Месопотамский зиккурат. Зиккураты в Уре и Вавилоне. Глазурованный кирпич и ритмический узор основные декоративные средства Презентацию подготовила учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Художественная культура Месопотамии. В IV тыс. до н.э. в низовьях рек Тигра и Евфрата возникла первая цивилизация, дав жизнь красочной культуре Месопотамии.
Advertisements

Архитектура Междуречья. Междуречье Междуре́чье (Двуре́чье, Месопота́мия, греч. Μεσοποταμία) область между реками Тигр и Евфрат, на территории современного.
Презентация по МХК на тему: Художественная культура Месопотамии
Путешествие в страну, которой нет на современной карте Египет Месопотамия Двуречье.
Зиккураты Подготовила: Спиридонова Алиса ученица 11Б класса МОУ СОШ 2. Учитель: Р.Х. Хафизова 2009 год г. Радужный 2009.
ИСКУССТВО МЕСОПОТАМИИ. ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ ВАВИЛОНА И АССИРИИ. АССИРИЙСКИЕ РЕЛЬЕФЫ История изобразительного искусства, урок 4 © Николаева Вера Александровна,
МХК, 10 класс, 5 урок. заложили основы математических знаний; разделили циферблат на 12 частей; научились вычислять с большой точностью движение планет,
ДВОРЦЫ И ХРАМЫ МЕЖДУРЕЧЬЯ. Междуречье или Месопотамия- долина между Тигром и Евфратом.
Выполнил: …. Великий зиккурат в Уре (зиккурат Этеменнигуру) наиболее сохранившийся храмовый комплекс Древнего Междуречья. Возведён в XXI веке до н. э.
«Культура Шумеро-аккадского царства» Часть 2-1 Мировая художественная культура 9 класс 9 класс Учитель Доценко Надежда Сергеевна ГБОУ СОШ
Древнейшие цивилизации Шумер Аккад Вавилония Ассирия Египет Индия Китай.
Художественная культура Древней Передней Азии 3. Изобразительное искусство 4. Музыкальное искусство.
Материал для проверочной работы. Зиккурат бога Луны Нанны в Уре.
Древний Вавилон История Древнего мира - 5 класс. Вавилон.
Художественная культура Древней Передней Азии (Месопотамии)
ИСКУССТВО МЕСОПОТАМИИ. ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ ВАВИЛОНА И АССИРИИ. АССИРИЙСКИЕ РЕЛЬЕФЫ © Николаева Вера Александровна,
Культурология Лекция 6 ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Часть I.
Столица Древнего Египта …… была построена у берегов реки … ? Города древних государств строились вдоль рек, потому что ……?
ТЕМА УРОКА: Культура МЕЖДУРЕЧЬЯ. Город и зиккурат. Ворота ИШТАР. Цивилизация – (от лат.- гражданский, государственный) – синоним понятия «культура» : уровень.
Художественная культура Древней Передней Азии. Месопотамия IV – I тысячелетия до нашей эры Шумер, Аккад, Вавилон.
Транксрипт:

Месопотамский зиккурат. Зиккураты в Уре и Вавилоне. Глазурованный кирпич и ритмический узор основные декоративные средства Презентацию подготовила учитель ИЗО Гильдт Валентина Степановна МХК 10 класс 2011г.

Первая цивилизация возникла около IV тысячелетия до н. э. на территории «плодородного полумесяца» между Тигром и Евфратом, дав жизнь красочной культуре Месопотамии (Двуречья). Эта культура, как было принято в древних земледельческих родоплеменных общинах, отражала главное для них - обеспечение плодородия на основе ведения общинно- ирригационного сельского хозяйства.

Из-за тoгo что на этих землях не было достаточно дерева и камня, храмы возводились из непрочного кирпича-сырца и требовали постоянного обновления. Традиция не менять мecта и строить «жилище бога» на одной и той же платформе обусловила появление зиккурата - многоступенчатого храма, состоящего из поставленных друг на друга кубических объемов. Причем каждый последующий объем был по периметру меньше предыдущего. Высота и размер зиккурата свидетельствовали о древности поселения и степени близости людей к богам, давая надежду на их особое покровительство. По существу, храм, воплощая образ мирового древа, зримо воспроизводил тот ковчег, который боги в шумеро-аккадском эпосе о гильгамеше повелели выстроить перед Всемирным потопом.

Идея высокой платформы, не только сохраняющей здание во время подъема вод, но и позволяющей обозревать eгo со всех сторон, определила главную особенность месопотамской архитектуры - преобладание массы над внутренним пространством. Ее тяжелую пластику смягчали ритмический рельеф на плоскости стены и красочный декор из сиявших, словно софиты, разноцветных глазурованных кирпичей.

Так выглядел зиккурат Этеменнигуру в Уре (ХХI в. дон. э.)- храм шумерского бога луны Нанны: четыре кубических монолита, соединенные лестницами. Стены каждой платформы имели вертикальные кирпичные выступы, по которым струился зигзагообразный узор из перламутра, paковин, металлических пластин и керамических гвоздей, чьи шляпки под яркими лучами солнца вспыхивали красными, черными, синими, золотистыми искрами. 3иккурат Этеменнигyру в Уре. XXI в. до н. з. Реконструкция

Широкие площадки платформ заполняли растения в кадках: гранаты, виногpaд, розы, жасмин. Подобные «висячие сады», возникшие как способ спасения от грунтовых вод, впоследствии стали главной изюминкой в украшении дворцов ассирийских и вaвилонских царей.

Красочны и монументальны были и сооружения общеcтвeннoгo назначения, дворцы ассирийских и вавилонских владык. Сочетание строгой графики и красочной декоративности - еще одна особенность месопотамского стиля в архитектуре и изобразительном искусстве. При этом мнoгoкpaтное воспроизведение одного и тoгo же рельефа* на глазурованных кирпичах белого, черного, кpacнoгo, синего, желтого цветов создавало особый церемониальный ритм Рельеф «Раненая львица»

Мощный прямоугольный объем ворот Иштар (VI в. до н. э.), укрупненный квадратными в плане зубчатыми башнями с арочным проходом между ними - так называемый хеттскиu портал, - покрывали темно-синие изразцы. Эту синюю громаду несколько смягчало монотонное чередование рельефа: золотисто-желтого, изображающего священных быков, и молочно-белого, воссоздающего зверей бога Мардука, фантастических существ с маленькой рогатой гoловкой на змеевидной шее, с передними львиными и задними орлиными лапами

Дopoгy процессий, которая вела от ворот к святилищам, обрамляла стена, также облицованная изразцами. По их бирюзовому полю величаво ступали рычащие львы кофейного цвета с роскошной рыжей гривой и оскаленной пастью; их мерная поступь как бы вторила шествию людей к храму. Ворота богини Иштар в Вавилоне VI в. до н. э. Реконструкция

Помимо монументальности и красочной декоративности искусство Месопотамии отличалось предельной точностью при изображении живой природы. Это видно по peльефам на алебастровых пластинах, сплошным кoвром выстилавших стены ассиро-вавилонских двopцов снаружи и изнутри. Ассирийский жрец. Рельеф из севеpo- западногo дворца.Capгoнa 11 в Дур - Шаррукине. VIII В. до н. э Лувр. Париж Предпочтение отдавалось батальным сценам, ритуальному подношению дaров, царской охоте, а также декоративным узорам, основу которых составляет изображение крылатых быков и крылатых гениев с «древом жизни» - божеств возрождающейся весенней природы.

Совершенным образцом пластической выразительности, многообразия поз, накала эмоций служат рельефы из дворца Ашшурнасирлапа ll в Капьху (lX в. до н. э.), где разворачивается цapская охота на хищников: несутся в легких колесницах, стреляя из лука, царские сатрапы, оруженосцы орудуют мечами, разбегаются в разные стороны обезумевшие пантеры, ревут смертельно раненные львы. Реалистично передана ярость пораженного стрелами льва, ycтpeмившегося в прыжке на колесницу царя, который упреждает нападение метким выстрелом из лука.

Невдалеке пытается подняться львица с перебитым хребтом. Могyчий лев с простреленным боком еще держится на нoгax, но тело несчастного животнoгo уже подалось вперед в последней судороге, а из пасти хлещет кровь. Люди и звери в неожиданных ракурсах плотно заполняют пространство, чувствуется напряженное действие и ритм - И все это словно подернуто воздушной дымкой, которая позволяет ощутить пространственную глубину и пульсацию живой плоти.

Охота на хищников царя Ашшурнасирпала- 11. Рельеф дворца Ашшурнасирпала 11 в Кальху. IX в. до н. э. Британский музей. Лондон

Самобытное месопотамское искусство сильно повлияло на искусство ближайших соседей - египтян и персов. В более поздние века оно распространилось через Северную Африку и мавров, пришедших в Испанию, на западноевропейское искусство, а через народы, населявшие бассейн гаспийского моря, на Восточную Русь.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Какие черты характерны для архитектурных сооружений в гopoдах - государствах Месопотамии? Чем они обусловлены? 2. Какие декоративные средства использовали зодчие для украшения храмов Этеменнигyру в Уре и Этеменанки в Новом Вавилоне? Что общего в их декоре? 3. Какие реалии отражены в ассиро-вавилонских рельефах?