Проектная работа по литературе «Влияние самоцветов на судьбы литературных героев» ученицы 9 «Б» класса гимназии1554 Абрамовой Лидии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
обобщить содержание произведения ; проработать характеристики героев, позицию автора ; выявить лиризм повествования и фольклорные мотивы в тексте ; развивать.
Advertisements

Работа выполнена Кривошеевой Галиной Алексеевной, учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 3 г.Моздока.
Роль цвета в произведении М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова …» уч.год.
« Минувшее проходит предо мною…» Беседа по содержанию «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника Кирибеевича и удалого купца Калашникова» с.
Эпоха Ивана Грозного в произведении М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КАМНЯ Интегрированный проект ( литература, география, химия )
Филатов Александр. В переводе с санскрита царь (вождь) самоцветов. Рубин посвящен Солнцу. Это камень особенной магической силы, камень испытаний, владения.
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему: М.Ю.Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"- поэма об историческом прошлом России.
«Эпоха XVI века в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
В. М. ВАСНЕЦОВ ГУСЛЯРЫ По какой причине народ слагает песни героям ? 1) Испытывает сочувствие к герою 2) Не знает правды о герое 3) От безделья ВОПРОС.
Проблема чести и долга в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
«Слово о полку Игореве»- величайший памятник древнерусской литературы. История создания, сюжет, композизия,проблематика, система образов произведения.
«В МИРЕ УДИВИТЕЛЬНОГО КАМНЯ» Работу выполнили учащиеся 5 класса: Агий Степан Можаровский Владимир Можаровский Владимир Хомяков Сергей Хомяков Сергей Устимова.
ЛИТЕРАТУРНАЯ викторина М.Ю.Лермонтов «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Тест по произведению М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова 2 подсказки: помощь класса, 50\50.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Моя роль - литературовед. Моя цель Моя цель была сравнить две могилы – в поэме о купце Калашникове и поэме Беглец, причем оба произведения написал М.Ю.
Бирюза – что это? Бирюза – что это? Автор: Баранова Олеся.
Транксрипт:

Проектная работа по литературе «Влияние самоцветов на судьбы литературных героев» ученицы 9 «Б» класса гимназии1554 Абрамовой Лидии

Драгоценным камням люди издавна приписывали магические свойства, предполагая, что между самоцветами и человеком существуют глубинные таинственные связи. Драгоценным камням люди издавна приписывали магические свойства, предполагая, что между самоцветами и человеком существуют глубинные таинственные связи. Камень – это символ – образ, художественная выразительная деталь, олицетворяющая характер героя, его поведение и внутренний мир самого автора. Камень – это символ – образ, художественная выразительная деталь, олицетворяющая характер героя, его поведение и внутренний мир самого автора. «Камень, речь поведи! Говорите со мной, чертоги!» Иоганн Гете Вступление

Цель проекта проанализировать, в каких произведениях русской литературы используется тематика самоцветов; проанализировать, в каких произведениях русской литературы используется тематика самоцветов; выявить влияние камней на судьбы литературных героев. выявить влияние камней на судьбы литературных героев.

Задачи проекта 1. Изучить литературу о драгоценных камнях, познакомиться с легендами и поверьями о них. 2. Произвести отбор художественной литературы из школьной программы, которая отражает изучаемую проблему. 3. Исследовать отношение классиков к влиянию самоцветов на мотивы поступков персонажей в тексте художественного произведения.

Объект исследования Слово о полку Игореве, Слово о полку Игореве, М.Ю. Лермонтов Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова, М.Ю. Лермонтов Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова, Н.А. Некрасов Мороз, Красный нос, Н.А. Некрасов Мороз, Красный нос, Н.А. Некрасов Коробейники. Н.А. Некрасов Коробейники.

Предмет исследования Жемчуг Бирюза Рубин

План проекта Наука о самоцветах Легенды о драгоценных камнях Роль самоцветов в разные эпохи Роль жемчуга в памятнике древнерусской литературы Слово о полку Игореве Образ жемчуга в поэме Н.А. Некрасова Мороз, Красный нос Символическое значение бирюзы в поэме Н.А. Некрасова Коробейники Магия рубина в поэме М.Ю.Лермонтова Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Наука о самоцветах Геммоло́гия (от лат. gemma - самоцвет, драгоценный камень, др.-греч.λογος - наука) – Геммоло́гия (от лат. gemma - самоцвет, драгоценный камень, др.-греч.λογος - наука) – наука о самоцветах. наука о самоцветах. Геммология это совокупность сведений о драгоценных камнях, главным образом о физических свойствах, особенностях химического состава, декоративно - художественных достоинствах минералов и минеральных агрегатов, использующихся в ювелирном и камнерезном производстве. Геммология это совокупность сведений о драгоценных камнях, главным образом о физических свойствах, особенностях химического состава, декоративно - художественных достоинствах минералов и минеральных агрегатов, использующихся в ювелирном и камнерезном производстве. Геммология тесно связана с минералогией и кристаллографией, кроме методов этих наук она использует методы физики, химии, геологии и биологии. Тесная связь с минералогией определяется тем, что большинство драгоценных камней представляют собой минералы. Геммология тесно связана с минералогией и кристаллографией, кроме методов этих наук она использует методы физики, химии, геологии и биологии. Тесная связь с минералогией определяется тем, что большинство драгоценных камней представляют собой минералы.

Легенды о драгоценных камнях В старой персидской легенде рассказывается, что благородные камни – творение сатаны, который заметил, что Ева любуется пестрыми цветами, растущими в райских садах, дал им великолепные краски, чтобы возбуждать в людских сердцах алчность, соблазн. В старой персидской легенде рассказывается, что благородные камни – творение сатаны, который заметил, что Ева любуется пестрыми цветами, растущими в райских садах, дал им великолепные краски, чтобы возбуждать в людских сердцах алчность, соблазн. Но более точно их геологическое происхождение: благородные минералы образовались в результате химических процессов, происходивших в период формирования земной коры. Но более точно их геологическое происхождение: благородные минералы образовались в результате химических процессов, происходивших в период формирования земной коры.

Роль самоцветов в разные эпохи Уже в древнейшие времена они служили человечеству в качестве украшений. У каждой эпохи были свои излюбленные камни. Уже в древнейшие времена они служили человечеству в качестве украшений. У каждой эпохи были свои излюбленные камни. Египтяне охотно носили украшения из изумрудов, бирюзы, аметистов, горного хрусталя. Египтяне охотно носили украшения из изумрудов, бирюзы, аметистов, горного хрусталя. Римляне выше всего ставили алмазы и сапфиры. Известно, что Семирамида и Клеопатра обожали жемчуг. Римляне выше всего ставили алмазы и сапфиры. Известно, что Семирамида и Клеопатра обожали жемчуг. Мода ренессанса и барокко отдавала предпочтение цветным благородным каменьям: рубинам, сапфирам, топазам. Мода ренессанса и барокко отдавала предпочтение цветным благородным каменьям: рубинам, сапфирам, топазам. Туалеты дам и кавалеров сверкали бриллиантами. Эпоха романтизма открыла красоту полудрагоценных камней: гранатов, опалов, аквамаринов. Эпоха романтизма открыла красоту полудрагоценных камней: гранатов, опалов, аквамаринов. Выбор той или иной драгоценности зависел не только от вкуса ее обладателя. Драгоценным камням люди издавна приписывали магические свойства, предполагали, что между самоцветами и человеком существуют таинственные глубинные связи. Выбор той или иной драгоценности зависел не только от вкуса ее обладателя. Драгоценным камням люди издавна приписывали магические свойства, предполагали, что между самоцветами и человеком существуют таинственные глубинные связи.

Яркие и многогранные образы жемчуга Жемчуг - чрезвычайно "живой" самоцвет. Жемчуг - чрезвычайно "живой" самоцвет. Жемчуг почитается несчастливой драгоценностью, так как заключает в себе негативную силу. Он приносит владельцу слезы, утрату иллюзий и надежд. Жемчуг почитается несчастливой драгоценностью, так как заключает в себе негативную силу. Он приносит владельцу слезы, утрату иллюзий и надежд. Откуда внутри раковин, которые вылавливают в глубинах океанов, берутся эти округлые с нежным блеском частицы? Греки утверждали, что это затвердевшие слезы морских нимф. Откуда внутри раковин, которые вылавливают в глубинах океанов, берутся эти округлые с нежным блеском частицы? Греки утверждали, что это затвердевшие слезы морских нимф.

Роль жемчуга в памятнике древнерусской литературы Слово о полку Игореве Так в Слове… безымянный автор говорит о князе Изяславе, который был покинут братьями в трудную минуту и погиб. Он пал достойной смертью, защищая свою землю от врагов. Не было тут брата Брячислава, ни другого – Всеволода. Один же изронил жемчужну душу из храбра тела чрез златое ожерелье. В данном случае жемчуг символизирует духовную чистоту того, кто самоотверженно бился с захватчиками, заплатив дорогой ценой за свободу родной земли.

Роль жемчуга в памятнике древнерусской литературы Слово о полку Игореве Киевский князь Святослав рассказывает ближним вещий сон, где великий жемчуг сыпали на князя: Киевский князь Святослав рассказывает ближним вещий сон, где великий жемчуг сыпали на князя: Этой ночью с вечера одевали меня – говорил, - черным саваном на кровати тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное, сыпали мне крупный жемчуг из пустых колчанов… Данный сон полон недобрых предзнаменований, жемчуг является символом горьких слез, предвещает грядущие несчастья в битве Игоря с половцами. Сон – предвестие о неблагополучии и реальном солнечном затмении. А состоявшееся поражение русских в решающей битве подтверждает великие слезы и плач по погибшим на реке Каяле. …корят князя Игоря, что потопил богатство на дне Каялы, реки половецкой, русское золото просыпав.

Образ жемчуга в поэме Н.А. Некрасова Мороз, Красный нос В поэме раскрывается нелегкая судьба русской крестьянки, оставшейся без мужа, тема жемчуга прямо соотносится со слезами, когда Дарья плачет в лесу в горьком вдовьем одиночестве: В поэме раскрывается нелегкая судьба русской крестьянки, оставшейся без мужа, тема жемчуга прямо соотносится со слезами, когда Дарья плачет в лесу в горьком вдовьем одиночестве: Иная с ресницы сорвется И на снег с размаху падет– И на снег с размаху падет– До самой земли доберется До самой земли доберется Глубокую ямку прожжет Другую на дерево кинет, На плашку, - и, смотришь, она На плашку, - и, смотришь, она Жемчужиной крупной застынет – Жемчужиной крупной застынет – Бегла, и кругла, и плотна. Бегла, и кругла, и плотна.

Образ жемчуга в поэме Н.А. Некрасова Мороз, Красный нос И осознавая, как невыносимо трудна жизнь вдовы и как непосилен труд, выпадающий на женские руки и слабых ее малых детей, автор снова сопоставляет: И осознавая, как невыносимо трудна жизнь вдовы и как непосилен труд, выпадающий на женские руки и слабых ее малых детей, автор снова сопоставляет: «Слезы мои не жемчужины, Слезы горюшки – вдовы.»

Бирюза Этот великолепный камень, который поэтично называли "небесным камнем",получил свое название по одним источникам от персидского "пируз" - "одерживающий победу", а по другим, также от персидского, "фирюза" - "камень счастья". Этот великолепный камень, который поэтично называли "небесным камнем",получил свое название по одним источникам от персидского "пируз" - "одерживающий победу", а по другим, также от персидского, "фирюза" - "камень счастья". Бирюза необыкновенно счастливый камень, ее главное свойство – примирять все враждебное, она прекращает ссоры, устанавливает мир в семье, отводит гнев сильных. Бирюза необыкновенно счастливый камень, ее главное свойство – примирять все враждебное, она прекращает ссоры, устанавливает мир в семье, отводит гнев сильных. Роковое свойство – приносить несчастье людям, не соблюдавшим нравственные заповеди. Роковое свойство – приносить несчастье людям, не соблюдавшим нравственные заповеди.

Символическое значение бирюзы в поэме Н.А. Некрасова Коробейники Бирюза – это излюбленный оберег в крестьянской среде. Бирюза – это излюбленный оберег в крестьянской среде. Иван спешит одарить понравившуюся ему Катерину всем, что есть в его коробе. Скромная девушка от многих необходимых вещей отказывается, берет только бирюзовый перстенек. Иван спешит одарить понравившуюся ему Катерину всем, что есть в его коробе. Скромная девушка от многих необходимых вещей отказывается, берет только бирюзовый перстенек. « Дал ей ситцу штуку целую, « Дал ей ситцу штуку целую, Ленту алую для кос, Поясок – рубаху белую Подпоясать в сенокос – Подпоясать в сенокос – Все поклала ненаглядная Все поклала ненаглядная В короб, кроме перстенька.» В короб, кроме перстенька.»

Символическое значение бирюзы в поэме Н.А. Некрасова Коробейники Далеко не все в деревне так не требовательны в своих желаниях и поведении: Далеко не все в деревне так не требовательны в своих желаниях и поведении: «Две снохи за ленту пеструю Расцарапалися в кровь.» Катерина выбрала самый простой перстень. Коробейник хвалится, что у него имеются богатые для любимой украшения: Катерина выбрала самый простой перстень. Коробейник хвалится, что у него имеются богатые для любимой украшения: Видишь, камни самоцветные в перстеньке как жар горят….

Символическое значение бирюзы в поэме Н.А. Некрасова Коробейники Отчего же Катерина из всех ярких самоцветов выбирает бирюзу? Этот эпизод из поэмы можно прокомментировать как восхищение целомудрием, бескорыстием, на которые способна простая крестьянка. Этот эпизод из поэмы можно прокомментировать как восхищение целомудрием, бескорыстием, на которые способна простая крестьянка. Здесь прослеживается символика неизменности и верности в любви, известную и в деревенских традициях. Для Катерины колечко с бирюзой – залог любви, знак обручения с Иваном. Он – свидетельство того, что Иван обещает, расставаясь с Катериной ненадолго: Здесь прослеживается символика неизменности и верности в любви, известную и в деревенских традициях. Для Катерины колечко с бирюзой – залог любви, знак обручения с Иваном. Он – свидетельство того, что Иван обещает, расставаясь с Катериной ненадолго: «Опорожнится коробушка На Покров домой приду И тебя, душа – зазнобушка, В Божью церковь поведу!» В Божью церковь поведу!»

Рубин В переводе с древнего языка – царь самоцветов, "яхонт". В переводе с древнего языка – царь самоцветов, "яхонт". Название «рубин» произошло от латинского слова rubella красный. Название «рубин» произошло от латинского слова rubella красный. Рубин посвящен Солнцу. Это камень особенной магической силы, камень испытаний, владения силами энергии. Это камень власти. Рубин посвящен Солнцу. Это камень особенной магической силы, камень испытаний, владения силами энергии. Это камень власти. В древности рубину приписывали различные исцеляющие свойства: останавливать кровь, давать бодрость и веселье, храбрость, оберегать от тяжких недугов, возбуждать любовные страсти. В древности рубину приписывали различные исцеляющие свойства: останавливать кровь, давать бодрость и веселье, храбрость, оберегать от тяжких недугов, возбуждать любовные страсти.

Магия рубина в поэме М.Ю.Лермонтова Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Царь Иван Грозный советует Кирибеевичу немедленно послать драгоценности Алене Дмитревне, чтобы купить ее расположение, уверенный, что никакая женщина не сможет устоять перед великолепными дарами: Царь Иван Грозный советует Кирибеевичу немедленно послать драгоценности Алене Дмитревне, чтобы купить ее расположение, уверенный, что никакая женщина не сможет устоять перед великолепными дарами: «Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый, Да возьми ожерелье жемчужное… Да возьми ожерелье жемчужное… И пошли дары драгоценные И пошли дары драгоценные Ты своей Алене Дмитревне: Ты своей Алене Дмитревне: Как полюбишь – празднуй свадебку, Как полюбишь – празднуй свадебку, Не полюбишь – не прогневайся.» Не полюбишь – не прогневайся.»

Магия рубина в поэме М.Ю.Лермонтова Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Царь прекрасно осведомлен о том, что жемчуга считались подходящими для молодых девушек, незамужних женщин. Рубин символизирует пылкую любовь, и тот, кто хочет достичь взаимности, должен подарить рубин (яхонт) своему избраннику. Царь прекрасно осведомлен о том, что жемчуга считались подходящими для молодых девушек, незамужних женщин. Рубин символизирует пылкую любовь, и тот, кто хочет достичь взаимности, должен подарить рубин (яхонт) своему избраннику. М.В. Лермонтов, подчеркивая силу чувства опричника, покажет, как при первой встрече с чужой женщиной старается тот завоевать ее в духе того времени, пользуясь царским покровительством и вседозволенностью: М.В. Лермонтов, подчеркивая силу чувства опричника, покажет, как при первой встрече с чужой женщиной старается тот завоевать ее в духе того времени, пользуясь царским покровительством и вседозволенностью: «Отвечай мне, чего тебе надобно, «Отвечай мне, чего тебе надобно, Моя милая, драгоценная! Моя милая, драгоценная! Хочешь золоту али жемчуга? Хочешь золоту али жемчуга? Хочешь ярких камней аль цветной парчи? Хочешь ярких камней аль цветной парчи? Как царицу я наряжу тебя, Как царицу я наряжу тебя, Станут все тебе завидовать.» Станут все тебе завидовать.»

Магия рубина в поэме М.Ю.Лермонтова Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Жемчуг, о котором говорит молодой и пылкий опричник, еще проявит себя: замужней женщине, жене купца принесет он слезы неминуемые, потому что сложит на плахе голову Степан Парамонович, не надеясь на справедливость царского суда, хотя и слышал весь народ призывы на охотницкий бой одиночный: Жемчуг, о котором говорит молодой и пылкий опричник, еще проявит себя: замужней женщине, жене купца принесет он слезы неминуемые, потому что сложит на плахе голову Степан Парамонович, не надеясь на справедливость царского суда, хотя и слышал весь народ призывы на охотницкий бой одиночный: «Кто побьет кого, того царь наградит, А кто будет побит, того Бог простит». А кто будет побит, того Бог простит».

Заключение Работа является актуальной, так как красота и популярность драгоценных камней, широкое распространение суеверий и убеждений, связанных с ними, нашли своё отражение в поэтическом и фольклорном творчестве. Работа является актуальной, так как красота и популярность драгоценных камней, широкое распространение суеверий и убеждений, связанных с ними, нашли своё отражение в поэтическом и фольклорном творчестве. В произведениях русской классики используются следующие сопоставления драгоценных камней: они воздействуют на мотивы поступков литературных героев спасительным, оберегающим или роковым образом. В произведениях русской классики используются следующие сопоставления драгоценных камней: они воздействуют на мотивы поступков литературных героев спасительным, оберегающим или роковым образом. Практическая значимость проекта в том, что он может быть использован на факультативных занятиях по литературе, уроках словесности, при изучении полезных ископаемых по географии. Практическая значимость проекта в том, что он может быть использован на факультативных занятиях по литературе, уроках словесности, при изучении полезных ископаемых по географии.

Использованная литература 1. Слово о полку Игореве – М.:Просвещение, М.Ю. Лермонтов Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова – М.:Просвещение, Н.А. Некрасов Поэмы – М.:Просвещение, Андерсон Б. «Определение драгоценных камней» - М.: Мир, Бауэр А., Бауэр Я. «Редкие драгоценные камни» - М.: Знание, Кренделев Ф.П. «Легенды и былины о камнях» - М.: Мир, Грачева И.В. «Грани самоцветов» - М.: Мир, С.И.Ожегов «Словарь русского языка» - М.: Знание, 2009.