Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьёй.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы диагностики и исследования межличностных отношений детей в семье Цветовой тест отношений Изучение личностных ожиданий ребенка в общении со взрослыми.
Advertisements

Диагностика в работе классного руководителя. Диагностика - от греч. diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение.
Влияние уровня конфликтности в семье на формирование девиаций у подростка Педагог-психолог ГАОУ СПО МО ГПК Плахова О.Е г.
Проективная методика Луизы Дюсс. Сказка «Птенец». Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от их обоих. Сказка «Годовщина.
Специфика деятельности социального педагога в школе.
Михеева Маргарита Петровна, руководитель отделения психологического сопровождения образовательного процесса Красноглинского района «Центра развития образования.
Диагностика личностно-социального развития дошкольников в соответствии с «Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией.
Здравствуйте! Здравствуйте! Я – Я – Шушарина Шушарина Ольга Ольга Леонидовна Леонидовна.
Автор: Климович С.М., педагог-психолог, МОУ СОШ 3, 2008.
Психологическое сопровождение процесса адаптации пятиклассников в рамках ГЭП «Шестилетняя начальная школа» Психологическое сопровождение процесса адаптации.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
Коррекционно-развивающая работа с агрессивными детьми старшего дошкольного возраста Выполнила Андреева Евгения Сергеевна воспитатель МДОУ ЦРР детский сад.
Организация работы по повышению воспитательного потенциала семьи в условиях ДОУ. Доклад из опыта работы. Комольцева Лариса Савельевна социальный педагог.
Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях К.Д.Ушинский.
«Чтобы воспитать человека, нужно знать его во всех отношениях» К.Д. Ушинский.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 13» Г. ТОБОЛЬСКА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЯ Взаимодействие семьи.
Аспекты работы классного руководителя Занятие 3: Диагностические методы изучения личности учащегося Руководитель: заместитель директора по воспитательной.
Психокоррекционная программа «Профилактика суицидального поведения у подростков «Желание жить»
Возрастные особенности младшего подростка: потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная утомляемость; стремление обзавестись.
Эмоциональный аспект взаимодействия в детско- родительских взаимоотношениях у старших дошкольников Педагог-психолог МОУ детского сада 307 детского сада.
Транксрипт:

Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьёй

«Диагностика - не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной» Д. Добсон

Диагностика младших школьников Проективные методики Три дерева Рисунок семьи Дом, в котором я живу Сказки Дюсса Методика Рене Жиля Завершение предложений

Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной методики три дерева

Три дерева Рисунок семьи Выявляют особенностей внутрисемейных отношений. Помогают прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

«Дом, в котором я живу» Помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким, к своим товарищам. Учащимся класса предлагается построить на листике бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники и друзья,и родители, и родственники.

Методика Рене Жиля Методика Рене Жиля Для детей от 4 до 12 лет

Методика Рене Жиля выявляет: конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми: отношение к матери; отношение к отцу; отношение к матери и отцу, воспринимающимися ребенком как родительская чета (родители); отношение к братьям и сестрам; отношение к бабушке, дедушке и другим близким взрослым родственникам; отношение к другу (подруге); отношение к учителю (воспитателю). особенности самого ребенка: любознательность; стремление к общению в больших группах детей; стремление к доминированию, лидерству в группах детей; конфликтность, агрессивность; реакция на фрустрацию; стремление к уединению.

СКАЗКИ ДЮССА (ДЕСПЕРТ) Тест для исследования межличностных отношений между детьми в семье Проективная методика для детей 6–11 лет для исследования межличностных отношений между детьми в семье. Сказка «Ягнёнок» Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил (рис. 1). Однажды маме принесли другого, совсем маленького ягненка, которой пьет только молоко и еще не умеет есть травку (рис. 2).

Тогда мама говорит старшему ягненку, что ему придется обойтись без молока, потому что у нее не хватит молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен есть только травку. Как поступит ягненок? Рис.1 Рис.2

«Завершение предложения» методика детская (вариант В. Михала) Направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний.

Диагностика подростков Рисунок семьи Незаконченные предложения Сакса или «Завершение предложения» Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е.Шафер) (тест «Подростки о родителях» (ADOR) Детско-родительские отношения подростков (ДРОП) Выявление отношения юношей и девушек к жизни в своей семье (Т.Шрайбер)

«Поведение родителей и отношение подростков к ним»/«Подростки о родителях» Изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте. Выявляет: оценку матери сыном, отца сыном, матери дочерью, отца дочерью; (позитивный интерес, директивность, враждебность, автономность, непоследовательность)

Детско-родительские отношения подростков (ДРОП) Методика позволяет выяснить полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений с точки зрения подростков.

Выявление отношения юношей и девушек к жизни в своей семье (Т.Шрайбер) Методика предназначена для диагностики отношения юношей и девушек к жизни в своей семье. Выявляет коэффициент отношения к жизни в своей семье.

Диагностики для работы с родителями Анкетирование: диагностика адаптация ребенка к школе диагностика родительских представлений о готовности детей к школе методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.) оценка волевых качеств ребенка «ребенок глазами взрослого» (А.А. Романов) другие

Оценка волевых качеств ребенка Выявляет признаки: дисциплинированности Самостоятельности Выдержки Организованности Решительности Инициативности

Признаки дисциплинированности: сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т.д.) добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т.д.) недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на воскресник и т.д.) соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки

Опросник «Ребенок глазами взрослого» Выявляет ситуационно-личностные реакции, признаки и виды расстройств поведения и эмоций у ребенка Агрессивность Вспыльчивость Негативизм Демонстративность Конфликтность Дурашливость Эгоцентричность Избегание умственных усилий Нерешительность Страхи, Тревога Дефицит внимания Расторможенность РаботоспособностьНепонимание словесных инструкций

Тесты и методики Понимание родителями особенностей юношеского возраста Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) Методика PARI Опросник «АСВ» (анализ семейного воспитания)

Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) Предназначен для выявления родительского отношения у лиц, обращающихся за психоло- гической помощью по вопросам воспитания детей и проблем общения с ними. Позволяет выявить: эмоциональное отношение к ребенку, заинтересованность в его делах и планах, межличностную дистанцию в отношениях с ребенком, форму контроля за поведением ребенка, особенности восприятия и понимания ребенка родителями.

Методика PARI предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли) Шкалы: отношение родителей к семейной роли, отношение родителей к ребенку - оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция, излишняя концентрация на ребенке;

Опросник «АСВ» Предназначен для исследования проблемных семей, в которых есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении. Позволяет детально диагностировать основные формы нарушения семейного воспитания и характер его нарушений, такие как уровень протекции, степень удовлетворения потребностей, уровень требовательности к ребенку в семье, решение личностных проблем родителями за счет ребенка

Методика незаконченных предложений для родителей - Мои школьные воспоминания – это … - В классе я всегда чувствовал себя … - Мой классный руководитель относился ко мне … - Мои школьные результаты были … - Я обижался, если … - Я радовался, если … - Самое яркое событие школьной жизни – это … - Я не хочу, чтобы мой ребенок в школе пережил … Если родитель вспоминает негативные моменты из школьной жизни, то можно с уверенностью сказать, что невольно он будет искать подобный негатив в школьной жизни своего ребенка. Поэтому классный руководитель во многом может избежать проблемных ситуаций, если изучит стереотипы отношений к школе отдельных родителей.

Методики для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении Например: Что, по-вашему, изменилось в детском коллективе после проведенной работы? Какие мероприятия вы посетили? Какие из них вам понравились, а какие нет? Какие нравственные темы необходимо обсудить с ребятами? Какие классные часы вы и в какой форме вы предложили бы провести? В каких из них вы хотели бы участвовать сами?

Без использования психолого- педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить отношения с коллективом родителей. Любая информация,которуюклассный руководитель может получить от родителей и детей, может оказать семье и ребенку неоценимую услугу.

Источники: ru

Успехов в работе