ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ ПОЗНАНИЯ Томский политехнический университет Брылина Ирина Владимировна
ПЛАН 1. Проблема познаваемости мира 2. Структура и виды познания 3. Чувственное и рациональное в познании
ПОЗНАНИЕ - ЭТО… Общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания о мире, на основе которых возникают цели и мотивы человеческой деятельности Общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания о мире, на основе которых возникают цели и мотивы человеческой деятельности
ЗНАНИЯ Продукт общественной материальной и духовной деятельности людей, идеальное выражение в знаковой (символической) форме объективных свойств и связей мира Продукт общественной материальной и духовной деятельности людей, идеальное выражение в знаковой (символической) форме объективных свойств и связей мира
Познаваем ли мир? Да ОПТИМИЗМ ОПТИМИЗМНетАГНОСТИЦИЗМ (И. Кант, Д. Юм) (И. Кант, Д. Юм) Не знаю СКЕПТИЦИЗМ(Пиррон)
ОПТИМИЗМ Направление в теории познания (гносеологии), утверждающее принципиальную возможность познания мира Направление в теории познания (гносеологии), утверждающее принципиальную возможность познания мира
АГНОСТИЦИЗМ Направление в теории познания (гносеологии), утверждающее, что сущность явлений непознаваема. Направление в теории познания (гносеологии), утверждающее, что сущность явлений непознаваема. Кантианство (И. Кант) и юмизм (Д. Юм) Кантианство (И. Кант) и юмизм (Д. Юм)
Кант, Иммануил ( гг.)
АГНОСТИЦИЗМ И. Канта Явление(феномен) «Вещь в себе» (ноумен)
СКЕПТИЦИЗМ Направление в теории познания (гносеологии), утверждающее, ЧТО ИСТИНЫ НЕТ Направление в теории познания (гносеологии), утверждающее, ЧТО ИСТИНЫ НЕТ Абсолютный и относительный скептицизм Абсолютный и относительный скептицизм
ОПТИМИЗМ 1. Субъект – разум – Объект (РАЦИОНАЛИЗМ – Декарт) 2. Субъект – чувства – Объект (СЕНСУАЛИЗМ – Локк) 3. Субъект – опыт – Объект (ЭМПИРИЗМ – Ф. Бэкон) 4. Субъект – иррациональное – Объект (ИРРАЦИОНАЛИЗМ: интуиция, инстинкт, воля, вера …) 5. Субъект – разум + чувства – Объект 6. Субъект – разум + чувство +иррациональное – Объект (КОНЦЕПЦИЯ ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ)
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ 1. ОЩУЩЕНИЕ 2. ВОСПРИЯТИЕ 3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ – отражение в сознании человека отдельных сторон и свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств
ВОСПРИЯТИЕ – Целостный образ предмета в совокупности всех сторон, данный в живом созерцании, в синтезе всех ощущений Целостный образ предмета в совокупности всех сторон, данный в живом созерцании, в синтезе всех ощущений
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – Обобщенный образ предмета, воздействовавший на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемый в настоящем Обобщенный образ предмета, воздействовавший на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемый в настоящем
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ ПОНЯТИЕ ПОНЯТИЕ СУЖДЕНИЕ СУЖДЕНИЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПОНЯТИЕ Форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предмета или класса однородных предметов Форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предмета или класса однородных предметов
СУЖДЕНИЕ Форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, их свойствах или отношениях между ними Форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, их свойствах или отношениях между ними
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ Форма фышления, в которой из одного или нескольких истинных суждений по определенным правилам можно получить новое знание (суждение) Форма фышления, в которой из одного или нескольких истинных суждений по определенным правилам можно получить новое знание (суждение)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В современной теории познания рациональное, нерациональное, иррациональное не разделены непроходимой гранью, напротив, формирующаяся в настоящее время ПАРАДИГМА ПОСТСЕКУЛЯРИЗМА опирается на синтез научного знания, религиозного опыта, духовных практик, мифологического наследия человечества В современной теории познания рациональное, нерациональное, иррациональное не разделены непроходимой гранью, напротив, формирующаяся в настоящее время ПАРАДИГМА ПОСТСЕКУЛЯРИЗМА опирается на синтез научного знания, религиозного опыта, духовных практик, мифологического наследия человечества
Благодарю за внимание!