Использование НИТ на уроках биологии как средство развития познавательного интереса школьников Жаркова Евгения Анатольевна учитель биологии Дружногорская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Строение и функции глаза таблица. *Белочная оболочка (склера) *Сосудистая оболочка *Хрусталик *Стекловидное тело *Белочная оболочка (склера) *Сосудистая.
Advertisements

Глаза - окно в окружающий мир Проект «Берегите зрение!»
Зрение Способность воспринимать цвета, яркость, размеры, формы объектов, определять расстояние Способность воспринимать цвета, яркость, размеры, формы.
1. Глаз человека от пыли и соринок защищен 1) хрусталиком 2) бровями 3) веками и ресницами 4) радужной оболочкой.
Выберите ответы на вопросы I.Три части зрительного анализатора (последовательно) II. Воспринимает зрительные раздражение 1. Хрусталик 2 Сетчатка 3 Рецептор.
Орган зрения (глаз) – воспринимающий отдел зрительного анализатора, служит для восприятия световых раздражений. Состоит из глазного яблока и вспомогательного.
Тема урока: "Строение и функции зрительного анализатора". Цели и задачи урока: конкретизировать понятие анализатор на примере зрительного анализатора;
Орган зрения Задачи: Дать характеристику анализаторам, изучить особенности строения и работы зрительного анализатора.
Г ЛАЗ ЧЕЛОВЕКА -. К АК, ОПРЕДЕЛИТЬ ДЛЯ БЛИЗОРУКИХ ИЛИ ДЛЯ ДАЛЬНОЗОРКИХ ГЛАЗ ОНИ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ? Работаем в парах. Задание 1.
«Глаза – зеркало души» В. Гюго Посмотри мне в глаза, – просим мы. Именно в них можно увидеть правду и ложь, самое высокое чувство и самое низкое.
Глаз и зрение. Глаз – орган зрения животных и человека. Человек видит не глазами, а посредством глаз: информация передается через зрительный нерв, зрительные.
М. Миннарт писал:»Изучение природы должно включать в себя также изучение чувств человека. Чтобы добиться точности в наших наблюдениях света и цвета, мы.
Тема урока: «Строение и функции глаза». «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
Автор Шафиев А.А. Гр.12-С 0. Через зрительный анализатор человек получает основное количество информации. Окружающие нас предметы и явления, наше собственное.
Интерактивный электронный плакат «Строение и функции глаза» Чухрий В.В., учитель биологии МОУСОШ 9, г. Буй, Костромская область
Глаз как орган зрения и оптическая система. Цель урока: Сформировать новые анатомо- физиологическ ие понятия о строении и функциях зрительного анализатора.
Презентация"Глаза -орган зрения человека"
Схема строения зрительного анализатора Периферический отдел 1 – сетчатка Проводниковый отдел 2 - зрительные нервы Центральный отдел 3 – зрительная зона.
Зрительный анализатор Биология 8 класс Гололобова Тамара Александровна, учитель биологии МОУ «СОШ 122», г. Омск.
Строение и функции зрительного анализатора. Рассмотрим внешнее строение глаза. Бровь Веко Ресницы Рассмотрим внешнее строение глаза.
Транксрипт:

Использование НИТ на уроках биологии как средство развития познавательного интереса школьников Жаркова Евгения Анатольевна учитель биологии Дружногорская СОШ Урок в 8 классе: « Анализаторы. Глаз и зрение»

Цель работы: Сформировать представления об анализаторах. Сформировать представления об анализаторах. Раскрыть значение системы органов чувств, на примере органа зрения, для жизнедеятельности организма с применением ПК. Раскрыть значение системы органов чувств, на примере органа зрения, для жизнедеятельности организма с применением ПК. Научить применять знания на практике с использованием ПК. Научить применять знания на практике с использованием ПК. Повышение интересов к информационным технологиям. Повышение интересов к информационным технологиям. Развитие познавательного интереса. Развитие познавательного интереса.

Задачи: Раскрыть значение и особенности строения зрительного анализатора человека. Раскрыть значение и особенности строения зрительного анализатора человека. Углубить знания об оптической системе. Углубить знания об оптической системе. Показать эволюцию органов зрения в живой природе. Показать эволюцию органов зрения в живой природе. Продолжить формирование навыков работы учащихся с различными источниками информации, навыков экспериментальной работы, работы в группах с применением ПК, применение знаний в творческих работах. Продолжить формирование навыков работы учащихся с различными источниками информации, навыков экспериментальной работы, работы в группах с применением ПК, применение знаний в творческих работах.

Содержание работы. Анализаторы. Анализаторы. Анализаторы. Глаз человека – внешнее строение. Глаз человека – внешнее строение. Глаз человека – внешнее строение. Глаз человека – внешнее строение. Оформление таблицы – строение глаза. Оформление таблицы – строение глаза. Оформление таблицы – строение глаза. Оформление таблицы – строение глаза. Внутреннее строение глаза (глазное яблоко, оболочки глаза, мышцы глаза, движение глаза). Внутреннее строение глаза (глазное яблоко, оболочки глаза, мышцы глаза, движение глаза). Внутреннее строение глаза (глазное яблоко, оболочки глаза, мышцы глаза, движение глаза). Внутреннее строение глаза (глазное яблоко, оболочки глаза, мышцы глаза, движение глаза). Глаза животных и человека. Глаза животных и человека. Глаза животных и человека. Глаза животных и человека. Оформление схемы «Строение глаза» Оформление схемы «Строение глаза» Оформление схемы «Строение глаза» Оформление схемы «Строение глаза» Дополнительные источники информации (работы учащихся). Дополнительные источники информации (работы учащихся). Дополнительные источники информации (работы учащихся). Дополнительные источники информации (работы учащихся).

Оборудование Таблица «Глаз и зрение» Таблица «Глаз и зрение» Учебник «Биология 8 класс» Учебник «Биология 8 класс» Рабочая тетрадь Рабочая тетрадь Презентация урока Презентация урока Дидактический материал для практической работы и для творческих заданий Дидактический материал для практической работы и для творческих заданий Тест для закрепления изученного материала Тест для закрепления изученного материала

Конечный результат работы Изобразить схематично строение анализатора (включая рецептор, проводящие пути, центр коры мозга). Изобразить схематично строение анализатора (включая рецептор, проводящие пути, центр коры мозга). Составить проект правила гигиены зрения. Составить проект правила гигиены зрения. Тест «Зрительный анализатор». Тест «Зрительный анализатор». Презентация «Глаз и зрение». Презентация «Глаз и зрение». Оформление таблиц. Оформление таблиц.

Анализаторы

Глаз человека Глаз человека 1.Ресницы 2.Веки 3.Роговица 4.Зрачок 5.Белочная оболочка 6.Радужная оболочка Слезная железа Большую часть (до 80%) информации об окружающем мире мы получаем через глаза. Наши глаза предназначены для того, чтобы снабжать нас информацией о глубине, расстоянии, величине, движении и цвете. К тому же они способны двигаться вверх, вниз и в обе стороны.

Строение глаза Название органа Функции Брови Веки Ресницы

Веко

Строение века Строение века Веки – это складки кожи, которые закрывают глаз, чтобы защитить его от яркого света, механических повреждений, распределяют слезную жидкость по поверхности глазного яблока. Веки – это складки кожи, которые закрывают глаз, чтобы защитить его от яркого света, механических повреждений, распределяют слезную жидкость по поверхности глазного яблока.

Ресницы Ресницы отходят от свободных кроев век, предупреждая попадание в глаз инородных тел. Ресницы отходят от свободных кроев век, предупреждая попадание в глаз инородных тел.

Глазное яблоко Глазное яблоко Система органов – органы чувств Система органов – органы чувств Расположение – в голове, по обе стороны от носа Расположение – в голове, по обе стороны от носа Функции: проведение света через ряд преломляющих сред до светочувствительных клеток сетчатки. Функции: проведение света через ряд преломляющих сред до светочувствительных клеток сетчатки. Близлежащие органы: зрительный нерв, зрительный участок коры головного мозга. Близлежащие органы: зрительный нерв, зрительный участок коры головного мозга.

Внутреннее строение глаза

Оболочки глаза сетчатка Ресничное тело Ресничный поясок хрусталик конъюнктива склера роговица Гладкие мышцы радужной оболочки.

Сетчатка Это слой ткани, содержащей светочувствительные клетки, происходит изображение предметов. Это слой ткани, содержащей светочувствительные клетки, происходит изображение предметов.

Система органов Система органов Конъюнктива – тонкий слой клеток, выстилающий переднюю поверхность глазного яблока и внутреннюю поверхность век, защищает переднюю поверхность глазного яблока.

Дальнозоркость и близорукость У дальнозорких близкие предметы кажутся неясными и расплывчатыми.Когда глазное яблоко слишком коротко, или хрусталик слабо преломляет свет, то отраженные близким предметом лучи не успевают сфокусироваться на сетчатке.Выпуклые линзы могут исправить этот дефект, чтобы лучи сфокусировались на сетчатке. Близорукие не могут четко видеть дальние предметы, потому что, отраженные ими световые лучи фокусируются, не достигая сетчатки. Это происходит, если глазное яблоко слишком длинно. Вогнутые линзы корректируют близорукость, выпрямляя световые лучи, так, что бы они сфокусировались на сетчатке.

Изображение на сетчатке Отраженный предметом свет при прохождении через зрачок создает на сетчатке перевернутое изображение. Головной мозг автоматически переворачивает его с головы на ноги.

Палочки и колбочки Сетчатка состоит из 130 млн. светочувствительных клеток, которые называются палочками и колбочками. Палочки чувствительны к свету, но не различают цветов, за исключением синего и зеленого. Колбочки улавливают все цвета и помогают нам четче видеть, но перестают работать при недостатке освещения. Вот почему с наступлением сумерек наше зрение ослабевает, мы хуже различаем цвета и все видим в синих и серо-зеленых тонах. Французы называют это время суток «часом синевы». Свет Палочки Колбочки Пигментный слой

Стереоскопическое зрение В кинематографе можно получить трехмерный спецэффект, отпечатав два изображения, снятых под несколько иным ракурсом – одно в красном, а другое в зеленом цвете – и наложив их друг на друга. Зрители надевают специальные очки с разноцветными стеклами, так. Что один глаз видит только красной, а другой – только зеленое, что дает в сумме трехмерный эффект.

Белочная оболочка Белочная оболочка Белочная оболочка или склера выполняет функцию защиты от механических и химических повреждений. Белочная оболочка или склера выполняет функцию защиты от механических и химических повреждений.

Роговица Это прозрачная оболочка склеры, защищающая ее от окружающей среды. Это прозрачная оболочка склеры, защищающая ее от окружающей среды.

Радужная оболочка Радужная оболочка Это передняя часть сосудистой оболочки. Цвет ее определяется количеством и распределением пигмента. Это передняя часть сосудистой оболочки. Цвет ее определяется количеством и распределением пигмента.

Мышцы глаза Сухожильное кольцо Мышца, поднимающа я верхнее веко Латеральная прямая Нижняя прямая Верхняя косая Нижняя косая Глазное яблоко Верхняя прямая

Мышцы глаза Вращательные движения глаза контролируются шестью глазодвигательными мышцами, прикрепляющимися к белочной оболочке. Четыре прямые мышцы – верхняя, нижняя, латеральная, медиальная. Две – косые мышцы. Вращательные движения глаза контролируются шестью глазодвигательными мышцами, прикрепляющимися к белочной оболочке. Четыре прямые мышцы – верхняя, нижняя, латеральная, медиальная. Две – косые мышцы.

Движение глаза Мышцы, обеспечивающие движения глаз, работают по отдельности. Движение глаз происходит параллельно, т.е. разные мышцы каждого глаза действуют вместе при повороте глаза. Мышцы, обеспечивающие движения глаз, работают по отдельности. Движение глаз происходит параллельно, т.е. разные мышцы каждого глаза действуют вместе при повороте глаза.

Слезный аппарат Передняя поверхность глаза увлажняется за счет образования слезной жидкости, вырабатываемой слезными железами. Передняя поверхность глаза увлажняется за счет образования слезной жидкости, вырабатываемой слезными железами. Слезе содержит бактерицидные вещества, защищающие поверхность глаз от инфекций. Слезе содержит бактерицидные вещества, защищающие поверхность глаз от инфекций.

оставить схему «Строение глаза» Составить схему «Строение глаза» Глазное яблоко наполнено бесцветной прозрачной массой – стекловидным телом. Склера – наружная белковая оболочка Роговица – передняя часть склеры. Сосудистая оболочка Радужная оболочка – передняя часть сосудистой. Сетчатка – на ее внутреннем слое фоторецепторн ые клетки: колбочки и палочки. Зрачок – отверстие в центре радужной оболочки, хрусталик – «линза» позади зрачка. Слепое пятно – участок сетчатки на входе зрительного нерва.

а, б. Зрение насекомых в, г. Зрение рыб д. Зрение птиц е. Зрение зебры ж. зрение человека Глаза животных и человека

Строение сложного глаза

Удивительные глаза животных Хамелеон. Способен смотреть во все стороны. Пираньи. Глаза пираньи специально приспособлены для видения дальнего красного света. Это позволяет им охотиться в мутных реках Южной Америки. Кальмары. Светочувствительные клетки глаза кальмара могут совместно ощущать поляризованный свет в прямо противоположном направлении. Медоносная пчела. Верхняя часть сложных глаз чувствительна к поляризованному свету, позволяя пчеле ориентироваться по положению солнца на небосклоне. Скворец пристально рассматривает фотоаппарат левым глазом. Это означает, что в данный момент больше интересуется цветом, чем движением.

Как видят животные Золотая рыбка может видеть дальний красный и инфракрасный свет благодаря строению сетчатки её глаз Жук-скакун – на бегу фасетки в сложных глазах не собирают необходимого для изображения света. Остановка помогает жуку поймать жертву. Остановка даёт сбор информации в глазах. Мечехвост так же способен замечать поляризованный свет Индиговый овсянковый кардинал может видеть не только поляризованный свет, но и магнитное поле Земли. Гремучая змея. Использует теплочувствительные рецепторы для выслеживания грызунов ночью или в их норах. Рецепторы расположены в двух лицевых ямках, одна из которых видна вверху и слева, рядом с ноздрями. Челюсти черного малакоста устроены так, чтобы хватать большую добычу. Однако диета этой глубоководной рыбы состоит из мелких ракообразных, тела которых содержат бактерии с пигментом хлорофиллом, дающим черному малакосту возможность видеть дальний красный свет. Водомерка. Имеет сложные поляризующие глаза, которые защищают её от яркого блеска Солнца, отражающегося от поверхности воды, на которой она живет.

Ультрафиолетовое зрение

Зрение развивает в человеке чувство прекрасного, т.к. мы воспринимаем разнообразные красоты природы, произведения живописи, ваяния, архитектуры, кинематографии. Зрение играет огромную роль во всех видах трудовой деятельности людей. Ведь каждому известно, какая долгая, упорная работа нужна для того, чтобы дать возможность слепому приобщиться к общественному труду. Большая часть наших сведений о внешнем мире связана со зрением. Мы должны беречь наши глаза от пыли, не тереть их руками, вытирать совершенно чистым полотенцем или носовым платком. Выводы:

Источники информации: Учебник Биология 8 класс. Учебник Биология 8 класс. Карл Шукер «Удивительные способности животных. Загадки живой природы» Карл Шукер «Удивительные способности животных. Загадки живой природы»