Михаил Булгаков Личность. Творчество Урок литературы 11 класс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Advertisements

Булгаков, Михаил Афанасьевич. Михаил Афанасьевич Булгаков (3 мая [15 мая] 1891, Киев, Российская империя 10 марта 1940, Москва, СССР) советский писатель,
Подготовила ученица 11-4 класса ГБОУ СОШ 2000 Захарова Анастасия Сергеевна Научный руководитель : Павлова Елена Валерьевна Москва, 2013 год.
Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звёзды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного.
Булгаков Михаил Афанасьевич (1891 – 1940) Родился 3(15) мая 1891 г. в Киеве.
Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. М.Булгаков.
«Каждому будет дано по его вере» Нравственные и философские аспекты романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита»
Михаил Александрович Шолохов ГАПОУ « Бугульминское медицинское училище » Гафиятуллина А. Ф.
В этом году исполняется шестьдесят пять лет со дня Победы советских войск над фашистами Германией в Великой Отечественной войне. Об этом событии мы узнаем.
«Это была самая светлая жизнь» По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
А. Т. Твардовский «Василий Тёркин». История создания поэмы «Василий Теркин» В 1939–1940 годах, когда Твардовский работал корреспондентом во фронтовой.
Ю.Бондарев. О радистке Верочке. Из повести «Батальоны просят огня» Ольга Михайловна Кылосова Учитель русского языка и литературы НОУ «Школа «Альфа и Омега»
«Слишком трудно писать из такой оглушительной дали….» К.Симонов Фронтовое письмо.
«Потерянное поколение» в романе Э.М.Ремарка « Три товарища» Бунина Т.А. учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 18 города Белгорода.
Лев Николаевич Толстой Автобиографическая трилогия «Детство. Отрочество.Юность»
Михаил Афанасьевич Булгаков
Урок литературы в 7 классе «Люди и куклы» ( по рассказу Евгения Носова « Кукла» ) Урок литературы в 7 классе «Люди и куклы» ( по рассказу Евгения Носова.
по повести Б. Л. Васильева « Завтра была война » Интегрированный урок « Вместо сердца пламенный мотор »
Михаил Афанасьевич Булгаков ( г г)
Как и всякий советский гражданин сталинской эпохи, Михаил Афанасьевич Булгаков должен был при поступлении на очередную «службу» писать автобиографию, прилагавшуюся.
Транксрипт:

Михаил Булгаков Личность. Творчество Урок литературы 11 класс

Цель урока Познакомиться с основными периодами жизни и творчества М.А. Булгакова Обозначить своеобразие художественного мира писателя Оборудование: фотографии писателя, видеофильм о Булгакове.

Вступление Речь Речь идет о писателе, личность которого вот-вот станет легендой, а легенда вот-вот сложится из свидетельств самых разных, иногда случайных, иногда преднамеренных. В такой момент совершенно особый смысл приобретает слово человека, который знает больше других и не заинтересован ни в чем, кроме того, чтобы сказать правду. Ктаким свидетельствам относится Сергей Ермолинский. Автор, который считал, что дружба с Булгаковым стала для него тем уроком, который помог ему выдержать все удары судьбы.

Эпиграф урока Люди выбирают разные пути. Один, спотыкаясь, карабкается по дороге тщеславия, другой ползет по тропе унизительной лести, иные пробираются по дороге лицемерия и обмана. Иду ли я по одной из этих дорог? Нет! Я иду по крутой дороге рыцарства и презираю земные блага, но не честь! М. Булгаков. Дон Кихот

Случай 1 Вечерело. Катили мы по лыжне Москвы-реки и продолжали рассуждать. Он любил повторять, как ненавидит трусость. От нее, говорил он, происходит вся подлость человеческая. И в литературе тоже: от трусости, ну еще конечно, от мелкого тщеславия. Тоже еще и от зависти. Эй, страшная вещь! Не Не могу привыкнуть, а пора бы,- сокрушался он, - все время чувствую недоверие к себе, подозрительность, придирку к каждому написанному слову. Наверное, преувеличиваю, ну, да тут нечему удивляться – чехлы на нервах поистрепались. Когда я приехал в Москву, литература наша начиналась с ручейков, крикливых и шумных, и лишь постепенно сливалась в большую реку. Казалось бы, плыть стало просторнее, а ведь нет, не легче. Тут потребовалось особое умение, его у меня не оказалось. Другие умерли, а я, о нет, решительно не умел. Позже Позже он скажет жестче: Литература, Литература, приспособленная для того, чтобы поспокойнее и побогаче устроить свою жизнь, самый отвратительный вид делячества. Писатель должен быть стойким, как бы ни было ему трудно. Без этого литературы не существует.

Страницы из жизни Начал Начал он свою самостоятельную жизнь вполне нормально. В1916 году, в разгар 1-ой мировой, окончил медицинский факультет Киевского университета со званием «лекаря с отличием», был направлен земским врачом на Смоленщину. Ему приходилось совмещать терапевта и хирурга, акушера и окулиста. Именно там, в сельской больнице, когда в борьбе за человеческую жизнь требовались мгновенные и твердые решения, именно там, может быть и начал складываться характер будущего писателя М. Булгакова. В1918 году вернулся в Киев, где впервые столкнулся с разбушевавшейся стихией революции. «Велик «Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй» второй» - первые строки романа «Белая гвардия». Вместе Вместе со своим родным городом он пережил все кровавые смуты на Украине (немцев, гетмана Скоропадского, Петлюру, белую армию). Он не только многое увидел, но и многое понял за это время.

Случай 2 И когда деникинцы, бросив Киев и отступая на юг, мобилизовали его как врага, он все более убеждался, что ему с ними не по пути. Где-то между Пятигорском и Грозным его, заболевшего тифом, в бреду тащили в обозе, «спасая от большевиков», но он бежал. «Быть интеллигентом вовсе не значит обязательно быть идиотом», - саркастически напишет он впоследствии. Так кончился военврач М.А. Булгаков, до конца дней своих уважающий медицину, но пожелавший шире охватить мир.

В своем творчестве он всегда исходил из того, что подсказывала ему жизнь. Он смотрел на нее не равнодушными глазами. Его писательская позиция была неизменной и тем более непримиримой, когда он сталкивался с любым проявлением беспринципности и угодничества, нечестности и бесстыдного хамелеонства. Он не был бытописателем. По-своему переворачивая быт, он обнажал зловещие корни мещанства, хлынувшего с НЭПом, а следом за ним и послереволюционной обывательщины, стяжательства, карьеризма.

1924 год – роман «Белая гвардия». В нем запечатлелись еще не остывшие, жгучие воспоминания о Киеве времен гражданской войны. Тут были куски личной жизни, втянувшей его в бурный поток событий и превратившей его, врача, в литератора… Художественный театр заинтересовался романом, и автор сделал его инсценировку «Дни Турбиных». –П–П–П–Просмотр видеофильма «Булгаков в Киеве»

«Дни Турбиных» В пьесе, как и в романе, Булгаков выступил адвокатом и прокурором русской интеллигенции. Он всегда почитал ее как одно из высших проявлений духовной силы русского народа и никогда не изменял этой вере. Но он смотрел исторической правде в глаза и именно поэтому клеймил изменников и трусов из своей среды, судил их беспощадным судом. Тальберг мерзок и жалок. (Акт 1, стр. 116) Алексей Турбин полон чистоты и благородства (Акт 3, стр. 141)

Вот именно за этот «объективизм» критика и обрушилась на театр и на Булгакова. Слова А. Турбина, которыми тот останавливал юнкеров: «В бой я вас не поведу, потому что в балагане не участвую, тем более что за этот балаган заплатите своей кровью и совершенно бессмысленно, вы все!...», этих слов не услышали. Почему? Лицом к лицу Булгаков столкнулся с читателем и зрителем, который только что прошел тяжелейшие дороги гражданской войны. Ее раны еще кровоточили. Слова «офицер», «золотопогонник», «генерал» вызывали ненависть. Понятия «Россия», «Отечество», «Родина» не отрывались от имен Колчака, Деникина, Врангеля.

И тут же на сцене идет спектакль с героями – белыми офицерами, и автор рассказывал о них с горестным сочувствием к их трагической судьбе. Как могли воспринимать «Дни Турбиных» люди, вчерашние бойцы? Их отношение было непримиримо, в их понимании смысл пьесы, естественно, искажался. Требовалось время, чтобы историческая правда его пьес стала очевидной.

Гонение писателя вызвало к жизни письмо 1924 года к Сталину, Калинину, Свидерскому, Горькому. Читаем «Избранное» (стр. 331) Не кривя душой и негодуя, он писал, что ему со всех сторон подают «дружеские» советы сочинить коммунистическую пьесу, написать покаянное письмо и громко объявить, что отныне он будет работать, как преданный идее коммунизма писатель-попутчик. «Навряд ли, - писал он, - мне удалось бы представить перед Правительством в выгодном свете, написав письмо, представляющее неопрятный и к тому же наивный политический курбет» (прыжок верховой лошади с поджатыми передними ногами). Он говорил далее о праве своем, как писателя, думать и видеть по-своему. На письмо последовал звонок Сталина. Чем был вызван этот разговор? Что повлияло на решение Сталина? –М–М–М–Может быть, прямота взглядов.

Личная жизнь Снова творческий взлет. Любовь к чужой жене. Булгаков уважал гордость и благородство этих людей и не мог допустить пошлости и двойной игры. Он написал ее мужу: «Дорогой Евгений Александрович, я виделся с Еленой Сергеевной по ее вызову, и мы объяснились с нею. Мы любим друг друга так же, как и любили раньше». Ему исполнилось 40 лет, в такие годы не так просто начинать жизнь заново. И ведь у него было по-прежнему шаткое литературное положение, а у нее благоустроенная семья и двое детей. Тем не менее оба были тверды в своем решении быть вместе.

Последние годы У Булгакова появился дом, и дом этот дышал и жил его тревогами и его надеждами. Здесь он чувствовал себя не неудачником, а писателем, талантливым писателем. Его дом, словно назло всем враждебным стихиям, сиял довольством и счастьем! А были, пожалуй, одни лишь долги при самом туманном будущем. Хозяйка была энергична и легкомысленна. И жизнь перестала быть страшной. Счастье начинается с повседневности. «Славьте очаг»,- всегда говорил Булгаков. Над своим главным романом «Мастер и Маргарита» писатель работал с 1928г. по 1940г. до самой смерти. Это «закатный» роман, заплачено за него жизнью автора.

Домашнее задание Перечитать первые главы романа «Мастер и Маргарита» ИНД. Подготовить сообщение об истории создания произведения и его публикации. ИНД. Провести сравнение и выявить отличия между историей Иешуа Га- Ноцри и библейским сюжетом.