистическими теориями В. Гумбольдта, Штейнталя, Лацаруса, Макса Мюллера, Лазаря Гейера и др. По окончании университета работал в Петербурге у известного санскритолога И.П. Минаева, благодаря которому познакомился с с лингвистическими теориями В. Гумбольдта, Штейнталя, Лацаруса, Макса Мюллера, Лазаря Гейера и др. Минаев И.П.

В молодости увлекался социалистическими идеями, в 1877 г. Косприративно в Женеве была издана его брошюра «Записки южно-русского социалиста». Но никогда не был активным участником какой-либо партии. В молодости увлекался социалистическими идеями, в 1877 г. Косприративно в Женеве была издана его брошюра «Записки южно-русского социалиста». Но никогда не был активным участником какой-либо партии.

Пробыв 5 лет за границей, защитил в московском университете этюд Пробыв 5 лет за границей, защитил в московском университете этюд «Разбор ведийского мифа о соколе, принесшем цветок Сомы» и стал приват- доцентом в Новороссийском университете.

В 1885 г. Защитил диссертацию на степень магистра в Харькове по теме: «Опыт изучения вакхических культов индоевропейской древности». В 1887 г. Защитил диссертацию на степень доктора по теме: «К истории культа огня у индусов в эпоху вед». В 1887 г. Защитил диссертацию на степень доктора по теме: «К истории культа огня у индусов в эпоху вед».

Получил место профессора в Казанском университете, за тем перевелся в Харьковский университет, где и началась его основная историко- литературная деятельность. Получил место профессора в Казанском университете, за тем перевелся в Харьковский университет, где и началась его основная историко- литературная деятельность. К началу 90-х г.г. начал применять психологический метод, разработанный на основе принципов А.А. Потебни в основном к проблемам теории и психологии художественного творчества. К началу 90-х г.г. начал применять психологический метод, разработанный на основе принципов А.А. Потебни в основном к проблемам теории и психологии художественного творчества.

Преподавал также на Высших женских курсах, где читал лекции по психологии художественного творчества. Преподавал также на Высших женских курсах, где читал лекции по психологии художественного творчества. В 1907 г. Был избран почетным академиком Петербургской академии наук. Преподавал сравнительную грамматику индоевропейских языков и санскрит. В 1907 г. Был избран почетным академиком Петербургской академии наук. Преподавал сравнительную грамматику индоевропейских языков и санскрит.

Был редактором «Записок императорского харьковского университета» и одним из редакторов журнала «Вестник Европы» ( ). Его научные интересы были связаны с изучением синтаксиса русского языка, теории и истории языкознания, психологии творчества. Был редактором «Записок императорского харьковского университета» и одним из редакторов журнала «Вестник Европы» ( ). Его научные интересы были связаны с изучением синтаксиса русского языка, теории и истории языкознания, психологии творчества.

Труды: «История русской интеллигенции»; «История русской интеллигенции»; Статьи по теории литературы «Психология мысли и чувства», «Художественное творчество»; Статьи по теории литературы «Психология мысли и чувства», «Художественное творчество»; Монография «Н.В. Гоголь»; Монография «Н.В. Гоголь»; Книги: «А.С. Пушкин», «И.С.Тургенев», «Л.Н. Толстой»; Книги: «А.С. Пушкин», «И.С.Тургенев», «Л.Н. Толстой»; «Этюды о творчестве А.П. Чехова»; «Этюды о творчестве А.П. Чехова»;

Труды: «Воспоминания»; «Воспоминания»; «Грамматика русского языка»; «Грамматика русского языка»; Теория поэзии и прозы»; Теория поэзии и прозы»; «Язык и искусство»; «Язык и искусство»; «Руководство к изучению синтаксиса русского языка» и т.д. «Руководство к изучению синтаксиса русского языка» и т.д.

«История русской интеллигенции» Итоги русской художественной литературы XIX века. В 2-х частях. В этой книге Овсянико- Куликовский, рассматривая литературные образы в одном ряду с реальными историческими лицами, изучает развитие и смену «общественно-психологических типов» (Чацкий Онегин Печорин Рудин и т. д.). В этой книге Овсянико- Куликовский, рассматривая литературные образы в одном ряду с реальными историческими лицами, изучает развитие и смену «общественно-психологических типов» (Чацкий Онегин Печорин Рудин и т. д.).

Будучи литературоведом, Овсянико- Куликовский рассматривает историю русской интеллигенции на материале художественной литературы и отчасти публицистики. Психологические портреты литературных персонажей, начиная с Онегина, Чацкого и Печорина и заканчивая героями произведений А. П. Чехова и П. Д. Боборыкина, даются во взаимосвязи с общественной атмосферой каждой конкретной эпохи. Но, как часто бывает с талантливо написанными книгами, самый яркий персонаж «Истории русской интеллигенции» её автор. Будучи литературоведом, Овсянико- Куликовский рассматривает историю русской интеллигенции на материале художественной литературы и отчасти публицистики. Психологические портреты литературных персонажей, начиная с Онегина, Чацкого и Печорина и заканчивая героями произведений А. П. Чехова и П. Д. Боборыкина, даются во взаимосвязи с общественной атмосферой каждой конкретной эпохи. Но, как часто бывает с талантливо написанными книгами, самый яркий персонаж «Истории русской интеллигенции» её автор.

В настоящем издании представлена история русской интеллигенции, изучаемая по данным художественной литературы XIX в. Эти данные автор проверяет и комментирует сведениями, полученными из произведений литературной критики, мемуаров, писем и других документов рассматриваемой эпохи. Литературные образы Овсянико- Куликовский рассматривает наряду с реально существовавшими людьми, в историческом аспекте. В настоящем издании представлена история русской интеллигенции, изучаемая по данным художественной литературы XIX в. Эти данные автор проверяет и комментирует сведениями, полученными из произведений литературной критики, мемуаров, писем и других документов рассматриваемой эпохи. Литературные образы Овсянико- Куликовский рассматривает наряду с реально существовавшими людьми, в историческом аспекте. Вторая часть книги посвящена русской литературе х гг. и начинается очерком ранней (1850-х гг.) сатиры Салтыкова-Щедрина, в которой автор останавливается преимущественно на ее демократических и народнических элементах, по существу совпадающей с направлением поэзии Некрасова. Это совпадение было одним из знамений времени. Большая часть русской литературы совершила тогда поворот в сторону крестьянства, защиты его интересов, подготовке умов к необходимости упразднения крепостного права, пропаганды гуманного отношения к «мужику», сопровождавшейся его идеализацией. Довольно подробно рассматривается до сих пор злободневная «История одного города» Салтыкова-Щедрина. Вторая часть книги посвящена русской литературе х гг. и начинается очерком ранней (1850-х гг.) сатиры Салтыкова-Щедрина, в которой автор останавливается преимущественно на ее демократических и народнических элементах, по существу совпадающей с направлением поэзии Некрасова. Это совпадение было одним из знамений времени. Большая часть русской литературы совершила тогда поворот в сторону крестьянства, защиты его интересов, подготовке умов к необходимости упразднения крепостного права, пропаганды гуманного отношения к «мужику», сопровождавшейся его идеализацией. Довольно подробно рассматривается до сих пор злободневная «История одного города» Салтыкова-Щедрина.

Далее Овсянико-Куликовский касается особого духа времени реформ Александра II 1860-х гг., рассматривает возникшие и распространившиеся тогда литературные направления. По его мнению, удачно отображает то время роман «Дым» Тургенева. Много внимания он уделяет Базарову из «Отцов и детей» как отрицателю и общественно-психологическому и национальному типу. Рассматривается творчество Глеба Успенского, Ф.М. Достоевского в 1870-х гг., роман П.Д. Боборыкина «На ущербе». Обращается внимание на проблему взаимоотношений интеллигенции и народа, особенности поколения 1870-х гг. В приложение включены статьи «Чаадаев и русское национальное самоотрицание» и «Бельтов». Далее Овсянико-Куликовский касается особого духа времени реформ Александра II 1860-х гг., рассматривает возникшие и распространившиеся тогда литературные направления. По его мнению, удачно отображает то время роман «Дым» Тургенева. Много внимания он уделяет Базарову из «Отцов и детей» как отрицателю и общественно-психологическому и национальному типу. Рассматривается творчество Глеба Успенского, Ф.М. Достоевского в 1870-х гг., роман П.Д. Боборыкина «На ущербе». Обращается внимание на проблему взаимоотношений интеллигенции и народа, особенности поколения 1870-х гг. В приложение включены статьи «Чаадаев и русское национальное самоотрицание» и «Бельтов».

В 1896 появляются "Этюды о творчестве И. С. Тургенева", где впервые нашла применение методология литературоведа- психолога. В 1896 появляются "Этюды о творчестве И. С. Тургенева", где впервые нашла применение методология литературоведа- психолога.

Минус его работ Основной порок научно- литературных работ Овсянико- Куликовского лежит в субъективно- идеалистических основах его методологии. Основной порок научно- литературных работ Овсянико- Куликовского лежит в субъективно- идеалистических основах его методологии.

Итоги: Критические очерки о проблемах теории литературы; Критические очерки о проблемах теории литературы; Постановка проблем психологии творчества; Постановка проблем психологии творчества; Новые литературные теории и гипотезы; Новые литературные теории и гипотезы; Проблема «понимания» как творческого акта» Проблема «понимания» как творческого акта»

Итоги: Теория «наблюдательного» и «экспериментального» искусства; Теория «наблюдательного» и «экспериментального» искусства; Проблема реализма в искусстве; Проблема реализма в искусстве; Теория лирики как творчества ритмов в отличие от драмы, эпоса как образной поэтики; Теория лирики как творчества ритмов в отличие от драмы, эпоса как образной поэтики; Развивал положение об «изначальной образности языка» Развивал положение об «изначальной образности языка»

ВСЁ! Спасибо за внимание!