ТЕМА: «ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА». ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. А) ТРУД, КАК МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И СОЦИАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ Понятия «трудовая деятельность»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Производственные факторы и стабильность генома. Производственный фактор Опасный производственный фактор - фактор среды и трудового процесса, который может.
Advertisements

Производственные факторы 1Основные понятия по ТБ и ОТ 2Классификация вредных и опасных производственных факторов Ташкентский профессиональный колледж информационных.
Основные понятия Среда обитания Деятельность Опасность Риск Безопасность.
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2. Безопасность и принципы технической защиты. 1.Исключение из производства неблагоприятных факторов и процессов 2.Нейтрализация опасностей в источниках.
Почему нужна охрана труда Примерно третью часть в своей жизни мы проводим на работе, поэтому рабочая обстановка имеет большое значение. Закон Латвийской.
АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ ОХРАНЫ ТРУДА, ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКОЛОГИИ КАФЕДРА ОХРАНЫ ТРУДА ГИГИЕНА ТРУДА КУРС ЛЕКЦИЙ.
Гигиена труда.гигиенические критерии. Выполнил: Студент МПД 501/1 Голоков.А.В.
Оценка тяжести трудового процесса на рабочих местах медицинских работников.
Факторы трудового процесса и профилактика заболеваний, вызванных их неблагоприятным воздействием.
Шум. Краткая характеристика. (ОБЖ)
1.Краткая характеристика основных форм труда. Физиология труда. Физиология труда – это наука, изучающая функционирование человеческого организма во время.
Подготовили; студенты 1-го курса Группа Тс 01/1701 Акимтай Мухамедали Иманберди Баглан.
ТРАВМАТИЗМ И ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НА ПРОИЗВОДСТВЕ. Обеспечение охраны труда связано с профилактикой травматизма и заболеваемости, а также созданием условий.
Тема: Регуляция функций. Строение нервной системы Глава II. Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций Задачи: Дать характеристику различным.
Урок биологии в 6 классе Тема урока: Органы и системы органов животных. Ведущая дидактическая цель: изучение нового материала. Форма урока: комбинированная.
Организм – это определённый биологический комплекс или система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды.
От развития движений к развитию интеллекта. Возможность развития заложена природой, а само развитие разворачивается только при определенных внешних условиях.
система организационных и технических мероприятий и средств, которые обеспечивают защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока,
Учитель начальных классов Ермакова Ю.А.. МОУ Дергаевская СОШ 23 ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА 3 класс УМК «Гармония»
Транксрипт:

ТЕМА: «ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА»

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. А) ТРУД, КАК МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И СОЦИАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ Понятия «трудовая деятельность» и « человек» неразрывно связаны на всей протяженности исторического развития человечества. Труд – это высшая форма деятельности человека Исходя из вида потребности, различают материальную и духовную деятельность. Трудовая деятельность --- это осознанная деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы, ее основа – процесс труда. Трудоснова благополучия человека и человечества.

Трудящийся человек-субъект труда, существо социальное(есть желание трудиться; есть необходимость; есть побуждение и т.д. Труд можно разделить на разновидности: - умственный и физический; - простой и сложный; - индивидуальный и наемный. Элементом изучения многих наук является субъект труда – человек. Этонаучная организация труда ;психология труда; эргономика; физиология труда; охрана труда и др. Предмет изучения охраны труда – безопасность труда. Безопасностью труда человека занимаются медицинские, общественные, технические науки.

Труд имеет внешние элементы воздействия ( политическая и экономическая ситуация в стране, технический уровень развития, природные условия и др Исходя из этого, систему охраны труда можно построить из следующих элементов : -безопасность человека, как субъекта труда; - безопасность условий труда; - безопасность трудовой деятельности

Особое место среди наук, на которые опирается охрана труда, занимает БИОЛОГИЯ. Изучая строение, жизнедеятельность и развития организмов при взаимодействии их с окружающей средой, она служит основой для МЕДИЦИНЫ, которая призвана сохранять и улучшать здоровье людей, предупреждать и лечить болезни, в т.ч. профессиональные. ПСИХОЛОГИЯ –изучает свойства личности, психологические особенности различных видов трудовой деятельности, что позволяет эффективнее использовать потенциал человека

ПОЧЕМУ люди,которым от рождения присущ инстинкт самозащиты и самосохранения, часто сами становятся причиной собственных травм? ПОЧЕМУ люди, отчетливо осознавая опасность, нередко поступают вопреки здравому смыслу и стремясь к мелким выгодам, становятся жертвами несчастных случаев? ПОЧЕМУ одни люди часто травмируются, а другие – редко или никогда? В процессе деятельности организм стремиться приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности.

При этом возникает состояние психической напряженности, которое канадский физик Г. Селье (1936) назвал стрессом. С какими же отрицательно действующими факторами приходится чаще всего сталкиваться рабочему на современном механизированном и автоматизированном предприятии? ЭТО: -интенсивность работы, -давление фактора времени( штурмовщина, срочная работа) -изолированность рабочих мест и недостаточные межличностные контакты между рабочими; -однообразная и монотонная работа( на конвейере, у приборных пунктов;

-недостаточная двигательная активность ( многие часы оператор находится в состоянии готовности к действию. Тогда как необходимость действия возникает редко) -различные внешние воздействия( шумы, вибрации, высокие температуры и т.п. Психологи выделяют несколько причин, влекущих нарушение требований безопасности: - незнание этих требований; -нежелание выполнять известные ему требования безопасности; - неумение выполнить требования; - невозможность выполнить требования( по причинам, не зависящим от человека)

Зная эти причины, можно назначить профилактические мероприятия, которые приведут к снижению нарушений безопасности работ(пропаганда, воспитание, обучение, профотбор, медицинское обследование и т.п.) ЭРГОНОМИКАизучает взаимодействие человека и машины, его деятельность в конкретной производственной обстановке с целью разработки оптимальных условий труда, пультов управления и т.д.

2.ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ Не зная себя,трудно понять как защищаться от угроз внешнего мира, от опасностей для жизни и здоровья в процессе труда. Человеческий организм настолько сложен, что его изучением занимается целый ряд научных дисциплин (медицина, психология,.биология, эргономика и др.) Рассмотрим его очень упрощенно и только с позиций обеспечения безопасности человека в процессе труда.

С этих позиций в человеческом организме условно можно выделить три основные системы: - формообразование (костная и мышечная ткани, кожа, ряд слизистых оболочек); - жизнеобеспечения все системы обмена: дыхательная пищеварительная, выделительная; сердечно-сосудистая) - управления (вегетативная и центральная нервные системы) Органы построены из различных тканей, состоящих из клеток и межклеточного вещества, где происходят различные биохимические процессы. В каждом органе имеются кровеносные сосуды, лимфатические узлы, подходят нервы.

ТЕПЕРЬ ПОПОДРОБНЕЕ: Костно-мышечная система образует опорно- двигательный аппарат. Обеспечивает защиту внутренних органов от непосредственного влияния внешней среды. Скелет человека состоит из 206 костей и соединений. Кости состоят из губчатой костной ткани, покрытой надкостницей.(простой ушиб надкостницы чреват ее повреждением и воспалением). Все кости соединяются между собой непрерывными соединениями(соединительная ткань, хрящи) и непрерывными соединениями(суставы, связки).

Все в теле человека « рассчитано» на обычные повседневные нагрузки. При резком движении может произойти растяжение связок. Когда рвутся отдельные волокна,возникает боль и гематомы, возможен вывих. Защитную функцию выполняют мышцы. кожа, слизистые оболочки. Сердце и кровеносные сосуды образуют, замкнутую систему, по которой движется кровь. Кровеносные сосуды делятся на три основных типа: артерии, капилляры, вены.

Артерии- несут кровь от сердца, капилляры- микроскопические сосуды, снабжают клетки кислородом и питательными веществами; вены- несут кровь в сердце а из сердца в легкие. Повреждение капилляров -факт неприятны,но не опасный, кровотечение прекращается в течение нескольких секунд. Повреждение артерии- быстрая потеря крови. Сердце-4-х камерный мышечный орган, достаточно защищено от большинства механических повреждений,но не защищено от сильного стресса или эмоционального напряжения

Дыхательная,пищеварительная и выделительная системы обеспечивают потребление из окружающей среды жизненно необходимых и удаление продуктов метаболизма(биохимические процессы жизнедеятельности). К примеру,при тяжелой работе человек может выделять до мл пота в минуту,в час мл пота, в среднем-600 мл в сутки. С потом выделяется огромное (около 270) количество химических веществ. Деятельность всех органов системы и всего организма в целом регулирует центральная нервная система (головной и спинной мозг).

Есть еще периферическая нервная система (это все нервные узлы сплетения в организме). Чтобы запустить все системы организма в работу, центральная нервная система должна иметь информацию о состоянии внешней среды. Эту функцию выполняют различные анализаторы и рецепторы органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, прикосновение, холод и тепло.

В реальных условиях деятельности человека на каждый анализатор действует одновременно несколько раздражителей. Теперь поподробнее: АНАЛИЗАТОРЫсенсорные системы, термин введен Павловым, это специализированные части нервной системы: ЗРИТЕЛЬНАЯориентация человека в окружающей среде, определение потенциальной опасности, 80% всей информации. Это поле зрения, световые сигналы цвет. У некоторых людей наблюдаются отклонения от нормального восприятия цвета: - цветовая слепота( человек воспринимает все цвета как серые): - дальтонизм( человек не различает отдельные цвета, обычно красный и зеленый); - Куринная слепота( с наступлением темноты теряет зрение).

СЛУХОВАЯ СИСТЕМАимеет прямое отношение к безопасностиее способность распознавать место нахождения источника звука без поворота головы. ВЕСТИБУЛЯРНАЯ СИСТЕМА обеспечивает поддержание нужного положения тела( пилоты, моряки, космонавты, водители)Снижается работоспособность человека, а значит снижается и безопасность движения. Тактильная, температурная, болевая системавосприятие горячего, холодного, чувств боли-распознование потенциальной опасности.

Организм человека сформировался в ходе длительной эволюции и достаточно приспособлен к среде обитания в пределах ее естественного изменения. Любое изменение условий окружающей среды автоматически формирует соответствующее изменение жизненных процессов, мобилизующих защитные силы организма. Происходящие под воздействием изменения внешней среды изменения в организме человека направлены с одной стороны, на приспособление(адаптацию) к новым условиям внешней среды, а с другой стороны – на сохранение стабильного состояния(гомеостазис) и функционирования.

Адаптация и гомеостазис - взаимосвязанные и взаимодополняющие процессы. Это основные механизмы безопасного функционирования организма. определяющие его здоровье и даже жизнь. ЧТО такое здоровье человека? Это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Приведу несколько цифр. В настоящее время, если говорить о долевом вкладе различных факторов, ситуация складывается так: -50% отводится образу жизни; -20% среде обитания; -20% наследственности; -10% качеству медико - социальной помощи.

Среда обитания может привести к серьезным последствиям, более 80% болезней. С каждым годом возрастает социальная напряженность, неустроенность, неуверенность в завтрашнем дне, моральная угнетенность, психофизиологическое напряжение, стрессы. Когда организм не может адаптироваться к условиям внешней среды, он заболевает или гибнет. Современные условия существования расширили возможность слабому организму выжить. Помимо заболеваний в процессе своей жизни человек сталкивается с возможностью получить травму.

ТРАВМА(от греческого слова» траума» - нарушение)-это нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванное внезапным внешним воздействием с энергией, достаточной для травмирования. ТРАВМИРОВАНИЕ -резкое нарушение, как правило длительносохраняющееся, душевных процессов носит название психической травмы или шока.

3.УСЛОВИЯ ТРУДА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ Под условиями труда понимают совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека. Под факторами трудового процесса понимают его характеристики: -тяжесть труда; -напряженность труда. Тяжесть труда - один из основных факторов трудового процесса,отражающий нагрузку преимущественно на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма(сердечно- сосудистая, дыхательная и др.),которые обеспечивают его трудовую деятельность.

Тяжесть труда определяется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим число стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, рабочей позой,степенью наклона корпуса, перемещениями в пространстве. Напряженность труда - отражает нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника(монотонность, режим работы). В соответствии с вышеприведенными определениями все конкретные виды труда (в целях аттестации рабочих мест) делятся на две группы: --работы с преобладанием мышечных нагрузок; --работы с преобладанием нервных нагрузок.

Оценка напряженности труда отдельной группы работников основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры(хронометраж рабочего времени). Согласно официальному подходу, действующему в нашей стране, все опасности. связанные с охраной труда, классифицируют как опасные и вредные производственные факторы физического, химического, биологического и психофизического тип. Физически опасные и вредные производственные факторы: -движущиеся машины и механизмы; подвижные части производственного оборудования; передвигающиеся изделия; разрушающиеся конструкции; обрушивающиеся горные породы.

-повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; -повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; -повышенные уровни шума, вибрации ультразвука, инфразвуковых колебаний, повышенное или пониженное барометрическое давление; -повышенные или пониженные влажность, подвижность, ионизация воздуха; -повышенное значение напряжения в электрической цепи; повышенные уровни статического электричества, электромагнитных излучений,повышенная напряженность электрического. магнитного полей;

-отсутствие или недостаток естественного светового потока, повышенные уровни ультрафиолетовой и инфракрасной радиации; -острые кромки, заусеницы на поверхности заготовок оборудования; -расположение рабочего места на значительной высоте относительно земли(пола),невесомость. Химически опасные и вредные производственные факторы: -химические вещества которые по характеру воздействия на организм человека подразделяются на токсические раздражающие, канцерогенные,мутагенные.влияющие на репродуктивную функцию.

По путям проникновения в организм человека они делятся на проникающие в организм человека через: -органы дыхания; -желудочно-кишечный тракт; -кожные покровы слизистые оболочки. Биологически опасные и вредные производственные факторы: -патогенные микроорганизмы(бактерии, вирусы, спирохеты, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности, а также макроорганизмы(растения и животные). Психофизические опасные и вредные производственные факторы: -физические(статические и динамические) и нервно-психические перегрузки(умственное перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

Как показала практика. основными причинами профессиональных заболеваний являются высокие значения вредных производственных факторов и длительность их воздействия на организм работающего, а также индивидуальные особенности и отклонения в состоянии здоровья отдельного работника. Существует понятие ПДК(предельно- допустимые концентрации), ПДУ(предельно- допустимый уровень). На этом принципе основано практически все гигиеническое нормирование вредных производственных факторов и условий труда. Условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.