Общая характеристика истории и литературы ХХ века Общая характеристика истории и литературы ХХ века Литература Литература очевидец истории?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОЛИТИКА И ЛИТЕРАТУРА Х ГОДОВ 20 ВЕКА АВТОР РАБОТЫ: ЗВЕРЕВА Т.Г., УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ БГОУ ГИМНАЗИЯ 148 ИМЕНИ СЕРВАНТЕСА. Г. САНКТ-
Advertisements

ЛИТЕРАТУРА 20 ГОДОВ.. СЛОЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ: Октябрьская революция; гражданская война; I мировая война; НЭП; политика военного коммунизма.
Общая характеристика истории и литературы ХХ века.
Актуальные проблемы литературы ХХ века и современной литературы.
ВВОДНЫЙ УРОК Характеристика литературного процесса на рубеже веков. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 п. Забайкальск Забайкальского края Турушева.
Литература XX века Штрихи к портретам писателей. XX век – век военных и революционных потрясений- вызвал мощное и многогранное отражение жизненных ситуаций.
Литература и её роль в духовной жизни человека. Урок литературы в 9 классе.
ВВОДНЫЙ УРОК Характеристика литературного процесса на рубеже веков. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 п. Забайкальск Забайкальского края Турушева.
Россия рубежа XIX – XX веков. Историко-культурная ситуация. XX век… Еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла. Александр Блок.
На этом уроке вы познакомитесь с писателями и поэтами 20-х годов ХХ века.
Эпоха Императора Николая II. Основополагающий вопрос Что влияет на ход истории: отдельная личность или общество в целом?
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
Победа это не только радость, но и скорбь. Было подсчитано, что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое. На сотнях памятников и обелисков.
Общая характеристика. Россия пережила три революции: года; -Февральскую и Октябрьскую 1917 г., -Русско-японская война гг. -Первая мировая.
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
Великая Отечественная война в произведениях ИЗО плакат МОУ Чухломская средняя общеобразовательная школа имени А.А. Яковлева.
Достопримечательности Парижа В чем, влияние истории Франции на её культуру? Выполнил Иванов А.С. ученик 7 класса.
Урок памяти, посвящённый победе над фашизмом. «День Победы». Литературно-музыкальная композиция. 2 «В» класс МОУ гимназия 4 Г.Новороссийск Учитель: Кусова.
Тема урока. Россия А.Блока: прошлое, настоящее, будущее. ( Несколько страниц творчества поэта) Цель урока: попытаться постичь глубину раздумий поэта, полных.
Социалистический реализм как литературное течение Работу выполнили ученицы 11 класса: Максимова Дарья, Штыкарева Кристина.
Транксрипт:

Общая характеристика истории и литературы ХХ века Общая характеристика истории и литературы ХХ века Литература Литература очевидец истории?

Цели и задачи исследования: изучить события истории и освещение их в литературе; изучить события истории и освещение их в литературе; вспомнить основные вспомнить основные исторические события ХХ века и показать, как они отражены в литературе; исторические события ХХ века и показать, как они отражены в литературе; уметь пользоваться уметь пользоваться сопоставительным методом и видеть предмет изучения в целом; сопоставительным методом и видеть предмет изучения в целом; воспитывать любовь к отечеству через изучение памятных страниц истории. воспитывать любовь к отечеству через изучение памятных страниц истории.

Гипотеза исследования Если бы русские писатели и поэты Если бы русские писатели и поэты отвернулись от человека в то время, когда Россию захлестывала стихия жестокости, то произошла бы деградация личности отвернулись от человека в то время, когда Россию захлестывала стихия жестокости, то произошла бы деградация личности

Ход исследования Проанализировали основные исторические события ХХ века по информационным источникам; Проанализировали основные исторические события ХХ века по информационным источникам; изучили литературные памятники данного периода; изучили литературные памятники данного периода; сопоставили произведения литературы с соответствующими событиями истории; сопоставили произведения литературы с соответствующими событиями истории; проанализировали идейное содержание памятников поэзии и прозы ХХ века; проанализировали идейное содержание памятников поэзии и прозы ХХ века; обобщили полученную информацию и сделали выводы обобщили полученную информацию и сделали выводы

Начало ХХ века Историческое событие: Борьба за сферы влияния Франции, Англии, Германии, России. Духовный кризис. Литература критического реализма; модернистское искусство. Лик Медузы, лик грозящий, Лик Медузы, лик грозящий, Встал над далью темных дней, Взор - кровавый, взор - горящий, Взор - кровавый, взор - горящий, Волоса - сплетенья змей. Волоса - сплетенья змей. Валерий Брюсов Валерий Брюсов

годы Историческое событие: русско-японская война. Литература: Л. Н. Толстой статья «Одумайтесь», Л. Андреев «Красный смех». Л. Андреев «Красный смех». И тут впервые я почувствовал это. Я ясно увидел, что эти люди, молчаливо шагающие в солнечном блеске, омертвевшие от усталости и зноя, качающиеся и падающие, что это безумные. Они не знают, куда они идут, они не знают, зачем это солнце, они ничего не знают. У них не голова на плечах, а странные и страшные шары. Л. Андреев «Красный смех».

годы Историческое событие: 1-я русская революция. Литература: М. Горький «Мать», «Жизнь Клима Самгина»; политическая лирика. В ту ночь до рассвета мелькала иголка: Сшивали мы полосы красного шелка Полотнищем длинным, прямым… Мы сшили кровавое знамя свободы, Мы будем хранить его долгие годы, Но мы не расстанемся с ним! Н. Тэффи Н. Тэффи

годы Историческое событие: 1-я мировая война. Литература: не было равнодушных. Война мне всю душу изъела. За чей-то чужой интерес Стрелял я в мне близкое тело И грудью на брата лез. С. Есенин «Анна Снегина» С. Есенин «Анна Снегина»

1917 год Историческое событие: 2-я русская революция. Литература «революционного героизма». Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови- Господа, благослови! А. Блок «Двенадцать» А. Блок «Двенадцать»

гг Историческое событие: гражданская война, военный коммунизм. Литература: «революционный героизм», эмигрантская, советская. - Дай мне, бабка, зелий приворотных, Сердцу песен прежних, беззаботных, Сердцу песен прежних, беззаботных, Отдыха глазам. Отдыха глазам. - Милый внучек, рада б, да не в силах: Зелья те цветут не по лесам, Зелья те цветут не по лесам, А в сырых могилах. А в сырых могилах. И. Бунин И. Бунин

До 40-х годов До 40-х годов Историческое событие: строительство нового государства. Литература: эмигрантская, советская. Той, где на монетах -- Той, где на монетах -- Молодость моя, Молодость моя, Той России -- нету. Той России -- нету. -- Как и той меня. -- Как и той меня. М. Цветаева М. Цветаева

гг Историческое событие: Великая Отечественная война. Литература: военная поэзия и проза. Когда я называю по привычке Когда я называю по привычке Моих друзей заветных имена, Моих друзей заветных имена, Всегда на этой странной перекличке Всегда на этой странной перекличке Мне отвечает только тишина. Мне отвечает только тишина. А. Ахматова А. Ахматова

60-е годы Историческое событие: «оттепель», «заморозки». Литература: «деревенская проза», «шестидесятники». Ситуация ошарашивает. Ситуация ошарашивает. И уже И уже невозможно молчать! невозможно молчать! Надо нам научиться Надо нам научиться спрашивать. спрашивать. А тем более – А тем более – отвечать! отвечать! Р. Рождественский Р. Рождественский

конец 70-х -начало 80-х годов Историческое событие: «застой». Литература: «андеграунд», СМОГ, диссиденты. Заработали верховные ножницы, остригая от пространства нашей духовной жизни строчку за строчкой… Заработали верховные ножницы, остригая от пространства нашей духовной жизни строчку за строчкой… Руководители затыкали рты, выкручивали руки, резали рукописи, смывали картины… Руководители затыкали рты, выкручивали руки, резали рукописи, смывали картины… М. Веллер «Дети победителей» М. Веллер «Дети победителей»

1985 – 91 годы Историческое событие: «перестройка». Литература: новая эпоха - внутренняя свобода. Когда-нибудь, в час неясный и сонный Когда-нибудь, в час неясный и сонный Снова проснуться - в глазах облака. Снова проснуться - в глазах облака. Придет этот час, Придет этот час, И я уйду вместе с солнцем И я уйду вместе с солнцем Дорогой, ведущей в закат. Дорогой, ведущей в закат. Б. Гребенщиков Б. Гребенщиков

Последнее десятилетие Историческое событие: Мир, надежда, экономика, война. Литература: «мотив тупика и катастрофы». Литература: «мотив тупика и катастрофы». Никогда и нигде ничего я не видел красивей Никогда и нигде ничего я не видел красивей Этих рвущихся в высь, этих гордо горящих огней! Этих рвущихся в высь, этих гордо горящих огней! Ты ведь выдержишь все и весной возродишься, Ты ведь выдержишь все и весной возродишься, Россия, Россия, Чтоб потом с каждым днем становиться сильней и Чтоб потом с каждым днем становиться сильней и сильней! сильней! А. Кожемякин А. Кожемякин

Результаты исследования Год Историческое событие Литературные памятники Начало ХХ века Борьба за сферы влияния Франции, Англии, Германии, России. Духовный кризис. Литература критического реализма (Куприн А. И., Бунин И. А…);литература соц. реализма (М. Горький); модернистское искусство (символисты, акмеисты, футуристы) гг Русско-японская война Л. Н. Толстой, Л. Андреев гг 1-я русская революция М. Горький, политическая лирика я мировая война С. Есенин…

я русская революция «революционный героизм» «революционный героизм» гг Гражданская война, политика военного коммунизма «революционный героизм», эмигрантская лит-ра, советская лит-ра До 40-х годов Строительство нового государства Эмигрантская лит-ра, советская лит-ра гг Великая отечественная война «Военная поэзия и проза» 60-е годы «Оттепель», «Заморозки» «Деревенская проза», «молодежная проза», «шестидесятники» К. 70-х -н. 80-х гг. «Застой» «Андеграунд», СМОГ, диссиденты

1985 – 91 гг. «Перестройка» Новая эпоха- внутренняя свобода (В. Цой, И. Тальков, Б. Гребенщиков…) Последнее десятилетие Мир, надежда, экономика, война. «Мотив тупика и катастрофы» (В. Распутин, В. Астафьев, Ч. Айтматов…)

Выводы: В двадцатом удивительном столетье, Польстившись на избранничества стимул, Россия показала всей планете, Что гений и злодейство совместимы.

Список использованных источников 1) Русская литература ХХ века. Очерки. Портреты. Эссе. Кн. Для учащихся 11 кл. средней школы: В 2 ч./ Под. Ред. Ф. Ф. Кузнецова. – М.: Просвещение, ) Русская литература ХХ века. 11 класс: Поурочные разработки. Методические рекомендации для учителя /. В. Агеносов, Э. Л. Безносов и др. – М.: Дрофа, ) Серебряный век русской поэзии. Для учащихся старших классов и любителей поэзии / Сост. К. Ф. Нестерова. – М.: ИМА – Кросс, ) graphite. h1.ru