АНТРОПОЛОГИЯ С.Д. ПОЖАРСКИЙ, к. пс. н., профессор Санкт–Петербургской Акмеологической академии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Типовые расчёты Растворы
Advertisements


Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
около 2 млн. видов Опылители: Распространители:
Тема урока: «Биология – наука о живом мире. Общие свойства живых организмов». 9 класс 9 класс.
Michael Jackson
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
2013 год Наука биология.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Слюсарь Т. Д. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2 с УИОП»

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 10 КЛАССЕ – БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ МОУ ИЛЬИНСКАЯ СОШ. УЧИТЕЛЬ СМИ РНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 10 КЛАССЕ – БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ МОУ ИЛЬИНСКАЯ СОШ. УЧИТЕЛЬ СМИ РНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Курс «Возрастная физиология и психо- физиология» представляет собой совокупность естественно-научных знаний об.
Биология – наука о живом мире. Основные свойства жизни.
1779г. Немецкий профессор анатомии Т. Руз впервые употребил термин «биология». 1802г. Французский натуралист Жан Батист Ламарк предложил использовать.
Слюсарь Тамара Джонтьевна учитель биологии Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2 с УИОП»
Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья Анатомия Цитология Экология человека Генетика Гигиена Эмбриология Антропология Психология.
Тема урока: «Общие свойства живых организмов». Цель урока: 1. Изучить основные свойства живых организмов. 2. Изучить условия поддержания жизни 3. Изучить.
2011 годМОУ СОШ 22 г.Оленегорска Мурманской области Наука биология Разработал: учитель биологии Титова Жанна Викторовна.
Транксрипт:

АНТРОПОЛОГИЯ С.Д. ПОЖАРСКИЙ, к. пс. н., профессор Санкт–Петербургской Акмеологической академии

Содержание дисциплины АНТРОПОЛОГИЯ: Тема 1. Антропология как система наук о человеке Тема 1. Антропология как система наук о человеке Тема 1. Антропология как система наук о человеке Тема 1. Антропология как система наук о человеке Тема 2. Человек в системе живой природы Тема 2. Человек в системе живой природы Тема 3. Антропогенез Тема 3. Антропогенез Тема 4. Родословная человека (эволюция человека по данным палеоантропологии) Тема 4. Родословная человека (эволюция человека по данным палеоантропологии) Тема 5. Морфология человека Тема 5. Морфология человека Тема 6. Этническая антропология Тема 6. Этническая антропология Тема 7. Этногенез - происхождение этносов Тема 7. Этногенез - происхождение этносов Тема 8. Этническая культура Тема 8. Этническая культура Тема 9. Возрастная антропология Тема 9. Возрастная антропология Тема 10. Педагогическая антропология Тема 10. Педагогическая антропология

Вопросы к экзамену: 1. Антропология как наука о человеке. 2. Антропология, её предмет, структура и основные проблемы. Основные принципы и методологические подходы. 3. Возникновение антропологии и сё историческое развитие. 4. Дисциплинарная структура антропологии: физическая антропология, археология, антропологическая лингвистика, культурная антропология. 5. Культурная антропология и сё задачи. Этнография и этнология. 6. Физическая (биологическая) антропология и её структура: антропогенез, метрология, соматология, антропогенетика, расоведение. 7.Соматология как наука о человеческом организме и его вариациях. 8.Метрология (анатомическая антропология Брока). Основные методы исследования.

9.Антропогенетика о внешних и внутренних факторах изменчивости, особенностях строения человеческого организма. 10. Антропоморфология и её предмет. 11. История вопроса о происхождении человека. 12. Место человека в системе живой природы. 13. Данные зоопсихологии и этологии о родстве человека с современными приматами. 14.Моделирование мыслительных процессов у приматов. Жесты. «Революционная» природа человеческой речи. 15. Человек мыслящий и человек разумный (Теория X. Субири). 16. Специфические человеческие феномены. 17. Инстинкты животного и инстинкты человека. 18. Биогенез и антропогенез. 19. Развитие человеческой психики. 20. Палеонтология приматов.

21. Молекулярная систематика и расхождение эволюционных линий гоминоидов. 22. Стадиальность человеческой эволюции. 23. Эволюция человека поданным палеоантропологии. 24. Homo habilis - Homo erectus - Homo sapiens: общая характеристика. 25. Ископаемый неоантроп. Морфологическая характеристика и последующая динамика морфотипа человека верхнего палеолита. 26. Понятие антропогенеза. Основные проблемы теории. 27. Основные теории антропогенеза и их характеристика. 28. Трудовая теория антропогенеза. 29. Теория полицентризма (А. Гардличка, Ф. Вейденрейх, Г.Ф. Дебец). 30. Теория моноцентризма (М. Буль, А. Валлуа, У. Хауэлс, Б. Вандермерш и др.) 31. Теория «широкого моноцентризма» Я. Рогинского.

32. Проблема «затухания» биологической эволюции, ее качественные особенности в соответствии биологического и социального. 33. Политипия современного человечества (общая хар-ка). 34. Полиморфизм ископаемого человека современного вида и видовое единство современного человечества. 35. Понятие расы в антропологии. Расовые классификации. 36. Соотношение расы как биологической совокупности современного человека с общностями социальными. 37. Принципы оценки политигши: типологический, эволюционный, популяционный. 38. Метисация, изоляция. Расообразование в современную эпоху. 39. Биохимическая индивидуальность человека. 40. Экстремальные условия среды. Здоровье индивидуума и здоровье популяции.

Тема 1. Антропология как система наук о человеке Термин «Антропология» имеет греческое происхождение и означает дословно «наука о человеке» (антропос человек; логос наука). Первое использование приписывается Аристотелю, который употреблял это слово преимущественно при изучении духовной природы человека. Первое использование применительно к физическому строению человека.

В 1533 г. появилась книга итальянца Галеаццо Капелла «Антропология, или рассуждение о человеческой природе», содержащая данные об ин­дивидуальных вариациях человека. В западноевропейской литературе довольно рано укоренилось двойное понимание термина «антропология»: наука о человеческом теле, с одной стороны, наукао человеческой душе с другой. наука о человеческой душе с другой. В 1594 г. вышло сочинение Касмана «Антропологическая психология, или учение о человеческой душе» Термин «антропология», впервые встречается в названии книги Магнуса Хундта, вышедшей в Лейпциге в 1501 г.: «Антропология о достоинстве, природе и свойст­вах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела»

В течение XIX в. и до сего времени в Англии, Америке и Франции под антропологией понимают учение, во-первых, о физической организации человека во-вторых, о культуре и быте различных народов и племен в прошлом и настоящем. Французские энциклопедисты придавали термину «антропология» очень широкое значение, понимая под ним всю совокупность знаний о человеке. Немецкие философы XVIII начала XIX в., в частности Кант, включали в антропологию главным образом вопросы психологии.

В советской науке принято строгое разделение терминов «антропология», «этнография», «археология». пространстве. Под археологией понимают науку, изучающую историческое прошлое человечества по вещественным источникам (Арциховский, 1947), Под этнографией отрасль истории, исследующую все стороны культуры и быта ныне живущих народов, происхождение этих народов, историю их расселения, передвижения и культурно-исторических взаимоотношений (Толстов, 1946), Под антропология – понимается наука изучающая вариации физического типа человека во времени и в пространстве.

Основные разделы антропологии антропогенез, этническая антропология (расоведение), морфология человека. морфология человека. АНТРОПОГЕНЕЗ - рассматривает вопросы: - о месте человека в системе животного мира, - об отношении его как зоологического вида к другим приматам, - восстановления пути, по которому шло развитие высших приматов, - исследования роли труда в происхождении человека, - выделения стадий в процессе человеческой эволюции, - изучения условий и причин становления человека современного типа.

Раздел АНТРОПОГЕНЕЗА включает: 1)приматоведение, т. е. изучение со­временных и ископаемых обезьян и полуобезьян, 2)эволюционную анатомию человека, 3)палеоантропологию, т. е. изучение ископаемых форм человека. Вспомогательными дисциплинами этого раздела являются: из наук естественно-исторических из наук естественно-исторических геология четвертичного и третичного периодов, физиология высшей нервной деятельности; из наук социально-исторических археология палеолита; из наук философских психология.

ЭТНИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (РАСОВЕДЕНИЕ) - : ЭТНИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (РАСОВЕДЕНИЕ) - изучает классификацию : - расовых типов, распространение их по территории Земли, - историю формирования рас, причины расообразования - закономерности изменений расовых типов. Смежные дисциплины расоведения, из круга биологических наук генетику и биометрию, из наук социально-исторических археологию позднего палеолита и последующих эпох, этнографию, языкознание и историю. Термины «расоведение» и «этническая антропология» нередко употребляются как равнозначные. этническая антропология только часть расоведения, изучающая антропологический состав народов мира и проблему этногенеза.

МОРФОЛОГИЯ - состоит из: 1) мерологии (от греческого «мерос» часть), изучающей вариации отдельных органов человека и отдельных тканей, а также их взаимную связь, 1) мерологии (от греческого «мерос» часть), изучающей вариации отдельных органов человека и отдельных тканей, а также их взаимную связь, 2) соматологии (от греческого «сома» тело), которая изучает строение человеческого тела в целом, т. е. закономерности вариаций роста, массы, окружности груди, пропорций и т. д. Подразделом соматологии является та отрасль антропологии, которая ставит своей задачей установление стандартов или норм размеров человеческого тела. Морфология - устанавливает нормы физического развития в разных возрастах, а также вариаций телосложения и их связи с физиологическими особенностями организма.

Вспомогательные дисциплины раздела морфология: нормальная анатомия, эмбриология, гистология человека. Нормальная анатомия изучает человека как некоторый обобщенный тип и дает суммарную характеристику «среднего» человека. Морфология сосредоточивает свое внимание на вариациях типа и стремится постигнуть причины, закономерности и значение этих уклонений от среднего типа.