ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ РАССКАЗА И.С. ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ» Шестакова Ирина Ивановна, учитель высшей квалификационной категории школа 52 г.Кемерово.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
И В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ» МРАК СВЕТ КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕКСТА.
Advertisements

Урок литературы в 6 классе Тема: Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».
Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» Урок литературы в 6 классе.
Терминологический диктант 1. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо? 2. Средство художественной характеристики,
Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». М.Е. Салтыков-Щедрин утверждал, что после прочтения произведений Тургенева «легко дышится, легко верится,
И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».
Человек и окружающая его природа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
«Человек перед лицом тайны – тайны судьбы и тайны природы» (по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг»)
«Роль изобразительно-выразительных средств в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"
рассмотреть идейно-художественные особенности рассказа «Бежин луг»; показать роль портрета и пейзажа в раскрытии замысла писателя; показать взаимосвязь.
И.С.Тургенев «Бежин луг» Урок по теме: «Волшебная красота и сила русского слова»
Образ автора в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» Цели занятия: 1. раскрыть понятие образ; 2. показать построение образа автора-рассказчика на основе.
Природы не бездушный лик (Роль пейзажа в художественном произведении И. С. Тургенева «Бежин луг»)
Урок по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» из цикла «Записки охотника» «Бежин луг» - описание природы или душевных переживаний рассказчика-охотника?»
И. С. Тургенева «Бежин луг» из цикла «Записки охотника» «Бежин луг» - описание природы или душевных переживаний рассказчика-охотника?» Аблаева Сулеймана.
Бурелом. Иван Иванович Шишкин. Пейзаж - (фр. pays - страна, местность) - изображение картин природы в художественном произведении. Пейзаж - (фр. paysage,
Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
Сочинение по картине Н.Крымова «Зимний вечер». Николай Петрович Крымов
У осени поздней, порою печальной, Есть чудные краски свои, Как есть своя прелесть в улыбке прощальной, В последнем объятье любви. И.Никитин.
Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883 ) Тема урока: «И.С.Тургенев – певец русской природы»
Транксрипт:

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ РАССКАЗА И.С. ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ» Шестакова Ирина Ивановна, учитель высшей квалификационной категории школа 52 г.Кемерово

Рассказ «Бежин луг» начинается с описания «прекрасного июльского дня». Общий колорит пространственного образа светлый: «цвет небосклона легкий», краски «светлы». Торжество света бесспорно. «нигде не темнеет, не густеет гроза».

Лишь к вечеру появляются «черноватые» облака и то «ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца». Но светлая картина неба не противопоставлена «потемневшей» земле. Напротив, описание облаков «подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке» связано с пространством земли.

Пространственный образ июльского дня передает ощущение простора. Картина природы представлена не как статическая, а как находящаяся в непрерывном движении.

Резко меняется окружающая обстановка и ее восприятие: «неприятная, неподвижная сырость», «было как-то жутко». От света и ясности дня – к тревоге, тьме, неизвестности… Рассказчик потерянно мечется в темноте, переставая узнавать знакомые прежде места.

Основная тематическая оппозиция в картине ночи – свет и тьма. СВЕТ Огни, красноватое, пламя, вспыхивая, отблески, тонкий язык света, белая, из освещённого места ТЬМА Темнота, тени, мрак, тьма, потёмки, задернутым почти чёрной завесой, пятнами

Тьма в описании ночи не является пустой, она наполнена жизнью. Мы видим ворвавшиеся тени, лошадиную голову, слышим плеск рыбы, тихий треск огоньков и слабый шум тростника.

Пространственный образ приобретает переносное значение и может быть понят как метафора внутреннего мира мальчиков. Огни костра крестьянских ребятишек развеяли ночной мрак и дали возможность рассказчику и нам, читателям, заглянуть в тот таинственный мир, которого он коснулся.

В последнем пространственном образе рассказа Тургенева «Бежин луг» темнота постепенно отступает. Сквозной мотив мотив жизни: «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило». Пространственный образ динамичен, он соотнесен с субъективным состояниям героя-рассказчика.

В рассказе Тургенева «Бежин луг» дан не только реалистически точный, но и символически обобщенный образ природы. Пространственные образы рассказа - это не столько «декорация» происходящих событий, сколько выражение философской и социальной позиции автора. Мотивы светлого и темного, жизни и смерти, как и жизнь человека и природы, неразрывно связаны в художественном мире рассказа.