Урок развития речи Описание внешности человека с использованием материалов произведений А.П.Чехова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Викторина по творчеству А.П. Чехова «Своя игра» Выполнил: Замальдинов Владислав Евгеньевич Управление образования и молодежной политики администрации Балахнинского.
Advertisements

Описание внешности человека Урок развития речи в 7 классе.
ВНЕШНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. КАКОГО ОН/ОНА ВОЗРАСТА? Ему на вид лет 20 (двадцать). Ей нет сорока, двадцати. Ей сорок с небольшим. Ему больше/меньше пятидесяти.
Сочинение-описание сравнительного характера по картине-портрету З.Е.Серебряковой «За завтраком» Учитель русского языка и литературы Агошкова Н.Н. МОУ Ульяновская.
Портрет героев в художественных произведениях разных жанров.
Подготовка к написанию сочинения «Описание внешности знакомого»
Урок развития речи Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи. Автор презентации учитель русского языка и литературы ООШ с.Ишей филиала.
Портрет в повести А. С. Пушкина « Барышня - крестьянка » Рамазанова Ляззат Каппаровна Учитель русского языка и литературы школы - гимназии 95 г. Караганды.
Урок развития речи Описание внешности человека. Внешность и характер.
Описание внешности человека Урок русского языка в 7 классе МБОУ СОШ 92 Учитель: Цапкина Б.С.
Портрет в повести А. С. Пушкина « Барышня - крестьянка »
Портрет (фр. portrait, от старофранц. portraire «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна от лат. persona «личность; особа») изображение.
Портрет литературного героя Выполнила: учитель русского языка и литературы Будаева Э.А.
Аносова Светлана Петровна МБОУ «Гимназия 1 имени А.А. Иноземцева» г. Братск Иркутская область.
ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ХОРОШО ЗНАКОМОГО ЧЕЛОВЕКА. Его глаза сияют Его глаза сияют (А.С. Пушкин.) (А.С. Пушкин.) За спиною его стояла девочка... щеки её горели.
Линия с характером Занятие по рисованию в старшей группе детского сада.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц Цели: научить строить текст жанра сравнительной характеристики двух знакомых лиц; показать особенности текстов-характеристик.
фр. portrait, от старофранц. portraire «воспроизводить что-либо черта в черту» устар. парсуна от лат. persona «личность; особа») изображение.
В центре внимания : образные средства языка художественный образ художественный образ чувства и отношения автора; выводы автора и читателя чувства и отношения.
Литературный ринг. Чей это портрет? Это был человек лет 32–33 от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, гулявшими беспечно.
Транксрипт:

Урок развития речи Описание внешности человека с использованием материалов произведений А.П.Чехова

Портрет. фр.фр. portrait, от старофранц. portraire «воспроизводить что- либо черта в черту», устар. парсуна от лат. persona «личность; особа») изображение или описание какого-либо человека либо группы людей.парсуна лат.

Портрет литературного героя одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

Портрет в произведениях А.Чехова Не просто изображение литературного героя, его характера. Это проявление индивидуальных особенностей, развитие литературного персонажа, отражение внутреннего состояния.

Женский портрет « Вспомнил он ее тонкую, слабую шею, красивые, серые глаза.» «Это была женщина высокая, с темными бровями, прямая, важная, солидная..» Чехов А. П. «Дама с собачкой»

Сравнительная характеристика персонажей «Стояли две девушки. Одна из них, постарше, тонкая, бледная, очень красивая, с целой копной каштановых волос на голове, с маленьким упрямым ртом, имела строгое выражение и на меня едва обратила внимание; другая же, совсем еще молоденькая - ей было лет, не больше - тоже тонкая и бледная, с большим ртом и с большими глазами, с удивлением посмотрела на меня.» Чехов А. П. «Дом с мезонином»

Портрет как способ передачи авторского отношения «Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая. Глядя на ее полные розовые щеки, на мягкую белую шею с темной родинкой, на добрую наивную улыбку, которая бывала на ее лице, все улыбались…» Чехов А. П.: Душечка

Портрет-характеристика «Бабушка, важная, пышная в своем шелковом платье, надменная.» Чехов А. П. « Невеста»

Мужской портрет «Наружность у него тяжелая, грубая, мужицкая; своим лицом, бородой, плоскими волосами и крепким, неуклюжим сложением напоминает он трактирщика на большой дороге, разъевшегося, невоздержного и крутого. Лицо суровое, покрыто синими жилками, глаза маленькие, нос красный. При высоком росте и широких плечах у него громадные руки и ноги; кажется, хватит кулаком - дух вон.» Чехов А. П. Палата No 6

«Никита, старый отставной солдат с порыжелыми нашивками. У него суровое, испитое лицо, нависшие брови, придающие лицу выражение степной овчарки, и красный нос; он невысок ростом, на вид сухощав и жилист, но осанка у него внушительная и кулаки здоровенные.» Чехов А. П. «Палата N 6»

Детский портрет. Это маленький, девятилетний мальчик с догола остриженной головой, пухлыми щеками и с жирными, как у негра, губами Сестра его Аня, девочка лет восьми, с острым подбородком и умными блестящими глазами, Соня, девочка шести лет, с кудрявой головкой и с цветом лица, какой бывает только у очень здоровых детей, у дорогих кукол и на бонбоньерках. По лицу ее разлито умиление. Алеша, пухлый, шаровидный карапузик, пыхтит, сопит и пучит глаза на карты. По виду он флегма, но в душе порядочная бестия

Внешность-ключ к разгадке образа Это молодой блондин, не старше 30 лет, среднего роста, очень полный, широкоплечий, с рыжими бакенами около ушей и с нафабренными усиками, придающими его полному, гладкому лицу какое-то игрушечное выражение. Одет он в очень короткий пиджак, в цветную жилетку, в брюки с большими клетками, очень широкие сверху и очень узкие книзу, и в желтые ботинки без каблуков. Чехов А. П. «Скучная история» Лида…, стоя около крыльца с хлыстом в руках, стройная, красивая, освещенная солнцем, приказывала что-то работнику. Торопясь и громко разговаривая, Чехов А. П. «Дом с мезонином», Иван Андреич Лаевский, молодой человек лет 28, худощавый блондин, в фуражке министерства финансов и в туфлях. Чехов А. П. « Дуэль »

Портрет-отрицание «Сам он имел неинтересную, незаметную наружность; при слабом, нездоровом сложении и при небольшом росте у него были полные, пухлые щеки, точно он надувал их; глаза не мигали, и взгляд был острый, бородка рыжая, жидкая, и, задумавшись, он всё совал ее в рот и кусал». Чехов А.П. «В овраге»

Портрет «маленького человека» «Он был мал ростом, тощ, с желтым лицом, с зачесанными височками, говорил жидким тенорком, и когда говорил, то кривил рот; и на лице у него всегда было написано отчаяние.» Чехов А.П. «Душечка»

Портрет- психологическая деталь Мать улыбнулась, просияла, но тотчас же сделала серьёзное лицо…Он смотрел на мать и не понимал, откуда у неё это почтительное, робкое выражение лица и голоса. Через час очень похудел, побледнел, осунулся, лицо сморщилось, глаза были большие, и как будто постарел, стал меньше ростом… А.П.Чехов. «Архиерей» Оттенки чувств, изменения внутреннего состояния героя показаны через портретное описание.

Детали портрета Липа была в новом розовом платье, сшитом нарочно для смотрин, и пунцовая ленточка, точно пламень, светилась в ее волосах. Она была худенькая, слабая, бледная, с тонкими, нежными чертами, смуглая от работы на воздухе; грустная, робкая улыбка не сходила у нее с лица, и глаза смотрели по-детски - доверчиво и с любопытством. На нем были блестящие резиновые калоши и вместо галстука красный шнурок с шариками, и на плечах висело пальто, не надетое в рукава, тоже новое. Рыжие волосы поднимались из-за гребенки,как сияние, нос был вздернутый, глаза хитрые. Яркие детали портрета подсказывают читателю, акцентируют внимание, заставляют задуматься над образом.

Средства художественной изобразительности Сравнения Дама, очень полная, пухлая, важная, похожая на откормленную гусыню, гуляла по саду, в русском костюме с бусами, всегда под зонтиком, нависшие брови, придающие лицу выражение степной овчарки в венчальном наряде она очень похожа на стройное вишневое деревцо, когда весною оно сплошь бывает покрыто нежными белыми цветами» Эпитеты, метафоры Со своими льняными волосами Робкая улыбка Глаза у него выпуклые, рачьи, галстук похож на рачью шейку бородка рыжая, жидкая,

Особенности чеховских портретов Портреты-штрихи, так как нет подробного описания черт лица, головы, тела, рук. Портретное описание краткое, но ёмкое. Портреты «говорящие» Портрет-характеристика персонажа Яркие детали портрета- символы В портрете Чехова- движение, изменение, т.е.жизнь.

Открытка Задание: Найдите в описании яркую деталь, как вы думаете, какую роль она играет в создании образа героини произведения. Как автор в портрете передает чистую и смиренную душу Липы. «Она была молода, еще девочка, с едва заметной грудью, но венчать было уже можно, так как года вышли. В самом деле она была красива, и одно только могло в ней не нравиться - это ее большие, мужские руки, которые теперь праздно висели, как две большие клешни.» Чехов А. П. «В овраге»

Открытка Задание: Выпишите из текста причастия, отглагольные прилагательные, объясните их лексическое значение и правописание «На нем был теперь застегнутый сюртук и поношенные парусиновые брюки, стоптанные внизу. И сорочка была неглаженая, и весь он имел какой-то несвежий вид. Очень худой, с большими глазами, с длинными худыми пальцами, бородатый, темный и все-таки красивый.» Чехов А. П. «Невеста»

Открытка «Вместе с Анной Сергеевной вошел и сел рядом молодой человек с небольшими бакенами, очень высокий, сутулый; он при каждом шаге покачивал головой и, казалось, постоянно кланялся. Вероятно, это был муж, которого она…, в порыве горького чувства, обозвала лакеем. И в самом деле, в его длинной фигуре, в бакенах, в небольшой лысине было что-то лакейски -скромное, улыбался он сладко, и в петлице у него блестел какой-то ученый значок.» Чехов А. П. « Дама с собачкой» Задание: Определите, какие лексические средства помогают автору создать образ мужа.

Открытка Задание: Выпишите из текста прилагательные с приставкой не-, объясните правописание. Подумайте, почему автор «нанизывает» отрицательные прилагательные. «Сам он имел неинтересную, незаметную наружность; при слабом, нездоровом сложении и при небольшом росте у него были полные, пухлые щеки, точно он надувал их; глаза не мигали, и взгляд был острый, бородка рыжая, жидкая, и, задумавшись, он всё совал ее в рот и кусал». Чехов А.П. «В овраге»

Открытка Задание: Выберите из текста цветовые прилагательные, подумайте, какой смысл вносят они в описание, какой образ помогают создать. «У Аксиньи были серые наивные глаза, которые редко мигали, и на лице постоянно играла наивная улыбка. И в этих немигающих глазах, и в маленькой голове на длинной шее, и в ее стройности было что-то змеиное; зеленая, с желтой грудью, с улыбкой, она глядела, как весной из молодой ржи глядит на прохожего гадюка, вытянувшись и подняв голову.» Чехов А. П.«В овраге»

Открытка Задание: Подумайте, с помощью каких лексико-грамматических средств автор создает образ «маленького человека» «П ротив них на скамеечке, скорчившись и поджав ноги, сидел Никодим Александрыч, маленький, аккуратненький, с зачесанными височками.» Чехов А. П. «Дуэль»

Открытка «Надежда Федоровна была в веселом, шаловливом настроении. Ей хотелось прыгать, хохотать, кричать, дразнить, кокетничать. В своем дешевом платье из ситчика с голубыми глазками, в красных туфельках и в той же самой соломенной шляпе она казалась себе маленькой, простенькой, легкой и воздушной, как бабочка.» Чехов А. П. « Дуэль» Задание: Соответствует ли описание внешности внутреннему состоянию героини, в чем особенность ее портрета. Выпишите лексико- грамматические средства, которые помогают созданию образа бабочки.

Открытка Оленька полнела и вся сияла от удовольствия.. Она похудела и подурнела, и на улице встречные уже как прежде не улыбались ей; постарела.., и на душе у нее по-прежнему и пусто, и нудно, и отдает полынью. На лице ее засветилась прежняя улыбка, и вся она ожила, посвежела, точно очнулась от долгого сна. Чехов А. П. «Душечка» Задание: Найдите детали портрета, с помощью которых передается перемена внутреннего состояния героини.

Ссылки /kraevushka.livejournal.com/ html chehov.ru/index.php?wh=p00131&pg=3

Автор работы Андреева А.А Учитель русского языка, МОУ СОШ 1 Г.Мирный, РС(Я)