Проблемы обучения и воспитания детей с СДВГ Безруких М.М. Филиппова Т. А. Рейсих Н. Е.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Приёмы работы с гиперактивным ребёнком на уроке и во внеурочное время.
Advertisements

Родительское собрание по теме: «Как помочь ребенку стать внимательным»
Работа с гиперактивным ребенком. «Гипер» от греческого «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы «Активный» - от латинского«aktivus» - деятельный,
Комарова Е.А., ГОКУ СКШ 1 г.Черемхово, учитель начальных классов.
Трудности обучения письму и чтению в начальной школе. Родительское собрание в 1 классе.
Краевой психоневрологический диспансер. « Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» Участковая медицинская сестра ГКУЗ «КПНД» Баширова Ольга.
Подготовила: Педагог-психолог МДОУ «Ц.р.р-д/с 113» Калинина О.В.
Способы взаимодействия с детьми с СДВГ детско-родительский тренинг.
Синдром дефицита внимания / гиперактивности ( СДВГ / ADHD) - дисфункция центральной нервной системы ( преимущественно ретикулярной формации головного.
Семинар « Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.» Педагог- психолог Соловьева Э.Р.
«Гиперактивные дети «очень трудные дети, которые часто приводят в отчаяние как родителей, так и учителей» (Раттер М., 1987, с. 307). В отношении дальнейшего.
Наши невнимательные гиперактивные детки. … ТАКОЙ БАЛАМУТ ЕСТЬ В КАЖДОМ КЛАССЕ. ЕРЗАЕТ, БОЛТАЕТ, ВСЕМ МЕШАЕТ. "ЭТО КАТАСТРОФА",- ВЗДЫХАЮТ УЧИТЕЛЯ. "ЭТО.
Цель педагогического совета: разработать модель работы с гиперактивными детьми. разработать модель работы с гиперактивными детьми.
Яркеева Галина Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ 54 г. Томска Из опыта работы: дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
«Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома» А.С.Макаренко Гиперактивность и семейное воспитание. Родительское собрание.
Что такое внимание? Виды внимания Свойства внимания Причины невнимательности Проявления синдромов дефицита внимания Упражнения на развитие внимания Развитие.
Гиперактивность как одно из патологических проявлений является частью целого комплекса нарушений, которые составляют «синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Гиперактивный ребёнок в детском саду «АКТИВНЫЙ» -ДЕЯТЕЛЬНЫЙ, ДЕЙСТВЕННЫЙ «ГИПЕР» - ПРЕВЫШЕНИЕ НОРМЫ.
Родительское собрание по теме: «Как помочь ребенку стать внимательным»
Синдром гиперактивности с дефицитом внимания. синдрома гиперактивности с дефицитом внимания - состояние, при котором болезненно повышена активность ребёнка,
Транксрипт:

Проблемы обучения и воспитания детей с СДВГ Безруких М.М. Филиппова Т. А. Рейсих Н. Е.

Вопросы для обсуждения 1. Существуют ли риски при диагностике СДВГ? Что необходимо сделать,чтобы исключить эти риски? 2. Действительно ли дети с СДВГ отстают в развитии? 3. Неизбежны ли школьные проблемы у детей с СДВГ? 4. Что необходимо сделать, чтобы помочь детям с СДВГ преодолеть возникающие в школе проблемы?

Оценочная шкала (вопросник) для родителей Появились ли у ребенка до 7 лет следующие особенности, наблюдались ли они более 6 месяцев: 1. Суетливые движения руками и ногами, или сидя на стуле извивается (у подростков может быть субъективное чувство нетерпеливости) 2. С трудом остается на стуле при выполнении каких –либо заданий; 3. Легко отвлекается на посторонние стимулы; 4. С трудом ожидает очереди для вступления в игру; 5. Отвечает на вопросы не подумав и раньше,чем вопрос будет закончен; 6. С трудом выполняет инструкции других; 7. С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях; 8. Часто переключается от одного незаконченного дела к другому; 9. Во время игр беспокоен; 10. Часто чрезмерно разговорчив; 11. В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх часто является «мишенью»; 12. Часто кажется, что не слышит, что сказано Ей или Ему; 13. Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и т.д.) 14. Игнорирует физическую опасность или возможные последствия (например, бежит по улице «без оглядки»; Оценочная шкала (вопросник) для учителей 1. Беспокоен, извивается «как уж»; 2. Беспокоен, не может оставаться на одном месте; 3. Требования ребенка должны выполняться немедленно; 4. Задевает (беспокоит) других детей; 5. Возбудимый, импульсивный; 6. Легко отвлекается, удерживает внимание на короткий промежуток времени; 7. Не заканчивает работу, которую начинает; 8. Поведение ребенка требует повышенного внимания учителя; 9. Не учится (не старается учиться) 10. Легко расстраивается (плаксив) (Кучма, Платонова, 1997, American Psychiatric Association,1994, Опросник Американской Психиатрической Ассоциации) (Кучма, Платонова, 1997, American Psychiatric Association,1994, Опросник Американской Психиатрической Ассоциации)

DSM-IV; American Psychiatric Association,1994 Domains and Symptoms of ADHD Domains and Symptoms of ADHD 9 hiperactivity-impulsivity 9 hiperactivity-impulsivity 9 inattention symptoms 6 hyperactivity symptoms 3 impulsivity symptoms 1. Fails to give close attention 1. Fidgets with hands or feet or 1. Blurts out answers. to details. squirms. 2. Has difficulty waiting turn. to details. squirms. 2. Has difficulty waiting turn. 2. Has difficulty sustaining 2. Cant remain seated when 3. Interrupts or intrudes. attention. required. attention. required. 3. Does not seem to listen. 3. Runs about or climbs when 4. Does not follow through (fails inappropriate. to finish). 4. Has difficulty playing quietly. to finish). 4. Has difficulty playing quietly. 5. Has difficulty organizing. 5. Is always on the go or 6. Avoids tasks requiring sustained driven by a motor. effort. 6. Talks excessively. effort. 6. Talks excessively. 7. Loses things. 8. Is distracted by extraneous stimuli. stimuli. 9. Is forgetful. Области и симптомы СДВГ Области и симптомы СДВГ Гиперактивность-импульсивность Гиперактивность-импульсивность Симптомы невнимательности Симптомы гиперактивности Симптомы импульсивности Симптомы невнимательности Симптомы гиперактивности Симптомы импульсивности 1. Недостаточно внимателен к 1. Дрыгает руками или ногами и деталям 1. Выпаливает ответы. 2. Трудности удержания внимания. крутится. 2. Ему трудно ждать своей очереди. 3. Создается впечатление, что не 2. Не может усидеть на месте, когда это 3. Прерывает и вмешивается. слушает говорящего. требуется. слушает говорящего. требуется. 4. Не может довести дело до конца. 3. Носится и лезет куда-либо, когда 5. Трудности организации выполнения это не разрешается. задания. 4. Ему трудно тихо играть. задания. 4. Ему трудно тихо играть. 6. Избегает выполнения заданий, 5. Всегда «заведен», «как будто внутри требующих продолжительного усилия. мотор». требующих продолжительного усилия. мотор». 7. Теряет предметы. 6. Чрезмерно разговорчив. 8. Отвлекается на внешние раздражители. 9. Забывчив.

Формулировки невнимательности 1. Недостаточно внимателен к деталям. 1. Не обращает внимания на детали 1. Трудно следовать инструкциям. 2. Трудности удержания внимания. и пропускает ошибки в работе. 2. Трудно удерживать внимание. 3. Создается впечатление, что не слушает 2. С трудом поддерживает внимание 3. Теряет вещи, нужные для говорящего. в работе и игре. выполнения заданий. говорящего. в работе и игре. выполнения заданий. 4. Не может довести дело до конца. 3. Не слушает то, что ему говорят. 4. Недостаточное внимание к 5. Трудности организации выполнения 4. Не в состоянии следовать инструкции. деталям. задания. 5. Не может организовать игру или 5. Кажется неорганизованным. задания. 5. Не может организовать игру или 5. Кажется неорганизованным. 6. Избегает выполнения заданий, требующих деятельность. 6. Делает ошибки, связанные с продолжительного усилия. 6. Имеет сложности в выполнении невниманием. продолжительного усилия. 6. Имеет сложности в выполнении невниманием. 7. Теряет предметы. заданий, требующих длительной 7. Кажется вялым / сонным. 8. Отвлекается на внешние раздражители. концентрации внимания. 8. Кажется забывчивым. 9. Забывчив. 7. Часто теряет вещи. 9. Часто мечтает (спит наяву), а 8. Часто и легко отвлекается. не участвует в происходящем. 8. Часто и легко отвлекается. не участвует в происходящем. 9. Бывает забывчив. 10. Кажется апатичным, 9. Бывает забывчив. 10. Кажется апатичным, немотивированным на немотивированным на выполнение выполнение законченных заданий. законченных заданий. 11. Кажется замечтавшимся, 11. Кажется замечтавшимся, чем-то озабоченным. чем-то озабоченным. 12. Кажется непонимающим, 12. Кажется непонимающим, занятым собственными занятым собственными мыслями. мыслями.

СДВГ -невнимательность -импульсивность - гиперактивность МЕХАНИЗМЫ ММД Дисфункция нейромедиаторных систем Дисфункции разных участков мозга, ответственных за организацию процесса внимания Дисфункция моторных долей Дисфункция ретикулярной формации Несформированность (незрелость) регуляторных структур Дефицит неспецифической активации (РФ ствола мозга) Незрелость фронто-таламической системы ПРИЧИНЫ *Пре- и перинатальная патология *Патология беременности и родов *Генетическая обусловленность *Токсическая обусловленность (свинец, салицилаты, углеводы) ПРОЯВЛЕНИЯ *Нарушение организации деятельности *Речевые нарушения *Сенсомоторные нарушения *Нарушения восприятия *Несформированность навыков интеллектуальной деятельности «Мягкая» невротическая Симптоматика Школьные трудности Асоциальное поведение Рис.1. Причины, проявления и механизмы СДВГ 22-34% Кучма, Платонова, % Безруких, % Брязгунов, Касатикова, 2001

Родители Непонимание Неадекватные претензии Неадекватные советы и требования Педагоги, воспитатели Неадекватные реакции Неадекватные методы Неадекватные требования Дети с СДВГ Низкая самооценка Повышенная утомляемость Низкая работоспособность Низкая учебная мотивация Трудности в обучении письму и чтению Нарушение взаимопонимания Повышенная тревожность Обиды, страхи Рис.2. Ситуация развития детей с СДВГ

Рис.3. Выделение факторов риска в развитии гиперактивных и негиперактивных детей (количество детей, %) Обозначения: По оси X: 1– в возрасте до 1 года, 2 – в возрасте от 1 до 3 лет 3 – в возрасте 3 до 6 лет Количество детей,%

Рис.4. Динамика работоспособности учащихся в течение года (по данным Кучмы, Платоновой, 1997г.) Количество просмотренных знаков Качество (количество ошибок) Начало учебного годаКонец учебного года

Рис.5. Коэффициент концентрации внимания гиперактивных и негиперактивных детей Обозначения: По оси X: время выполнения задания, сек (каждые 30 сек) По оси Y: коэффициенты концентрации Внимания за каждые 30 сек.

Рис.6. Уровень развития познавательных функций у гиперактивных и негиперактивных детей 5,5 – 6,5 лет (Обозначения: максимальные значения по оси Y соответствуют наивысшему баллу в оценке субтеста; значок Δ – средний уровень сформированности функций в массовых обследованиях) ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОБЩЕЕ РАЗВИТИЕРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РАЗВИТИЕ МОТОРИКИЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕИНТЕГРАТИВНЫЕ УМЕНИЯ ΔΔ Δ Δ Δ Δ СДВГ без СДВГ без СДВГ без СДВГ без СДВГ без СДВГ без СДВГ

Рис.7. Информированность специалистов системы образования и родителей о СДВГ