Творчество М. Горького.. План 1. Современная интерпретация творческого наследия А.М. Горького. 2. Начало литературной деятельности писателя. 3. Романтические.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Максим Горький Есть ли в этой стране живые люди И услышат ли они меня. М. Горький «К честным людям» 1908.
Advertisements

Выполнил : Туркина М. Д. Группа : Гк -11 Проверил : Пирюшова С. Н. ГБОУ СПО « ТПТ » Тольятти 2014.
Урок- игра по творчеству М.Горького. «Знаете ли вы творчество М. Горького?»
Максим Горький ( ). Превосходная должность- быть на земле человеком!
Алексей Максимович Горький Цель: дать представление о позиции Горького в русской литературе.
Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век! Введение.
Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век! Введение.
Д/з на Рассказать биографию М.Горького 2. Прочитать романтические рассказы Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»; уч. стр учебника.
Твардовский Александр Трифонович - поэт, общественный деятель. Александр Трифонович Твардовский родился в Смоленской области. Учился в сельской школе,
(14 января октября 1931) Осетинский советский поэт, прозаик, драматург, литературный критик, революционер.14 января октября1931.
Максим Горький. Настоящее имя – Алексей Пешков. Родился 16 марта 1868 в Нижнем Новгороде в семье Максима Пешкова, столяра-краснодеревщика, и мещанки Варвары.
Романтические бунтари М. Горького (по рассказу «Старуха Изергиль») Учитель русского языка и литературы Бражникова С.В. Учитель русского языка и литературы.
Буревестник революции Буревестник революции Максим Горький (А.М.Пешков) 1868 – 1936 г.г.
Романтизм М.Горького. Рассказ,,Челкаш Герои и их судьбы. Урок литературы в 8 классе Выполнила учитель русского языка и литературы Литвишко.
Горький Максим (псевдоним; настоящее имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) [16(28) , Нижний Новгород, ныне город Горький, , Горки, под.
Максим Горький ( ) - буревестник революции.
«В зрелой словесности приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом языка условленного, избранного, обращаются.
Превосходная должность – быть на земле человеком. Максим Горький.
Если душа родилась крылатой Если душа родилась крылатой (раздел посвящен М. Цветаевой) Искала судьбы для себя беспокойной Искала судьбы для себя беспокойной.
Рассказ по плану.. Главной отличительной особенностью литературы XIX века стало обращение писателей к непосредственной жизни, действительности. Уже не.
Транксрипт:

Творчество М. Горького.

План 1. Современная интерпретация творческого наследия А.М. Горького. 2. Начало литературной деятельности писателя. 3. Романтические рассказы Горького (проблематика и поэтика). 4. Социально-философская проблематика пьес "Мещане" и "На дне". 5. Традиции и новаторство Горького- драматурга. Горький и МХАТ. 6. Последний период творчества Горького.

М.Горький ( )

Имя Горького знакомо любому школьнику. Горький – это «буревестник революции», певец гордых и сильных героев, первооткрыватель образа рабочего- революционера. Если судить по горьковским произведениям школьной программы («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «На дне», «Мать»), то «основоположник социалистического социализма», одним из первых радостно возвестил о неизбежности революции, восторженно принял ее; и прошел путь как «великий пролетарский художник

Поистине громом среди ясного неба прозвучало появление – уже в годы перестройки – книги Горького «Несвоевременные мысли», остававшейся более 70-ти лет советской власти под строжайшим запретом, книги, содержащей его «заметки о революции и культуре гг.». Такое возвращение Горького оказалось на редкость своевременным.

В «Несвоевременных мыслях» хорошо известный Горький предстает в обличие, совершенно непривычном для нас, - критика Ленина, обличителя революции, советской власти, предсказателя грядущих народных бедствий.

Жизнь молодого Алеши Пешкова «в людях» была горькой и писал он про горькую участь обездоленных… И этот символический псевдоним впервые появился под рассказом «Макар Чудра», в Тифлисе, газете «Кавказ» 12 сентября 1892 г.

Первые литературные опыты Горького относятся к ранней юности, когда он, подражая народной песне, начал писать стихи. Со временем образцами для него стали романтические произведения Пушкина, Лермонтова, Гейне, а также поэзия Некрасова и Шевченко.

Первым критиком и учителем юного писателя был В.Т. Короленко, прочитавший в 1889 г. рукопись поэмы «Песнь старого дуба», написанной стихами и ритмической прозой, а также несколько стихотворений. Художественный уровень этих произведений был невысок, об этом Короленко прямо, но с большим тактом сказал молодому поэту. После этого Горький около двух лет ничего не писал, а тетрадь со стихами и поэмой сжег.

Первый рассказ А.М. Пешкова ( ) «Макар Чудра», подписанный псевдонимом М. Горький, появился 12 (24) сентября 1892г. в тифлисской газете «Кавказ». Затем началась напряженная работа в периодической печати.

На рубеже XIX - XX веков в связи с промышленными и совхозными кризисами армия безработных значительно увеличилась, став объектом изучения литераторов. Внимание Горького привлекли не «экзотика» босяцкого быта, не сами трущобы, а причины, которые приводили людей туда. И это совершенно преобразило старую в литературе тему, старых героев. Горьковские босяки – продукт брожения, выражение стихийного протеста, зреющего в народной среде. Уход в босяки, бродяги означал несмиренность, нежелание мириться с участью рабов.

В изображении Горького босяки (рассказы «Челкаш», «Мальва») – не отвергнутые, а отвергавшие люди. Им противно стяжательство, мещанская тяга к сытости, суженности сферы проявления человеческой личности. Это вольнолюбцы, которым «хоть голодно, да свободно».

Едва ли не всем с детства знакомы романтические образы горьковских легенд, сказок, «песен», аллегорий, исторических сказаний. Их отличительная черта – гордая непокорность судьбе и свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой, сильный и смелый, любит ничем не стесняемую свободу, без которой нет для него подлинного счастья и которая нередко дороже ему самой жизни. («Макар Чудра», «Старуха Изергиль» и др.)

В канун 1900 г. Горький выступил с романом «Фома Гордеев». В «Анне Карениной» Толстого говорилось, что все переворатилось, но еще не уложилось в пореформенное время. В «Фоме Гордееве» изображено начавшееся «укладывание». Будучи участником народнических кружков в 80-х гг., Горький критически отнесся к учению народников, но отзвуки его воздействия все же можно найти в ранних произведениях писателя, таковы, например, мотивы жертвенности в легенде о Данко, «Песне о Соколе». Роман «Фома Гордеев» свидетельствовал об изжитости подобных увлечений.

Свои большие вещи (от «Фомы Гордеева» до «Жизни Клима Самгина») Горький строил как романы-хроники, что позволяло ему показывать не только развитие жизни человека во времени, как это делал в своих хрониках Н. Лесков, но и движение самого времени, как исторической категории. Герои оказывались соотнесенными с исторической поступью России.

Пьесой «Мещане» (1901), а также написанной вслед за ней «На дне» Горький начал жизнь драматурга. Он создал около 20-ти драматических произведений. Пьесы Горького сделали его, по словам Станиславского, «главным начинателем и создателем общественно- политической линии Художественного театра».

Заглавие пьесы «Мещане» говорит о том, что Горький обратился к теме мещанства. Писатель всегда ненавидел мещанство – как сословное и этическое явление, как класс собственников, как низменный строй человеческой души. Страшная сила мещанства в его собственнических инстинктах, слепой подверженности старине, консерватизм мышления, ненависти ко всему новому. Мир мещан – уродливый мир стяжателей, неумолимо жадных и жестоких, уродливых и самонадеянных, пропитанных ложью, лицемерием, ханжеством.

Итак, основной конфликт пьесы «Мещане» – столкновение двух мировоззрений, противостояние нового человека миру собственников. Попытки истолковать пьесу как семейную драму, как изображение розни отцов и детей, встречали резкий отпор со стороны современной прогрессивной критики. Подобное истолкование противоречило замыслу автора.

Новая пьеса Горького «На дне» (1902) – была поставлена на сцене МХТ в один год с «Мещанами», в 1902 г. Успех пьесы объяснялся не только тем, что Горький впервые на сцене показал людей «дна», подвел итог ранее волновавшей его теме босячества, но и в этом главное – выступил против бесчеловечия, унижения человеческой личности. «На дне» - многолюдно, при этом каждый персонаж обладает своим жизненным опытом, своей социальной речью.

В интервью автора «На дне», опубликованном в связи со спорами о пьесе, было сказано: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский. Лука – представитель сострадания и даже лжи как средства спасения… Кто еще не изжился, тот протестует против лжи… Как бы горька и печальна ни была истина, но она нужнее, лучше «самой красивой лжи» (Саратовский листок, 1903, 12 июня). Таковы основные тенденции дооктябрьского творчества Горького.

Замысел пьесы «Дачников» Горький объяснял так: «Я хотел изобразить ту часть русской интеллигенции, которая вышла из демократических слоев и, достигнув известной высоты социального положения, потеряла связь с народом, родным ей по крови, забыла о его интересах, о необходимости расширить жизнь для него».

В эпопее «Жизнь Клима Самгина»широко показаны тщательно отобранные писателем события эпохи: идейные схватки марксистов с народниками, Всероссийская торгово-промышленная выставка, кровавые события Ходынки, первая русская революция во всей глубине её драматизма и мощи, империалистическая война, нарастание грозных событий 1917, которым завершается эпопея.

В эпопее «Жизнь Клима Самгина» Горький изобразил беспримерную в мировой литературе деградацию личности, чуждой высоких высоких идеалов, обнажил антигуманистическую сущность идеологи мещанства. Образ Самгина предстает как широкое обобщение, «история пустой души», исследованная художником с огромной психологической глубиной. Роман «Жизнь Клима Самгина» выразил основные тенденции развития последнего периода творчества М. Горького.