ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ ПОЗНАНИЯ Томский политехнический университет Брылина Ирина Владимировна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР? ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР? СПОСОБНОСТИ ПОЗНАНИЯ СПОСОБНОСТИ ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКА КАК ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЁТ МИР? КАК ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЁТ МИР? ЧТО.
Advertisements

1 Тема: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ (ГНОСЕОЛОГИЯ) Вопросы: 1.Сущность познания. Структура познавательной деятельности. 2. Познавательные способности.
Обществознание. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Знание – сила. Ф. Бэкон Формы познания Чувственное.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Познание теория. Познание мира Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его.
Познание и знание Урок 1 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания.
Деятельность и познание 8 класс. Связь деятельности и мышления Мышление заставляет человека что-то делать Деятельность – результат мышления Деятельность-
Тема 1.3. Виды знаний.. Проверка домашнего задания (темы 1.1 и 1.2)
Гносеология Лекция 5 Черепанова М.В. ассистент кафедры философии.
ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА. План. 1.Бытие и познание. 2.Познаваемость мира как философская проблема. 3.Познание как деятельность. 4.Чувственное познание.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Познание и знание Понятия, определения, иллюстрации, схемы Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич Работу выполнила Васильева Елена.
ПОЗНАНИЕ Познание совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. ГНОСЕОЛОГИЯ – наука о.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ТЕМЕ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ » ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Сафонова Н.С., учитель истории и обществознания г.Саяногорск, 7. Слайды 17,18, 19 и.
ЛЕКЦИЯ 13 ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ГНОСЕОЛОГИЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ.
Часть 1 1. Продукт общественно- трудовой и мыслительной деятельности людей, представляющий идеально воспроизведение в языковой форме объективных закономерных.
Урок 4 Тема урока: Проблема познаваемости мира. План 1. Проблема познаваемости мира. 2. Понятие истины, её критерии. 3. Виды человеческих знаний. 4. Основные.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Транксрипт:

ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ ПОЗНАНИЯ Томский политехнический университет Брылина Ирина Владимировна

ПЛАН 1. Проблема познаваемости мира 2. Структура и виды познания 3. Чувственное и рациональное в познании

ПОЗНАНИЕ - ЭТО… Общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания о мире, на основе которых возникают цели и мотивы человеческой деятельности Общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания о мире, на основе которых возникают цели и мотивы человеческой деятельности

ЗНАНИЯ Продукт общественной материальной и духовной деятельности людей, идеальное выражение в знаковой (символической) форме объективных свойств и связей мира Продукт общественной материальной и духовной деятельности людей, идеальное выражение в знаковой (символической) форме объективных свойств и связей мира

Познаваем ли мир? Да ОПТИМИЗМ ОПТИМИЗМНетАГНОСТИЦИЗМ (И. Кант, Д. Юм) (И. Кант, Д. Юм) Не знаю СКЕПТИЦИЗМ(Пиррон)

ОПТИМИЗМ Направление в теории познания (гносеологии), утверждающее принципиальную возможность познания мира Направление в теории познания (гносеологии), утверждающее принципиальную возможность познания мира

АГНОСТИЦИЗМ Направление в теории познания (гносеологии), утверждающее, что сущность явлений непознаваема. Направление в теории познания (гносеологии), утверждающее, что сущность явлений непознаваема. Кантианство (И. Кант) и юмизм (Д. Юм) Кантианство (И. Кант) и юмизм (Д. Юм)

Кант, Иммануил ( гг.)

АГНОСТИЦИЗМ И. Канта Явление(феномен) «Вещь в себе» (ноумен)

СКЕПТИЦИЗМ Направление в теории познания (гносеологии), утверждающее, ЧТО ИСТИНЫ НЕТ Направление в теории познания (гносеологии), утверждающее, ЧТО ИСТИНЫ НЕТ Абсолютный и относительный скептицизм Абсолютный и относительный скептицизм

ОПТИМИЗМ 1. Субъект – разум – Объект (РАЦИОНАЛИЗМ – Декарт) 2. Субъект – чувства – Объект (СЕНСУАЛИЗМ – Локк) 3. Субъект – опыт – Объект (ЭМПИРИЗМ – Ф. Бэкон) 4. Субъект – иррациональное – Объект (ИРРАЦИОНАЛИЗМ: интуиция, инстинкт, воля, вера …) 5. Субъект – разум + чувства – Объект 6. Субъект – разум + чувство +иррациональное – Объект (КОНЦЕПЦИЯ ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ)

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ 1. ОЩУЩЕНИЕ 2. ВОСПРИЯТИЕ 3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ОЩУЩЕНИЕ – отражение в сознании человека отдельных сторон и свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств

ВОСПРИЯТИЕ – Целостный образ предмета в совокупности всех сторон, данный в живом созерцании, в синтезе всех ощущений Целостный образ предмета в совокупности всех сторон, данный в живом созерцании, в синтезе всех ощущений

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – Обобщенный образ предмета, воздействовавший на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемый в настоящем Обобщенный образ предмета, воздействовавший на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемый в настоящем

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ ПОНЯТИЕ ПОНЯТИЕ СУЖДЕНИЕ СУЖДЕНИЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПОНЯТИЕ Форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предмета или класса однородных предметов Форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предмета или класса однородных предметов

СУЖДЕНИЕ Форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, их свойствах или отношениях между ними Форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, их свойствах или отношениях между ними

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ Форма фышления, в которой из одного или нескольких истинных суждений по определенным правилам можно получить новое знание (суждение) Форма фышления, в которой из одного или нескольких истинных суждений по определенным правилам можно получить новое знание (суждение)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В современной теории познания рациональное, нерациональное, иррациональное не разделены непроходимой гранью, напротив, формирующаяся в настоящее время ПАРАДИГМА ПОСТСЕКУЛЯРИЗМА опирается на синтез научного знания, религиозного опыта, духовных практик, мифологического наследия человечества В современной теории познания рациональное, нерациональное, иррациональное не разделены непроходимой гранью, напротив, формирующаяся в настоящее время ПАРАДИГМА ПОСТСЕКУЛЯРИЗМА опирается на синтез научного знания, религиозного опыта, духовных практик, мифологического наследия человечества

Благодарю за внимание!