Жанровое своеобразие « Мертвых душ » Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л. Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Мертвые души». Композиция, система образов По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» Бродягина Ольга Семёновна, учитель МОУ Улётовская сош.
Advertisements

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. "Мертвые души". Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.
МКОУ Новлянская основная общеобразовательная школа Учитель Лебедева Евгения Игоревна.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Выполнила ученица 9Акласса Ким Анастасия. Гоголь давно мечтал написать произведение, в «котором бы явилась вся Русь». Это должно было быть грандиозное.
Образы помещиков. Жанровое своеобразие. Смысл названия.
Сфера употребления художественного стиля Язык художественной литературы: стиль писателя Стиль литературного направления Задача речи Эстетическая Создание.
Петрова Елена Юрьевна, учитель МБОУ «Острожская СОШ» Оханского района Пермского края.
Художественный стиль речи Мультимедийная презентация.
Н.В. Гоголь «Мёртвые души». История создания, особенности сюжета, система образов. Автор презентации: Иванова Е.И. МОУ Мирновская СОШ.
Х УДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА А.С.П УШКИНА «Е ВГЕНИЙ О НЕГИН »
Образ дороги, выраженный в слове и в музыке Выполнила Хорошкова Вероника.
МБОУ «Кировская гимназия имени Героя Советского Союза С. Баймагамбетова» «Дело моё – душа человеческая». (Н.В.Гоголь о «живых» и «мёртвых» душах в поэме.
1. Рассказ - это а) разновидность очерка, где главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций; б) жанр.
История создания и композиция поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Литературная сказка и её особенности. Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок. А.С.Пушкин.
Раздаточный материал к уроку «Дело моё – душа человеческая». (Н.В.Гоголь о «живых» и «мёртвых» душах в поэме «Мертвые души»). МБОУ «Кировская гимназия.
Роды и Жанры литературы лекция. РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ лирика эпос драма.
Роль пейзажа в повести «Майская ночь, или Утопленница» Н. В. Гоголя.
Михаил Юрьевич Лермонтов Роман «Герой нашего времени»
Транксрипт:

Жанровое своеобразие « Мертвых душ » Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л. Н.

Цель урока Познакомить учащихся с особенностями построения произведения Показать жанровое своеобразие произведение

«Мертвые души» - «…не роман, не повесть – нечто совершенно оригинальное» Л.Н.Толстой

Размышления о жанре произведения Сам Гоголь определил жанр « Мертвых душ » как поэму, подчеркнув равноправие эпического ( повествовательного ) и лирического начал

«Величайшим успехом и шагом вперед считаем мы со стороны автора то, что в «Мертвых душах» везде ощущаемо и, так сказать, осязаемо проступает его субъективность. Здесь мы разумеем… ту глубокую, всеобъемлющую и гуманную субъективность. Это преобладание субъективности доходит до высокого лирического пафоса… Этот пафос субъективности поэта проявляется не в одних … высоколирических отступлениях: он проявляется беспрестанно, даже и среди рассказа о самых прозаических предметах…» В.Г.Белинский

Вывод Субъективность произведения проявилась : в лирических отступлениях по ходу самого повествования в авторских оценках и комментариях

Эпическая и лирическая части отличаются друг от друга по целям, которые ставит перед собой автор. Задача эпической частиЗадача лирической части Показать « хотя с одного боку Русь » Показать лирический идеал автора

Противопоставление по целям и задачам отражается в языке. Если у Пушкина и повествование, и лирическая часть написаны разговорным языком светского человека, то у Гоголя переход от эпической части к лирической соответствует возвышенной задаче : автор использует высокий стиль речи ; средства, приближающие язык лирических отступлений к поэтическому.

Язык лирической части поэмы 1. Оценочная лексика, часто контрастные эпитеты ( высокое – уничижительное ): «Не признает современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движением и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха!»; «…бледно, разбросанно и неприютно в тебе… слышится что-то восторженно чудное». 2. Высокая образность - метафоры («Как соблазнительно крадется дремота… Какая ночь совершается в вышине… ничто не обольстит взора…» ) ;

- метафорические эпитеты («устремлен пронзительный перст дерзкие дива природы, небо… так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся громадно выглядывает хлебный арсенал»); - гиперболы («Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?»). 3. Поэтический синтаксис : - риторические вопросы («И какой же русский не любит быстрой езды?»); - восклицания («Выражается сильно русский народ! Эх, кони, кони, что за кони!»);

- обращения («О моя юность! о моя свежесть!.. Русь, куда же несешься ты?»); - анафоры («Что в ней, в этой песне, что пророчит твой необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родится беспредельной мысли?.. Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?»); - повторы («Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» - его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно – чудное?»);

- ряды однородных членов («И опять по обеим сторонам столбового пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колоды, обозы, серые избы с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином, пешеход в протертых лаптях, плетущийся за 800 верст, городишки, выстроенные живьем, с деревянными лавчонками, мучными бочками, лаптями, калачами и прочей мелюзгой…»); - градация («Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце?»; «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове…» - инверсия («Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу…»).

Язык эпической части поэмы 1. Речь героев индивидуализирована. 2. Широко вводятся : - просторечная лексика - просторечные устойчивые обороты - пословицы и поговорки Чичиков : «Не имей денег, имей хороших людей для обращения, сказал один мудрец».

Противопоставление эпического и лирического начал заметно и в пейзаже. Основной мотив лирического пейзажа – простор : «Открыто-пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин твои города… А ночь? Небесные силы! Какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно, раскинувшееся!»

В эпическом пейзаже почти нет дикой природы, здесь появляются мотивы забора, границы, пересечения : «У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы… Двор окружен крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой». В эпическом пейзаже присутствуют элементы социального.

Черты романа в « Мертвых душах » Романное начало связано прежде всего с образом Чичикова, хотя его нельзя назвать героем романа в традиционном смысле этого слова. Если в первых шести главах он лишь композиционно связующий образ и дан в ряду других, описываемых автором не менее подробно, то во второй части 1 тома появляются элементы концентрического сюжета. Возникают намеки на традиционную романную любовную интригу ( история с губернаторской дочкой ). Сплетня – также элемент романного сюжета. «Из числа многих в своем роде сметливых предположений было, наконец, одно – странно даже сказать: что не есть ли Чичиков переодетый Наполеон») « Мертвые души » можно сравнить с плутовским романом, популярным жанром европейской литературы XVII – XVIII веков.

Принципы плутовского романа 1. Главное действующее лицо – антигерой, герой - пройдоха, герой - подлец 2. Сюжет построен на логически не связанных эпизодах, которые объединены похождениями и проделками героя ( часто сюжетообразующим становится мотив дороги ) 3. Герой не изменяется под воздействием внешних обстоятельств, а пытается или обмануть общество, или приспособиться к нему, поэтому плутовской роман дает возможность показать широкую социальную панораму. 4. Как правило, плутовской роман имеет сатирическую направленность

Вывод Несмотря на признаки разных жанров, спор о жанровом своеобразии « Мертвых душ » продолжается По проблематике произведение шире плутовского романа Лирические и эпические картины сменяют друг друга Вставные элементы также своеобразны по жанру : новелла « Повесть о капитане Копейкине » и притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче