Языковая норма и её виды. Презентация по русскому языку. Ученицы 10 класса: Пятницковой Н.А. Учитель: Митрофанова И.Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Культура речи и языковая норма. 2 Цель урока: Повторить общие сведения о языке, языковых нормах. Закрепить умение различать грамматические ошибки, навыки.
Advertisements

Тема « Пунктуация. Культура речи. Орфография ». Это так, а не иначе. Ты мне, друг мой, не перечь : Люди стали жить богаче, Но беднее стала речь. Гаснет.
Вид ошибки Примеры Ошибочное словообразование Трудолюбимый Ошибочное словообразование формы существительного Не хватает время Ошибочное образование формы.
Виды грамматических ошибок автор: учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ 36 Г.Белгорода Свечаревская С.А.
Культура речи и языковая норма Орфоэпическая разминка: 1. В каком слове ударение на 2 слоге? 1) свекла 2) жалюзи 3) оптовый 4) мельком 2. В каком слове.
Виды грамматических ошибок Автор: Заметалина Е.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 12 Белоглинского района Краснодарского края.
Культура общения и языковая норма. Язык – орудие только человека. Он необходим, чтобы люди могли полноценно общаться. Верно, конечно, поётся в старой.
Языковая норма. Языковая норма (норма литературного языка) это совокупность традиционных правил, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации.
Виды тропов истилистических фигур Учитель: Таранова В.А.
Грамматические ошибки – задание ЕГЭ по русскому языку Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» Первомайского.
Урок русского языка. Великие о великом… ««Ведь если для общения людей необходим язык, то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате, язык,
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
Правописание букв О –Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово… И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово…
Культура речи в рамках подготовки к ЕГЭ Г.Мегион, МБОУ «СОШ 2» Учитель русского языка и литературы Сидоренко Г.И.
Урок русского языка в 6 классе Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных.
А3 Образование форм слова Морфологические нормы 1.Нарушения в употреблении форм существительных а) неверное образование форм множественного числа сущ-х:
Владение морфологическими нормами Культура речи Подготовка к ЕГЭ.
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Катаева О.Л.
Система упражнений по культуре речи в рамках подготовки к ЕГЭ.
Транксрипт:

Языковая норма и её виды. Презентация по русскому языку. Ученицы 10 класса: Пятницковой Н.А. Учитель: Митрофанова И.Н.

2 Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи,т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно. Понятие «языковая норма»- одно из ключевых понятий в учении о правильности речи. Норма литературного языка –это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, словосочетаний, форм слова, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках.

3 Основные языковые нормы Орфоэпические нормы Лексические нормы Грамматические нормы Морфологические нормы Синтаксические нормы Пунктуационные нормы Нормы произно- шения Нормы слово- употреб- ления Постановка знаков препинания

4 Грамматические нормы языка Морфологические нормы – это нормы словоизменения при склонении именных частей речи,при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности. Синтаксические нормы- это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний или предложений

5 Типы морфологических ошибок Ошибочное словообразование Трудолюби м ый Ошибочное образование формы: существительного опытные бухгалтер а прилагательного Более красив ее. слаже числительногоС пятистами рублями местоименияИхнюю вещь глаголаМахают руками

6 Определите, в каких предложениях НЕТ синтаксических ошибок, объясните свой выбор: 1. Несколько мальчиков удивленно переглянулось. 2. Ракета -носитель доставлена на орбиту. 3. Поезд отправился согласно расписания. 4. Она была молода и красива. 5. Я ехал с группой детей, занимающимися спортом. 6. Когда смотришь вокруг,складывалось впечатление,что ты здесь уже был.

7 Синтаксические ошибки Нарушение согласования сказуемого с подлежащим Четверо учащихся участвовал о в игре. Нарушение управления Согласно приказ а Нарушение согласования Видна пара окон, занавешенные шторой. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Все были счастливы и веселые. Ошибки в использовании видо-временных форм глаголов Я живу в Лермонтове и была счастлива.

8 Синтаксические ошибки Ошибки в предложениях с причастным оборотом Дорожка покрыта тающим снегом под ногами Ошибки в предложениях с деепричастн.оборотом Начав заниматься,у вас было мало времени. Ошибки в построенииКнига учит меня думать, которую я прочитал в детстве Смешение прямой и косвенной речи Петя сказал,что я не согласен с твоим мнением. Нарушение границ предложения. Была уже ночь.Когда я вернулся домой.

9 Лексика- орфоэпическая разминка 1).Определите лексическое значение паронимов: сытый- сытный, болотный- болотистый, оживают – оживляют, абонент-абонемент, будний- будничный, поступок- проступок. 2).В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить слово ВОДЯНОЙ? 1. Мелиорация болот нарушила водный баланс. 2.В заросшем пруду много водных жуков. 3.Водные каналы стали очень популярными, особенно среди молодежи. 4.В дождь растения запасаются влагой и долго могут обходиться своими водными запасами.

10 3.Решите орфоэпические задачи: 1. В каком слове ударение на 2 слоге ? а/ свекла б/ жалюзи в/ оптовый г/ мельком 2. В каком слове ударение на 1 слоге? а/ иначе б/ эксперт в/ дремота г/ знамение 3. В каком слове ударение на 3 слоге? а/ инструмент б/ зевота в/ вчистую г/ принятый 4. В каком слове звуков больше,чем букв? а/ юг б/ объяснил в/ люк г/ съемка 5. В каком слове произносится звук Й ? а/ няня б/ деревня в/ въезд г/ колеса

11 Запишите существительные в именительном падеже множественного числа: Адрес,директор,доктор, мастер,профессор,шелк. Договор, инженер,офицер,тренер,шофер, месяц, торт, госпиталь. Перепишите,раскрывая скобки: пара (валенки, ботинки,сапоги,чулки, носки); много (дела,места, яблоки,мандарины); килограмм (апельсины, мандарины,помидоры, томаты ); группа ( инженеры,тренеры, шоферы ). Просклоняйте числительные 749, полтора, обе. Образуйте все возможные формы степеней сравнения от следующих прилагательных: красивый,горький, сладкий, глубокий, маленький. Образуйте форму повелительного наклонения глаголов : ехать, разжечь, лечь, стереть.

12 ПРОВЕРЬ СЕБЯ Найдите грамматическую ошибку в образовании формы слова, запишите это слово правильно: Директора школ, контейнера на погрузке, пять килограмм, в снегу, тысячи башкир, много народа, множество грузинов,все шофера, две пары носков,моя туфля, несколько мандарин, много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше всех, заведываю складом, откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.