Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь». Автор: Ерина С.В., учитель русского языка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Н. М. Карамзин. « Бедная Лиза », « Наталья, боярская дочь ». Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.
Advertisements

Николай Михайлович Карамзин ( ). жизнь сердца «Карамзин первый на Руси начал писать повести,… в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца.
(внешний облик героини через лингвостилистический анализ)
Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». 1. Особенность языка произведений Карамзина в том, что: А) писатель приблизил его к живой разговорной речи Б) писатель использовал.
«Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма.
Романтический стиль А.С.Пушкина Стихотворение «К Чаадаеву» Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской.
Николай Михайлович Карамзин 1766 – 1826 гг. Портрет 1805 года « Карамзин был красив собою и весьма любезен» (Д.П.Рунич.) «Он роста высокого. На его лице.
«Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма.
«Бедная Лиза» Обобщение Учитель: Лукина Елена Астратовна.
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ И крестьянки любить умеют… Н.М. Карамзин.
К учебнику «Обществознание» 9 кл. А.Ф.Никитина Тема: Художественная культура «Творенье может пережить творца: Творец уйдет, природой побежденный, Однако.
Сентиментализм (от англ. Sentimental- чувствительный, фр.sentiment-чувство). фр.sentiment-чувство). Сентиментализм (от англ. Sentimental- чувствительный,
Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Сентиментализм - художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. От англ.
Н.М.Карамзин Роль вводных слов, обращений, междометий в повести Н. М. Карамзина « Бедная Лиза »
Сентиментализм (от англ. Sentimental- чувствительный, фр.sentiment-чувство). фр.sentiment-чувство). Сентиментализм (от англ. Sentimental- чувствительный,
Презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему: Сентиментализм
«Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме.. Сентиментализм в России Само название «сентиментализм» Само название «сентиментализм» (от англ.sentimental.
Считается, что портрет самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII.
Транксрипт:

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь». Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской области. 2010

Писатели 18 века, открывая свойства поэтического языка, делали его способным выразить всё более широкий круг мыслей и чувств человека, запечатлеть самые разные явления жизни. Однако менялся человек, менялась жизнь, и писатели всё острее чувствовали необходимость изменений в языке.

В конце 18 века появляется литературное направление – сентиментализм, которое открыло новые возможности поэтического языка.

Н.М.Карамзин – признанный глава и лучший представитель русского сентиментализма. В литературе сентиментализма изображалась не столько сама действительность, сколько её отражение в чувствах повествователя и персонажей.

«Новый слог» в произведениях сентиментализма. Русские сентименталисты выступили против устаревшей стилистической теории и практики классицизма, провозгласили тезис «писать как говорят и говорить как пишут». Освободили от архаизмов и обновили лексику литературного языка.

Особенности языка произведения сентиментализма. …я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: "Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое? И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей". Эпизод из повести «Бедная Лиза» Какие слова и выражения делают речь героини столь поэтичной?

…я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: "Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое? И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей". Специально отобраны прекрасные предметы и слова, несущие определённую стилистическую и эмоциональную окраску, - они передают нежное трогательное чувство Лизы любезный пастушок, с улыбкою, зелёная трава, алеют цветы

Придают речи поэтичность синтаксические фигуры, прежде всего инверсии. Найдите их в тексте. Сравните Своё стадо Твоих овец Твоей шляпы Стадо своё Овец твоих Шляпы твоей Карамзин открыл в языке возможности изображения чувства, тонких движений человеческой души, средства поэтизации любовного переживания.

Что является предметом изображения в сентиментализме? Не служение государству, а человеческие чувства, личные переживания, любовь – главное содержание жизни, по мнению писателей-сентименталистов. В сентиментализме нет высоких и низких жанров и отбор явлений не подчинён жанровому принципу. Герои произведений сентиментализма – люди, которые любить умеют, будь они дворяне или крестьяне. Таковы Лиза и её мать в повести «Бедная Лиза».

Об условности «нового слога» Допустив в литературу простых людей, сентименталисты изображали их совершенно условно, нисколько не заботясь о каком-либо соответствии применяемых способов языкового выражения реальному облику этих людей и реальным условиям их жизни. Эта условность изображения персонажей и окружающей их обстановки, природы вела к условности, искусственности «нового слога».

Постарайтесь найти в отрывке примеры подчёркнутой «приятности» изложения. Лиза спала очень худо. Новый гость души ее, образ Эрастов, столь живо ей представлялся, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала. Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зеленом покрове натуры. Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами света.

На первое место выдвигалась не точность изображения действительности, а «приятность» изложения. Соответственно подбирались «приятные», «красивые» слова. Если слово казалось недостаточно изысканным, употреблялась перифраза.перифраза. Текст насыщался сравнениями, метафорами. Автор стремился воздействовать на читателя именно словами, словесными украшениями, пренебрегая тем, что избранные им «красивые» слова вступали в противоречие с изображаемой действительностью. далее

Словарь Перифра́з, перефра́з, перифра́за (от др.-греч. περίφρασις «описательное выражение», «иносказание»: περί «вокруг», «около» и φράσις «высказывание») в стилистике и поэтике троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких. Перифраз косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания (например, «ночное светило» = «луна» или «Люблю тебя, Петра творенье!» = «Люблю тебя, Санкт-Петербург!»). В перифразах названия предметов и людей заменяются указаниями на их признаки, например, «пишущий эти строки» вместо «я» в речи автора, «погрузиться в сон» вместо «заснуть», «царь зверей» вместо «лев», «однорукий бандит» вместо «игральный автомат», «Стагирит» вместо Аристотель. Различают логические перифразы («автор Мёртвых душ») и образные перифразы («солнце русской поэзии»). Частным случаем перифраза является эвфемизм описательное выражение «низких» или «запретных» понятий («нечистый» вместо «чёрт», «обойтись посредством носового платка» вместо «высморкаться»). назад

В произведениях сентиментализма изображается природа, только особая – тихие пруды со склонёнными над водой ивами, освещённые лунным светом рощи, картины гармонии человека с природой.

Услужливая Лиза, не дождавшись ответа от матери своей - может быть, для того, что она его знала наперед, -побежала на погреб - - принесла чистую кринку, покрытую чистым деревянным кружком, - схватила стакан, вымыла, вытерла его белым полотенцем, налила и подала в окно, но сама смотрела в землю. Как изображается быт в произведении сентиментализма?. Быт сентименталисты изображают очищенным от всего низменного. Все предметы быта соответствуют чистой душе героини.

Изображение человека в произведении сентиментализма Сентименталисты обращают внимание на тончайшие душевные движения, на противоречия внутренней жизни. А Лиза любит всем сердцем, вся её жизнь окрасилась этим чувством. И писатель показывает, что думает, как чувствует героиня. Эраст в повести Карамзина – человек с добрым сердцем, но ветреный и слабый. Увидев Лизу, он полюбил её, но, столкнувшись с трудностями, совершил предательство.

Оценка человека в произведениях сентименталистов подчинена идеалу чувствительности. Кто из героев заслуживает восхищения автора? И почему? Прекрасна искренняя, чистая Лиза, умеющая самоотверженно любить. Прекрасна её мать, которая хранит память об умершем муже и любит свою дочь. И даже Эраст достоин прощения, потому что он раскаялся: до конца дней был несчастлив, не мог утешиться и почитал себя убийцею. Поэтому Карамзин высказывает надежду на примирение героев в ином мире.

Живопись эпохи сентиментализма. Как словесность сентиментализма, так и живопись эпохи сентиментализма открыла не парадный, а интимный портрет. Всмотритесь в портрет М.И.Лопухиной, созданный художником В.Л.Боровиковским.

Это идеальный образ человека, наделённого чувством. Мечтательность, задумчивость выражения лица молодой женщины гармонирует с природой, на фоне которой она изображена. Эти чувства переданы и в колорите картины – в её голубоватых размытых тонах.

Об этом портрете писал Я.П.Полонский. Она давно прошла, и нет уже тех глаз, И той улыбки нет, что молча выражали Страданье, тень любви и мысли, след печали, Но красоту её Боровиковский спас.

Практикум. Сравните описания внешности героинь. Какие языковые средства используют авторы? Сделайте вывод о различии словесного выражения в произведениях сентиментализма и реализма. Много цветов в поле, в рощах и на лугах зеленых, но нет подобного розе; роза всех прекраснее; много было красавиц в Москве белокаменной, ибо царство Русское искони почиталось жилищем красоты и приятностей, но никакая красавица не могла сравняться с Натальею - Наталья была всех прелестнее. Пусть читатель вообразит себе белизну итальянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее – и, представя себе цвет зефировой любовницы, все еще не будет иметь совершенного понятия об алости щек Натальиных. А на пятнадцатом году она стала совсем как девушка, и народ дивился ее миловидности: золотисто-белый цвет ее продолговатого лица чуть играл топким румянцем; брови у нее были густые, светло-русые, глаза синие; легкая, ладная, - разве что не в меру высокая, тонкая и долгорукая, - тихо и хорошо поднимала она длинные свои ресницы. «Наталья, боярская дочь», Карамзин «Аглая», Бунин

Обобщим сказанное Сентиментализм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental чувствительный, от франц. sentiment чувство), течение в литературе и искусстве 2-й половины 18 в. в Западной Европе и России, подготовленное кризисом просветительского рационализма. Наиболее законченное выражение получил в Англии, где ранее всего сформировалась идеология третьего сословия и выявились её внутренние противоречия. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, скомпрометированный буржуазной практикой.

Литература Учебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой. Учебник словесности под редакцией А.И.Горшкова.