Изобразительное искусство урок МХК, 9 класс Автор: Ананьева Елена Андреевна учитель МХК ГБОУ СОШ 2009 г. Москвы
Форма урока: урок-викторина. Оборудование: песочные часы на две минуты, компьютер, проктор.
обобщение знаний об изобразительном искусстве; развитие любознательности и художественных способностей, памяти, внимания и мышления; диагностика уровня усвоения предыдущих тем и его корректировка. Цели:
развивать мышление школьников, умение выделить главное, логически излагать свои мысли, развивать самостоятельность; содействовать эстетическому воспитанию школьников; обеспечить повторение предыдущих тем уроков. Задачи:
4 команды были сформированы заранее. Каждая команда придумала свое название, девиз и эмблему. Максимальная оценка за этот конкурс 5 баллов. Оценивается артистизм, смекалка, сообразительность. Конкурс 1 «Представление команд»
За 2 минуты команды должны ответить на максимальное количество вопросов. Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл. Конкурс 2 «Разминка»
Вопросы команде 1 Круг тем этого жанра – повседневная жизнь человека. – бытовой жанр Жанр искусства, изображающий виды природы, местности, ландшафта. – пейзаж Декоративная композиция из непрозрачного стекла (смальты). – мозаика
Гравюра на дереве. – кислография Автор картины «Сельский крестных ход на Пасху». – Перов Автор картины «Взятие снежного города». – Суриков Автор скульптуры «Давид» во Флоренции. – Микеланджело Автор фрески «Страшный суд» в Сикстинской капелле. – Микеланджело
Одно из семи чудес света, созданное великим Фидием. – Статуя Зевса в Олимпии Русский скульптор, автор памятника Минину и Пожарскому в Москве. – Мартос Рельефное изображение на листовом металле, полученное ударом молота по чеканам. – чеканка Скульптура, изображающая часть человеческого тела – туловище без головы, рук, ног. – торс
Об этом русском художнике писал стихи А.С.Пушкин. Учась в Петербургской Академии художеств, он уже в ученические годы превзошел своих учителей. Написанная им в Риме за 11 месяцев картина, рассказывающая о трагических события Древнего Рима, принесла художнику и всему русскому искусству европейскую славу. – Брюллов
Вопросы команде 2 Жанр, изображающий морскую стихию в различных состояниях. – марина Изображение человека или группы людей. – портрет Роспись по сырой штукатурке. – фреска Гравюра на металле. – офорт
Автор картины «Христос в пустыне». – Крамской Автор картины «Владимирка». – Левитан Автор картины «Рождение Венеры». – Боттичелли Автор фрески «Афинска школа». – Рафаэль Образ древнеегипетского искусства, являющийся эталоном красоты. – Нефертити
Автор памятника Петру I в Санкт-Петербурге. – Фальконе Вид скульптуры, который создается выступающими над плоскостью объемами. – рельеф Резной камень с выпуклым рельефным изображением. – камея
Русский художник, современник Пушкина и Брюллова. Он единственный из русских художников этого времени целиком посвящает себя крестьянской теме, отражая в жанровых картинах и портретах неторопливый крестьянский быт, народные обычаи, здоровый труд, прелесть и нравственную чистоту простого человека. – Венецианов
Вопросы команде 3 Жанр искусства, изображающий животных. – анималистический жанр Жанр, изображающий темы войны, битв. – батальный жанр Набор красок художника и доска, на которой смешивают краски. – палитра Деревянный станок, на котором художник создает свои шедевры. – мольберт
Автор картины «Проводы покойника». – Перов Автор картины «Весна. Большая вода». – Левитан Автор картины «Сикстинская мадонна». – Рафаэль Автор картины «Дама с горностаем». – Леонардо да Винчи Автор знаменитой статуи «Дискобол». – Мирон
Погрудное изображение в круглой скульптуре. – бюст Воспроизведение скульптурного оригинала посредством заполнения форм жидким затвердевающим материалом. – отливка Женская статуя, поддерживающая подобно колонне перекрытия. – кариатида
Творчество этого художника было освещено светом народных сказок, былин и русской истории. Он учился у Крамского, был другом Репина и Стасова. Он выполнил росписи в Историческом музее в Москве и во Владимирском соборе в Киеве, создал декорации к «Снегурочке» Римского-Корсакова. – Васнецов
Вопросы команде 4 Жанр искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов. – натюрморт Жанр искусства, посвященный знаменательным событиям прошлого и настоящего. – исторический Рельеф, в котором фигуры и предметы выступают над плоскостью больше, чем на половину своего объема. – горельеф
Скульптура, являющаяся символом города Рима. – Капитолийская волчица Автор картины «Иван Грозный и сын его Иван». – Репин Автор картины «Тройка». – Перов Автор фрески «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта-Мария делла Грация. – Тайная вечеря Автор картины «Весна» из галереи Уффици. – Боттичелли
«Закон», которому подчинялись египетские мастера, создавая статуи, рельефы и росписи. – канон Вид углубленного рельефа. – контррельеф Работа над мягким, пластическим и податливым материалом: пластилином, глиной. – лепка Вид религиозной живописи, произведения которого являются объектом религиозного почитания. – иконопись
Этот известный художник-маринист обладал феноменальной памятью. Почти все его картины написаны не с натуры. Его творческое наследие составляет полотен, которые посвящены морю. – Айвазовский
Команды задают вопросы друг другу (вопросы готовят на уроке). Оценивается красивый, правильно заданный вопрос (1 балл). Если другая команда не смогла ответить на вопрос, команде, задавшей вопрос, присваивается еще 1 балл. Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл. Конкурс 3 «Ты мне – я тебе»
Конкурс на узнавание произведений искусства. Каждой команде дается по 2 минуты. Каждый правильный ответ – 1 балл. Конкурс 4 «Узнавайка»
Команда 1
Статуя Октавиана Августа
Статуя писца Каи
Леонардо да Винчи «Мона Лиза»
Богоматерь Владимирская
Веласкес «Менины»
Команда 2
Бюст Нефертити
Агесандр «Лаокоон»
Рафаэль «Сикстинская мадонна»
Рафаэль «Афинская школа»
Рембрандт «Возвращение блудного сына»
Команда 3
Поликлет «Дорифор»
Микеланджело «Пьета»
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
Пуссен «Пейзаж с Полифемом»
Боровиковский «Портрет Лопухиной»
Команда 4
Венера Милосская
Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте»
Рублюв «Троица»
Боттичелли «Весна»
Эль Греко «Вид Толедо»
Театральное представление произведения искусства. Необходимо «оживить» одно из живописный полотен в импровизированной «костюмированной» форме. Произведение команды выбирают заранее и готовят представление дома (Васнецов «Богатыри», Дега «Голубые танцовщицы», Федотов «Сватовство майора», Репин «Не ждали») Максимальное количество баллов – 5. Конкурс 5 «Театральное представление»