04.11.2013Яковлева Т.А. Вопросы социальной информатики в школьном курсе информатики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА Представление об информационном обществе Роль информатизации в развитии общества Об информационной культуре © 2007 Богданова В.А.
Advertisements

1 СТАНДАРТЫ 2004 – 2009: «покой на только снится».... С.А.Бешенков Москва 2009.
Образовательные результаты ФГОС. Виды результатов Виды образовательных результатов ЛичностныеМетапредметныеПредметные Развитие личностных качеств Универсальные.
Построение безопасной информационной среды школы: социально-педагогические проблемы и пути решения Российский государственный социальный университет Кафедра.
Электронная база данных,как объект информационног о права.
Раздел 1. Информационная деятельность человека Глава 1. Развитие информационного общества.
Представление об информационном обществе. Роль и значение информационных революций Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к.
Заседание методического объединения учителей математики, физики и информатики г.Череповец МОУ «СОШ 14»
Первая революция (ок. 5500г. До н.э.) связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась.
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ. ОТ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА К ИНФОРМАЦИОННОМУ О роли и значении информационных революций Первая революция связана с изобретением.
Интернет – добро или зло ? В 1969 году в США была создана компьютерная сеть ARPAnet, объединяющая компьютерные центры министерства обороны и ряда академических.
Информационное общество Информационное общество это ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний.
1. Что такое информационная безопасность? 2. От чего необходимо защищать информацию? 3. Как обеспечить информационную безопасность данных на личном ПК?
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА 10 класс Информационные революции 1 ИР (древний Египет, Китай) – связана с развитием письменности, которая дала возможность для.
Формирование информационной образовательной среды Педагогический совет Богатикова Л.С.
Формирование информационной компетентности участников образовательного процесса Подготовила: Санина З.А., зам.директора по НМР.
Структура предметной области информатики -теоретическая информатика -средства информатизации -информационные технологии -социальная информатика.
«Влияние информационных технологий на этические и правовые аспекты развития общества» ГАОУ СПО Ишимбайский нефтяной колледж Влияние информационных технологий.
ИНФОРМАТИКА И ИКТ Информатика и ИКТ. Наука информатика Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 г.Камешково Владимирской области Куцева Надежда Алексеевна Образование:
Транксрипт:

Яковлева Т.А. Вопросы социальной информатики в школьном курсе информатики

Социальная информатика - это про что? Обратимся к предметной области Информатикa Информатикa

Социальная информатика Информационные ресурсы как фактор социально-экономического и культурного развития общества Информационное общество - закономерности и проблемы развития Информационная инфраструктура общества, проблемы информационной безопасности Информационная культура и информационная безопасность личности

Как эти вопросы представлены в примерных программах курса информатики 2004 г. Базовый курс 8-9 классы Информационные технологии в обществе Организация информации в среде коллективного использования И-ресурсов Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы Этика и право при создании и использовании информации Информационная безопасность Правовая охрана И-ресурсов Основные этапы развития средств ИТ 4 часа Базовый курс классы Основы социальной информатики Информационная цивилизация Информационные ресурсы общества Информационная культура Этические и правовые нормы информационной деятельности человека Информационная безопасность 2-4 часа

В проекте нового образовательного стандарта 2010 В проекте нового образовательного стандарта 2010 Основы социальной информатики Приложения ИКТ в социуме: связь (сотовая, интернет- телефония и др.), информационные услуги (Интеренет, СМИ), финансовые услуги (банкоматы, платежные терминалы, электронные деньги), моделирование (прогноз погоды), проектирование (САПР), управление (производство, транспорт, планирование операций), анализ данных (томография), образование (дистанционное обучение, образовательные источники и инструменты), искусство и развлечения (анимация, игры) Основные этапы развития информационной среды. Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Социальные информационные технологии (реклама, маркетинг, распространение информации о личностях и организациях). Информационная безопасность личности, организации, государства. Этика и право.

В требованиях к уровню подготовки учащихся 2004 г. Базовый курс 8-9 классы Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке использования И-ресурсов общества с соблюдением правовых и этических норм Базовый курс классы Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для Эффективной организации индивидуального информационного пространства Эффективного применения И- ресурсов в учебной деятельности

В требованиях к результатам обучения В новом Стандарте 2010 г Умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды Приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности Умение осуществлять совместную информационную деятельность … Следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации Cоблюдение требований безопасности, норм этикета, международных и российских законов при передаче информации…

Содержание Содержание В школьных учебниках, соответствующих ГОС Семакин И.Е. и др. Информатика и ИКТ. Базовый курс: 9 кл Глава 7. Информационные технологии и общество § 44. Предыстория информатики………..…………...….…240 § 45. История чисел и систем счисления.…………….…..248 § 46. История ЭВМ.…………………..………….……………254 § 47. История программного обеспечения и ИКТ….….…264 § 48. Информационные ресурсы современного общества…………………………………………………….275 § 47. Проблемы формирования информационного общества…………………………………………………….278 Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 9 кл. 2009г. Глава 6. Информатизация общества 6.1. Информационное общество………...…………...…… Информационная культура………………………….… Перспективы развития ИКТ………………………….…171

Методические аспекты изучения вопросов социальной информатики в школе Вопросы социальной информатики носят мировоззренческий характер и имеют общеобразовательное и общекультурное значение -??? Вопросы социальной информатики носят мировоззренческий характер и имеют общеобразовательное и общекультурное значение -??? Это завершающий раздел базового курса в 9 кл. и в 11 кл. Это завершающий раздел базового курса в 9 кл. и в 11 кл. в его изучении должны быть применены все предшествующие знания и технологии в его изучении должны быть применены все предшествующие знания и технологии Методика изучения остается пока открытой - ??? Методика изучения остается пока открытой - ??? Многие вопросы могут и должны раскрываться в процессе изучения курса -??? (например, Информационная защита…, Правовые аспекты…Информационные ресурсы…) Многие вопросы могут и должны раскрываться в процессе изучения курса -??? (например, Информационная защита…, Правовые аспекты…Информационные ресурсы…)

Формы организации деятельности учащихся по изучению основных вопросов раздела раздела учебные проекты учебные проекты исследования по проблемам… исследования по проблемам… сбор информации по всем вопросам раздела… сбор информации по всем вопросам раздела… Итог – презентации, обсуждения, конференции, публичные дискуссии, диспут… Итог – презентации, обсуждения, конференции, публичные дискуссии, диспут… Цель: включение учащихся в процесс осознания проблем информационного общества и поиск путей их решения Осуществляется интеграция технократического и гуманитарного подхода к решению проблем информатизации общества (востребованы знания предмета информатики и гуманитарных наук)

Обсуждаем: информационные революции информационные революции информационное общество информационное общество понятие "информационная культура" понятие "информационная культура" информационная безопасность личности информационная безопасность личности Интернет – благо или зло? Интернет – благо или зло? проблема здоровья… проблема здоровья… …

Информационный кризис До 1900 г. общая сумма знаний изменялась незначительно До 1900 г. общая сумма знаний изменялась незначительно с 1900 г. удваивалась каждые 50 лет с 1900 г. удваивалась каждые 50 лет к 1950 г. удваивается каждые 10 лет к 1950 г. удваивается каждые 10 лет к 1970 г. - каждые 5 лет к 1970 г. - каждые 5 лет с 1990 г. – ежегодно с 1990 г. – ежегодно С 2000 г – каждые полгода С 2000 г – каждые полгода

Информационные революции появление письменности появление письменности изобретение книгопечатания - XVI век изобретение книгопечатания - XVI век изобретение электричества - XIX век изобретение электричества - XIX век изобретение микропроцессора - 70-е годы изобретение микропроцессора - 70-е годы

Из тотального диктанта Интернет для меня третий перелом в истории человеческой культуры – после появления языка и изобретения книги. В Древней Греции оратора, выступавшего на площади в Афинах, слышали не более двадцати тысяч человек. Это был звуковой предел общения: география языка – это племя. Потом пришла книга, которая расширила круг общения до географии страны. С изобретением Всемирной сети возник новый этап существования человека в пространстве: география Интернета – земной шар! Дина Рубина

Информационное общество (определение и признаки) Информация - стратегический ресурс общества (организовано промышленное производство Информация - стратегический ресурс общества (организовано промышленное производство Изменение структуры экономики, структуры и содержание профессий Изменение структуры экономики, структуры и содержание профессий Развитие информационной инфраструктуры (ВТ, ИТ, базы и банки информации, сети, телекоммуникации и т.д., цифровые форматы представления информации и т.д.) Развитие информационной инфраструктуры (ВТ, ИТ, базы и банки информации, сети, телекоммуникации и т.д., цифровые форматы представления информации и т.д.) Формирование единого информационного пространства (глобального, межгосударственного, отдельного государства, региона, отрасли, например, образовательного) Формирование единого информационного пространства (глобального, межгосударственного, отдельного государства, региона, отрасли, например, образовательного) Формируются предпосылки для разрешения проблемы информационного кризиса Формируются предпосылки для разрешения проблемы информационного кризиса реализация права каждого гражданина на доступ к информационным ресурсам реализация права каждого гражданина на доступ к информационным ресурсам Создание предпосылок для решения проблем гуманистического характера: управления обществом и воздействия на окружающую среду Создание предпосылок для решения проблем гуманистического характера: управления обществом и воздействия на окружающую среду

Информационное общество - это общество, в котором циркулирует высокая по качеству информация, котором циркулирует высокая по качеству информация, есть все необходимые средства для ее есть все необходимые средства для ее хранения, хранения, распространения распространения и использования, и использования, обеспечена доступность информации каждому. обеспечена доступность информации каждому.

Информатизация общества проблемы возрастает влияние средств массовой информации возрастает влияние средств массовой информации проблемы защиты информации, информационной безопасности ( ИТ могут разрушить частную жизнь человека) проблемы защиты информации, информационной безопасности ( ИТ могут разрушить частную жизнь человека) проблема качества и достоверности информации проблема качества и достоверности информации адаптация человека в информационной среде адаптация человека в информационной среде усиление социального неравенства (разрыв между информационной элитой и потребителями) усиление социального неравенства (разрыв между информационной элитой и потребителями)

Из тотального диктанта Перед человечеством открываются неслыханные возможности – в науке, в искусстве, в политике. Каждый сможет донести свое слово до сведения миллионов. В то же время любой человек станет гораздо более доступен спецслужбам и не защищен от разного рода злоумышленников, особенно когда возникнут сотни тысяч интернет-сообществ. Евангелие от Интернет Дина Рубина

Из тотального диктанта я так и не могу однозначно ответить себе: Интернет – «прекрасно» это или «ужасно» … это замечательная вещь хотя бы потому, что талантливые и умные люди получили возможность общаться, объединяясь и тем самым способствуя великим открытиям новейшего времени. А «плебс» так и останется плебсом, с Интернетом или без.. А пока… пока в Интернете доминирует «оборотная сторона» этого грандиозного открытия-прорыва – его разрушительная сила. Неслучайно Всемирная сеть становится орудием в руках террористов, хакеров и фанатиков всех мастей. Сегодня он обращен к «массовому» в любом человеке, питается от него и удовлетворяет его во всех отношениях – от языкового до политического и потребительского, ибо невероятно приблизил к народу желанные «хлеб и зрелища», включая самые низкие. Это изобретение само по себе не относится к категориям добра или зла, так же как огонь, динамит, алкоголь, нитраты или ядерная энергия. Все зависит от того, кто им пользуется… Дина Рубина

Психолого - педагогические проблемы общения ребенка с компьютером Психологическая зависимость «средний молодой американец» проводит у телевизора, компьютера и видеомагнитофона более 22 тыс. часов (в 2 раза больше, чем в школе) около 6 % пользователей сети (США, из 11 млн. обследуемых) страдают Интернет-зависимостью Информационная безопасность - защита психики ребенка от негативного информационного воздействия технические меры правовые программные

Проблема сохранения здоровья По материалам ВОЗ - Всемирной организации здоровья Здоровье человека определяется следующими факторами: на 10% - уровнем развития медицины на 20% - наследственными факторами на 20% - состоянием окружающей среды на 50 % - образом жизни, характером взаимодействия со средой

Понятие здоровья человека Здоровье - это физическое, психическое и социальное благополучие человека и его способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и естественному процессу старения Компетентность в области информационных технологий- необходимый фактор признания личности, обретения социального благополучия залог успешной деятельности в самых различных областях Серьезный вред благополучию современного ребенка может быть нанесен в результате лишения его возможности взаимодействия с компьютером, но …

Вывод Разработка методики изучения вопросов социальной информатики - актуальная задача Основной методический подход – организация информационной деятельности учащихся с целью осознания социальных проблем информатизации Необходимо подобрать темы исследований и проектов для учащихся, основополагающие вопросы и этапы развития проекта, спланировать диспут или конференцию (возможно - сетевую)…

Тест по теме лекции «Вопросы социальной информатики в школьном курсе информатики» (ответы отправлять по адресу тема: 4 курс филиал Ачинск, имя файла: тест4 1. (вариант 1 ) Информационные ресурсы рассматриваются как фактор социально- экономического и культурного развития общества. Почему? (три высказывания) 1. (вариант 2) Проблемы информационной безопасности общества и личности чрезвычайно актуальны в настоящее время. Почему? (три высказывания) (из двух формулировок первого вопроса выберите для ответа только один!) 2. Предложите оригинальную методику организации деятельности учащихся для изучения какой-либо проблемы, связанныой с созданием и использованием информационных ресурсов в обществе - формулировка проблемы - содержание деятельности учащихся - методы и средства деятельности учащихся - что будет результатом их деятельности 3. Какие из аспектов (или вопросов) Социальной информатики могут (должны) быть распределены в конкретных разделах базового курса информатики в 8-9 кл., почему? - информация и информационные процессы - устройство компьютера - телекоммуникационные технологии - другие разделы? 4. Приведите примеры социальных сервисов, существующих в Интернет. Как вы оцениваете их образовательный эффект? »

Благодарю за внимание! До следующей лекции!