РОЛЬ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ 1965-1967 гг МЕЖШКОЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ «ВРЕМЕНА НЕ ВЫБИРАЮТ: В НИХ ЖИВУТ И УМИРАЮТ…»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экономическая реформа в СССР во второй половине 60-х гг. Учитель истории и обществознания филиала МБОУ «СОШ с. Красавка» в селе Полоцкое Гусева Татьяна.
Advertisements

Политика и экономика: От реформ - к «застою» Муртузалиев А.М. МКОУ «Некрасовская СОШ»
Политика и экономика: от реформ – к «застою» Урок истории 11 класс.
Аграрная реформа 1965 г. 1. Повышение закупочных цен на сельхозпродукцию. 2. Установление твердого плана гос. закупок на 6 лет. 3. Введение 50% надбавки.
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
СССР в гг.. НАРАСТАНИЕ НЕДОВОЛЬСТВА В ОБЩЕСТВЕ И ОТСТАВКА Н. С. ХРУЩЕВА Горожане недовольны повышением цен на продовольствие и фактическим его.
Экономическая политика Л.И.Брежнева 9 класс. История России.
Противоречия социально- экономического развития страны в 80-е годы ХХ века.
Советское общество в конце 1950-х – начале 1960-х гг. Киященко А.А. История России 11 класс Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат.
СССР в первой половине 1980-х гг.: нарастание системного кризиса советского государства.
КОСЫГИНСКАЯ РЕФОРМА. АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ КОСЫГИН Алексей Николаевич Косыгин родился 21 февраля 1904 года в Санкт - Петербурге и получил хорошее образование.
1. Экономические дискуссии. 2. Аграрная реформа 1965 г. 3. Реформа промышленности. 4. Наука и техника. 5. Особенности социальной политики. 6. Быт советского.
Политика и экономика: от реформ к «застою» История России 11 класс Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат Учитель Киященко А.А.
Тема урока: «Кризис «развитого социализма» Задачи урока: Раскрыть изменения, происходившие в правящей элите Советского Союза в е гг., показать,
Развитие сельского хозяйства гг.. Естественно, выделение этих периодов в экономике также взаимосвязано с политическими явлениями: в данном случае.
СССР в гг.. Борьба за власть после смерти Сталина. Расстановка сил в руководстве страной Л.П. Берия, первый зам. Предсовмина, вновь возглавил.
HomeWork.ucoz.kZ. Чупров Л.А. МОУ СОШ 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края.
«Общество массового потребления». Причины возникновения «Государства благоденствия» Бурныйэкономический подъем. Противопоставлениевозможностей капиталистического.
План урока Что такое перестройка? Новое политическое руководство. Причины перестройки. Этапы перестройки. Мероприятия и результаты. Политическая жизнь.
Тема 2. Финансирование организаций социальной сферы.
Транксрипт:

РОЛЬ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ гг МЕЖШКОЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ «ВРЕМЕНА НЕ ВЫБИРАЮТ: В НИХ ЖИВУТ И УМИРАЮТ…» Автор: Уткин Владислав Ученик 9а класса МОУ СОШ 2

Цель работы: характеристика попыток правительства реорганизовать социалистическую экономику и повысить ее производитель- ность, рассмотрение роли и последствий экономической политики Советского государства в 60- е гг. ХХв.

Задачи: - выяснение цели и сущности экономической реформы 1965 – 1967 гг., - раскрытие сущности «нового» подхода к руководству народным хозяйством СССР (реформа 1965 г.), -раскрытие основных направлений государственной политики по восстановлению с/х в 60- е гг., - изучение причины неудач и последствия экономической реформы, - исследование экономических факторов развития народного хозяйства и показ их влияния на социальную политику государства и повышение жизненного уровня, - анализ экономического развития СССР в е гг.

Актуальность темы исследования обусловливается тем, что в современных условиях, как и в послевоенные годы, экономическая политика провозглашается одним из приоритетных направлений в деятельности государства. Объектом исследования является изучение влияния модернизационных процессов на экономическую сферу страны в целом. Предметом исследования выступают формы и методы реализации экономической политики Советским государством в отношении своих граждан. Хронологические рамки исследования: е гг Методы исследования: анализ исторических и литературных источников.

Проблематика экономических преобразований второй половины 1960-х гг. до сих пор привлекает внимание исследователей. Активный реформаторский курс, начатый в 1965 г., в силу ряда причин стал серьезно трансформироваться на рубеже 1960–1970-х гг., постепенно уступая место иной экономической ситуации, которая являлась составной частью уже такого феномена как «застой». Период «перестройки» заметно актуализировал изучение данной проблемы, тем более, что появился вполне обоснованный повод для проведения исторических аналогий. Именно тогда сформировалось несколько крупных подходов к объяснению причин отказа от экономических преобразований, тесно связанных с именем А.Н. Косыгина.

.Анализ развития страны в 60-е гг. В конце 50-х первой половине 60-х годов наблюдается подъем социальной активности населения. Люди с интересом и энтузиазмом принимают планы коммунистического строительства. Ростки нового, коммунистического, как тогда говорили, появляются в трудовых коллективах, множатся и тиражируются. Ярким проявлением этого стали бригады коммунистического труда, которые стремились повысить производи- тельность, экономить энергию и ресурсы. Демонстрируя доверие к товарищам, рабочие снимали замки с кабинок и ящиков, где хранились вещи и инструменты. В отдельных бригадах практиковали получение зарплаты без кассира и т.д.

1 Анализ развития страны в 60-е гг 85% Темпы экономического роста страны в гг 20,5% 64,3% 30% 51% 11% промышленность Сельское хозяйство Темпы развития страны (рост национального дохода гос-ва) 84 % 41% 28% 21% 16,5% –

ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ: 1. Переход от административных методов управления народным хозяйством к экономическим (предлагалось усилить воздействие и роль стоимостных инструментов: цены, прибыли, кредитов, процентов, премий и пр.). 2. Провозглашение усиления оперативно-хозяйственной самостоятельности предприятия (реформа объявила предприятия основным звеном социалистической экономики). НАКОНЕЦ, реформа закладывала идею перевода всех предприятий на полный хозяйственный расчет. Для предприятий устанавливались долговременные экономические нормативы и налоговые платежи, определяющие взаимоотношения с госбюджетом: рентные платежи, нормативы формирования фондов развития и экономического стимулирования. Личные стимулы тесно увязались с итогами работы всего предприятия. Экономическая реформа 60-х гг

Важная составная часть экономической реформы реформа оптовых цен (позволила осуществить переход к планированию цен с учётом фондоёмкости производства). Осуществление экономической реформы стало фактором повышения эффективности общественного производства, роста экономического потенциала страны на этапе развитого социализма. Вместе с тем совершенствование экономических отношений не ограничивается мероприятиями, проведёнными в рамках экономической реформы. Сущность реформы: попытка коррекции директивных методов управления народным хозяйством методами экономическими. Экономическая реформа 60-х гг

Экономическая реформа началась с сельского хозяйства. В то же время администрирование оставалось главным инструментом аграрной политики. В ходе реформы - закупалась техника, проводились мелиорация, и химизация земель, шло строительство грандиозных животноводческих комплексов. В 1970 г.рентабельность с/ хозяйст- ва составила 27%. В то же время из-за отсутствия личной заинтересованности крестьян средства «уходили в песок», потери урожая составляли до 40%, село в н. 80-х гг. вновь стало убыточным Экономическая реформа 60-х гг Л.И.Брежнев на хлопковых плантациях Узбекистана.

(мартовский пленум ЦК КПСС 1965): Реформа в сельском хозяйстве Уменьшение плана обязательных поставок зерна Установление твердого плана закупок продукции на пять лет Повышение закупочных цен Введение надбавок к ценам на сверхплановую продукцию Введение гарантированной оплаты труда колхозников Отмена ограничений в отношении личных подсобных хозяйств Укрепление материально-технической базы сельского хозяйства Экономическая реформа 60-х гг

Нефтяные скважины в Поволжье. В сентябре 1965 г. Пленум ЦК рассмотрел вопрос о реформе промышленнос- ти. Было изменено дирек- тивное планирование. Число плановых показа- телей резко сократилось, но основным по-прежне- му оставался валовый выпуск продукции.В то же время вводился пока- затель качества.Часть до- хода предприятие остав- ляло себе. Он шел на раз- витие производства и со- циальной сферы.

Определенный толчок повышению производительности труда дал так называемый щекинский эксперимент. В 1967 г. в порядке эксперимента объединение "Химволокно" г. Щекино Тульской области получило право определять фонд заработной платы стабильно, вне зависимости от численности работников. Сокращая численность занятых, комбинат получил право оставлять себе сэкономленную часть фонда зарплаты при сокращении работников. Эксперимент таил в себе немалые резервы роста эффективности. За I968 гг. объем выработки продукции на комбинате вырос почти в 2 раза. Но широкого распространения эксперимент не получил, так как содержал в себе мощное противоречие. Его результаты способствовали высвобождению рабочей силы. Но это никак не вписывалось в систему административного хозяйствования, при которой должна быть «полная занятость». Экономическая реформа 60-х гг

Реформа в промыш- ленности Переход от территориального принципа управления к отраслевому Совершенствование планирования и повышение самостоятельности предприятий Усиление экономического стимулирования и повышение материальной заинтересованности трудовых коллективов Итоги реформы 1965 г. в промышленности

Вместо Совнархозов вновь были введены министерства. Они получили широкие полномочия и ограничивали самостоятельность предприятий. 8 пятилетка дала увеличение производства почти в 1,5 раза. Повысилось качество продукции. Были возведены ВАЗ, Красноярс- кая ГЭС и т.д., началось строительство БАМа и КАМА- За. Но события в ЧССР в 1968 г. во многом начались из- за аналогичных преобразований и реформа была свернута.

Анализ временных рядов статистических данных при изучении социальных последствий экономической реформы х гг. 166,5р 232,7 р. ( гг.)( ) 1. Зарплата Особая точка на временном ряде приходится на 1964 год. Т.о., в особой точке отмечается скачкообразное увеличение производной почти в 2,5 раза. Во столько в ходе реформы возросли средние темпы роста зарплаты. 2. Отдых и досуг Были рассмотрены на примере временных рядов 1) числа санаториев, пансионатов и домов отдыха (особая точка г, среднегодовой прирост до 69 г рекреационных учреждений, после- 390) и 2) числа массовых библиотек (особая точка 1967 г.; снижение в среднем почти на 2 тыс. до 67 г., и рост на 0,5 тыс. после). За счет средств предприятий был значительно улучшен отдых и досуг советских людей.

Анализ временных рядов статистических данных при изучении социальных последствий экономической реформы х гг. 1,63 млн. м 2 4,26 млн. м 2.). ( гг.)( гг.) 4.Автомобили. (показатели на тысячу человек) 3.Жилье. Временной ряд ввода в действие жилых домов в млн. м 2. показывает крах «жилищной революции» Хрущева (до 64 г. ввод снижался 1965, 66 гг. - резкий скачок (сокращение «незавершенки»), и затем стабильный рост с 30 до 45 авт до 1967 с 1967 по 1970 до 1980 г В нашей интерпретации резкие скачки (не связанные напрямую с увеличением производства) объясняются тем, что руководство страны под давлением денежной массы старалось выделить больше такого привлекательного товара, как автомобиль.

Анализ временных рядов статистических данных при изучении социальных последствий экономической реформы х гг. 0,04 изделия 0,2 изделия ( гг.)( гг.) 6.Сложная бытовая техника. 5. Потребление предметов повседневного спроса. 109 тыс. 440 тыс. 415 тыс г Результаты анализа этой группы товаров рассмотрим на примере холодильников 0,12 изделия ( гг) В качестве примера рассмотрим временной ряд, характеризующий потребление на душу населения трикотажа (среднегодовой прирост на душу населения)

Реформа гг. сыграла важную роль в развитии социалистической экономики СССР. Пожалуй, ее можно рассматривать как крупнейшую, целостную реформу, которую не знала советская экономика со времен нэпа. Ее результаты оцениваются неоднозначно, так как в ее основе находились внутренне несовместимые задачи: соединить централизованное планирование с самостоятельностью хозяйственных звеньев. Несмотря на то, что формально число плановых обязательных показателей для предприятий существенно сокращалось (до 5 - 7), все же централизованные решения в условиях социализма не могли не стоять выше экономической целесообразности. Главный вывод, следующим из логики реформы и оценки ее последствий сегодня, - существование наивной веры приверженцев реформы в то, что можно осуществить коренные экономические преобразования, не перестраивая серьезно социальную и политическую жизнь общества. Реформа стала пробуксовывать сразу же, а после 1970 г. ее многие проявления вовсе сошли на нет. Роль и последствия экономической реформы 60-х гг

Отметим два бесспорных положительных следствия действия реформы. Первое - это тот морально-психологический климат, который формировался в обществе в связи с осуществлением реформы. Она возбудила новую волну надежд на перемены, обусловила кое-какие намеки на свободу мыслей и действий. Ее справедливо называют "второй хрущевской оттепелью", которая закончилась в 1968 г. военным вторжением советских войск в Чехословакию. Известный экономист Г.Х. Попов называет это глотком воздуха, который мы вдохнули в те времена. Второе - это положительные воздействия реформы на экономическое развитие страны. Что бы там ни говорили, реформа положительно сказалась на показателях народного хозяйства СССР в гг. В целом пятилетка ( ) характеризовалась высокой динамикой прироста производства: в промышленности примерно на 46 – 48%, и сельском хозяйстве - на %. Таких темпов не знала ни одна советская пятилетка. Хотя уже в те времена закладывалась база торможения экономического роста и эффективности советской экономики. Последствия экономической реформы 60-х гг