Сравнения в произведениях И. С. Тургенева : повести « Муму » и рассказе « Певцы »

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Николай Николаевич Каразин - иллюстратор, живописец, литератор и журналист.
Advertisements

Интегрированная мастерская «Вот что-то к саду подошло…»
Урок литературы в 5 классе. А.А. Фет "Весенний дождь"
Эпитет. Cравнение. Метафора. Олицетворение.. Эпитет - Эпитет - художественное образное определение, выраженное чаще всего прилагательным: художественное.
Урок литературы в 6 классе Тема: Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».
Урок литературы в 6 классе Поэзия природы в творчестве М.М. Пришвина (по сказке-были "Кладовая солнца") Черевик Татьяна Николаевна, учитель русского языка.
Урок 27 Наличие и отсутствие запятой перед союзом как.
Урок по русскому языку в 5 кл. ЦЕЛИ УРОКА: 1.Развивать устную и письменную речь уч-ся, раскрыть понятие ключевые слова, образные выражения, показать.
Во дворе московского поместья Герасим смотрится, как Гулливер среди лилипутов. Эпитет – это слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его.
Поэзия Что делает художественную речь красивой и образной?
Выполнила ученица 5 класса Верхнеуринской средней школы Ванивская Ксения. Проект « Изобразительные средства языка в лирике Игнатия Дмитриевича Рождественского.»
АВТОР: О.Н.Фролова. Работать должны оба Один говорит, другой слушает Свое несогласие высказывай вежливо Если не понял, переспроси.
Описание природы Подготовил учитель русского языка и литературы Чемоданова Н.А. «Куанпамашская ООШ»
Халяпина Л.Н. Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» п.Первомайский Тамбовской обл. Халяпина Л.Н. Описание.
Запятая в конструкциях с союзом КАК Материалы к повторительно- обобщающему уроку русского языка в классе.
Понятие о сравнении Урок развития речи. Цель: расширить знания учащихся о тропах; сформировать понятие о сравнении; стимулировать развитие творческих.
Сравнение метафора метонимия перифраз.. Сравнение – образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему.
Переносное значение слова: это значение, которое возникает в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании какого-то.
Тест Тургеневская земля – это… а) Спасское- а) Спасское- Лутовиново Лутовиново б) Ясная Поляна б) Ясная Поляна в) Париж в) Париж г) Петербург г) Петербург.
Ты её увидишь – и забьется сердце… Сколько о березе сложено стихов! Может быть, довольно? Но куда же деться, Если песня в сердце созревает вновь? И. Светличный.
Транксрипт:

Сравнения в произведениях И. С. Тургенева : повести « Муму » и рассказе « Певцы »

Цель исследования : Найти в произведениях Тургенева сравнения и определить их значение и роль в художественном тексте. Задачи : 1. Перечитать повесть Тургенева « Муму » и рассказ « Певцы ». 2. Найти и выписать из произведений все сравнения. 3. Классифицировать сравнения по их видам ( простые, метафорические, олицетворения и овеществления ). 4. Определить роль сравнений в художественном тексте.

Теория вопроса Сравнение – это один из приёмов художественной речи, сопоставление двух предметов или явлений с целью показать, изобразить один из них при помощи другого. Сравнительный оборот строится с помощью союзов : как, словно, будто, как будто, точно.

Метафора ( греч. « перенос »), образное сближение слов на базе их переносного значения. Олицетворение – это воплощение каких - нибудь черт, свойств в образе живого существа. Овеществление – это выражение в чём - нибудь вещественном, материальном.

« Муму » Сравнения : « Ночью Муму не спала вовсе, но не лаяла без разбору, как иная глупая дворняжка, которая, сидя на задних лапах и подняв морду и зажмурив глаза, лает просто о скуки, так, на звёзды » ( прямое сравнение ).

Метафорические сравнения : 1.« Мышцы Герасима, как рычаг опускались и поднимались ». 2. « Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо ». 3. « Герасим видел перед собой белеющую дорогу - дорогу домой, прямую, как стрела ».

ГерасимКапитон « Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле ». « Капитону уже теперь всё нипочём : обдержался, обтерпелся человек, обмаслился, как коломенский горшок ». Овеществление

Выводы по главе : 1. Автор не использовал в повести олицетворения, но использовал простые, метафорические сравнения и овеществления. 2. Автор использовал сравнения в своей повести, для того чтобы, украсить её, сделать богаче, эмоциональнее.

« Певцы » Сравнения ( прямые ): 1. « У Дикого Барина были чёрные, блестящие волосы, жёсткие, как щетина ». 2. « Моргач осторожен и в то же время предприимчив, как лисица ». 3. « Моргач болтлив, как старая женщина, и никогда не проговаривается ». 4. « Лицо Якова было бледно, как у мёртвого. 5. Мы все стояли как оцепенелые ». 6. « Яков наслаждался своей победой, как дитя ». 7. « Моргач, весь красный, как рак, и широко раздув ноздри, язвительно посмеивался из угла ».

Метафорические сравнения : 1. « Овраг, зияя как бездна, вьётся, разрытый и размытый, по самой середине улицы и пуще реки, разделяет обе стороны бедной деревушки ». 2. « На самом дне, сухом и жёлтом, как медь, лежат огромные плиты глинистого камня ». 3. « Окно, словно зоркий глаз, обращено к оврагу и в зимние вечера, освещённое изнутри, далеко виднеется в тусклом тумане мороза и не одному проезжему мужику мерцает путеводной звездою ». 4. « У Николая Ивановича жирный лоб, перетянутый морщинами, словно нитками ».

5. « Чувство духоты и зноя, словно бремя, свалилось у меня с плеч, как только я переступил порог ». 6. « Присутствие Обалдуя переносили, как неизбежное зло ». 7. « Рядчик играл и вилял своим голосом, как юлой ». 8. « У Якова глаза разгорелись, как уголья, и он весь дрожит как лист и беспорядочно улыбается ». 9. « Звук дрожащий, как струна ». 10. « Голос звенел, как надтреснутый ».

Овеществление Николай ИвановичОбалдуй « Когда у Николая Ивановича нет посещения, он обыкновенно сидит, как мешок, на земле перед дверью своей избы, подвернув под себя свои тонкие ножки, и перекидывается ласковыми словцам со всеми прохожими ». « Обалдуй подпрыгнул кверху, залепетал, замахал руками, как мельница крыльями ».

Выводы : Сравнения несут особую смысловую нагрузку. Герасима Тургенев сравнивает с деревом и с быком, тем самым подчёркивая его связь с живой природой. И сам он живой, ранимый, глубоко чувствующий … А Капитона – с коломенским горшком, подчёркивая его бездушность, чёрствость, никчемность.

Источники : И. С Тургенев повесть « Муму » и рассказ « Певцы ». Литературоведческий словарь.

Презентацию подготовила ученица 7 класса Лустенко Надежда.