Формирование народов Урала
Во II в. н. Э. на Южный Урал и в Приуралье пришли с востока кочевые племена гуннов. В их лице наш край впервые встретился с тюркоязычными народами. Родиной древних тюрок ученые считают предгорья Алтая. Согласно легенде, первые тюрки родились от брака человека и волчицы. Ныне потомки древних тюрок представлены очень разными народами, живущими на громадной территории от Средиземноморья (турки) до Восточной Сибири (якуты). В Приуралье в течение II-IV вв. гунны смешались с сарматами и другими местными народами. В IV в. массовое движение гуннов на запад положило начало эпохе Великого переселения народов, в ходе ее в степях Евразии несколько раз обновлялось население. С востока на запад шли народы, каждый из которых, будучи изгнанным со своей территории, завоевывал земли у менее сильных соседей, собирая под знамена побежденные, часто иноязычные племена. Смешение пришельцев с уральцами привело к образованию новых археологических культур.
Великое переселение не только соединяло различные народы, но и разводило народы родственные далеко друг от друга. Находки археологов свидетельствуют, что в середине VIII в. древние венгры пришли из лесостепей Зауралья в Южное Приуралье и через столетие продолжили движение на запад до тех пор, пока не обрели родину там, где течет голубой Дунай и где сейчас находится государство Венгрия.
Из степей Приазовья на Дунай переселилась и часть тюрок, которых называли болгарами (булгарами). Со временем они растворились среди славянского населения, но страна на южном берегу Дуная и ныне носит название Болгария. Другая часть булгар отправил ась на северо-восток – на Волгу, где создала еще одно государство. С конца I тысячелетия Волжская Булгария оказывала большое влияние на жизнь народов Поволжья и Прикамья.
На берегах Камы булгары основали фактории для торговли с местным населением. О том, как далеко на север заходили булгары, говорит тот факт, что одна из их факторий находилась неподалеку от современнoгo города Соликамска. Верхнее Прикамье булгары называли «стршный Вису». Знакомы они были и со «страной Йура» (Югра), располагавшейся «за Вису на Море страха». Булгарские предметы были также найдены в погребениях южноуральских кочевников: глиняная посуда, изготовленная не вручную, а на гончарном круге, украшения и монеты. Неутомимые булгарские торговцы, а также воины-наемники из числа уральцев, служивших Волжской Булгарии, сыграли свою роль в I распространении на Урале религии ислама или мусульманства – веры в единого бога Аллаха.
Волны Великого переселения народов распространились далеко к северу от основных дорог кочевников. Даже в лесах Прикамья в середине 1 тыс. появился курганный обряд погребения. Здесь, в IV-V вв., при смешении гляденовцев с пришельцами-уграми сложились две родственные археологические культуры - ломоватовская (на территории от современного г. Перми до верховьев р. Камы) и неволинскаая (бассейн р. Сылвы).
Ломоватовская культура по- лучила свое название от мо- гильника на р. Ломоватовке Чердынского района. Ломова- товцы были оседлыми земле- дельцами, скотоводами и охотниками, на землях кото- рых в VII - IX вв. возникли поселки металлургов и куз- нецов. Было развито пряде- ние, ткачество, гончарство, обработка кож, кости и дерева. Городища строили на речных мысах ограждая их с одной стороны рвом и валом. Вокруг городищ располага- лись селища. Умерших соп- леменников хоронили как в курганах, так и в бескур- ганных могильниках на высо- ких берегах рек
Неволинцы также разво- дили скот, занимались земледелием, были зна- комы с обработкой де- рева, металла и кости. Более полусотни их кур- ганов обнаружено на ок- раине деревни Броды Kyнгypcкoгo района Пермского края. В IX в. неведомое событие зас- тавило большую часть неволинцев покинуть об- житые места Вероятно, они переселились в Ниж- нее Прикамье, где вошли в число народов Волжс- кой Булгарии.
В IX-Х вв. на территории от Чусовского озера на севере до реки Чусовой на юге на основе ломатовской сложи- лась родановская культура. Основу хозяйства составляли пашенное земледелие и ско- товодство. Высокого уровня достигли ремесла: метал- лургия, металлообработка, ювелирное дело. С XI в. Ро- дановы на реке Боровой за- нимались солеварением. Это самые ранние сведения о до- быче соли на Урале. Рода- новцы – предки современных коми-пермяков. Их история развивалась под сильным булгарским влиянием.
Примерно в XII-XII вв. на берегах реки Чусовой и ее крупнейшего притока Сылвы появились новые угорские племена. Они смешались с местным наслением (возможно потомками неволинцев) и дали начало новой – сылвенской культуре. Значительню роль в хозяйстве играли скотовосдство и охота, меньшую земледелие. Пушнина была важным предметом торговли сылвенцев с Волжской Булгарией. Булгары нанимали отважных охотников и для военных услуг.
В лесном Зауралье и на Северном Урале в первых веках II тысячелетия жили предки манси и хантов. Они также были охотниками и рыболовами и через пос- редничество родановцев вели торговлю с Волжской Бул- гарией. Благодаря этой тор- говле в зауральских и запад- носибирских святилищах поя- вились серебряные изделия из Ирана, Византии, Западной Европы.
В начале ХIII в. с востока пришли несметные полчища новых завоевателей – монго- лов. Половцы были разгром- лены, покорены или изгнаны из южноуральских и южнорусских степей. Под ударами хорошо организованной монгольской армии пала Волжская Булгария. Тяжело пришлось и бывшим прикамским данникам булгар. Племена охотников за пушным зверем уходили в северные леса. В 40- х гг. ХIII в. монгольский хан Батый провозг- ласил создание государства Зо- лотая Орда, владения которого простирались от Западной Си- бири до Крыма. В вассальной зависимости от Орды оказались и русские княжества.
В степях Южного Урала, где размещалась одна из облас- тей Золотой Орды, жили раз- нообразные племена, переме- щенными монголами из Сиби- ри и Алтая. Их языческие свя- тилища были подобны зимним домам. Перед каждым святи- лищем устанавливалось ка- менное изваяние предка. Родственник-мужчины собира- лись здесь на поминальный пир. Каменный предок так же принимал участие в пир- шестве: ему мазали рот ба- раньим салом. По окончании церемонии родственники уез- жали и часто больше не возв- ращались. Иногда святилище при этом сжигалось
Важнейшим итогом тысячелетия, прошед- шего от Великого пере- селения народов до монгольского нашест- вия, является закреп- ление живших на Урале прежде и вновь при- шедших народов на тех территориях, где потом- ки многих из них про- должают жить в нас- тоящее время. Их при- нято называть корен- ными народами Урал. Важнейшим итогом тысячелетия, прошед- шего от Великого пере- селения народов до монгольского нашест- вия, является закреп- ление живших на Урале прежде и вновь при- шедших народов на тех территориях, где потом- ки многих из них про- должают жить в нас- тоящее время. Их при- нято называть корен- ными народами Урал.