Педагогическая мастерская как творческий метод реализации философии образования Бирич И.А., к.ф.н. (МГПУ), Панченко О.Г., к.ф.н. (АПКиППРО)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теоретический вопрос Что такое педагогическая мастерская? МОУ лицей 1 Г. Пролетарск Презентация руководителя МО по воспитательной работе: Доля Е.А.
Advertisements

МОУ СОШ п. Сибирский, Мозер Н.Н.. Педагогическая мастерская – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого.
Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе Фельдман С.К. Зам. директора по НМР МБОУ СОШ 14.
Учитель географии ГОУ ЦО 1830 ЮВАО г.Москва Барамидзе В.Б. МОСКВА 2012 МАСТЕР-КЛАСС НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ.
Психолого-педагогический центр «Здоровье» «Профессиональные мастерские как форма работы по сопровождению профессионального самоопределения учащихся ГБОУ»
Ежова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ 4, сентябрь 2011 г. Творческая мастерская СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ.
L/O/G/O МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «Учитель года – 2015» Архипова Е.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 2»
Педагогическая мастерская. 1. Вызов традиционной педагогике. 2. Личность с новым менталитетом. 3. Все способны. 4. Интенсивные методы обучения и развития.
Педагогическая мастерская как одна из форм проведения урока самопознания.
Мастер-класс как активная форма управления формированием опыта собственной педагогической деятельности учителя.
Комитет по образованию Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области Районный методический кабинет.
Педагогическая мастерская технология обучения ЦельЦель Научны е идеи Системы действий учителя и учащихся РезультатыРезультаты Технологичес кие этапы Критерии.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
1. Принципы и правила ведения мастерской 2. Алгоритм мастерской 3. Урок биологии в технологии творческая мастерская.
Учитель истории и обществознания Кузикова Людмила Николаевна МОУ Школа С. Катравож, Россия, ЯНАО, Приуральского района, С. Катравож.
Что это такое? Кому это нужно? И как это делается? Презентация составлена на основе материалов Е.М. Пахомовой, зав. кабинетом пед. опыта АПК и ПРО.
C алахова Э. М., заместитель директора по учебной работе МБОУ « Гимназия 90» Советского района г. Казани Педагогическая мастерская как ресурс формирования.
Методика французских мастерских. Французская мастерская Мастерская – синтетическая многомерная интегрированная рефлексивная образовательная технология.
Что это такое? Кому это нужно? И как это делается?
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Транксрипт:

Педагогическая мастерская как творческий метод реализации философии образования Бирич И.А., к.ф.н. (МГПУ), Панченко О.Г., к.ф.н. (АПКиППРО)

Что такое педагогическая мастерская? Мастерская педагогическая это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.

Проблемное поле педагогической мастерской Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. Принципиальное отличие, однако, заключается, по крайней мере, в двух особенностях мастерской: проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания; проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания; проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе мастерских все проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах работы проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе мастерских все проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах работы

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК ПРОЦЕСС ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК ПРОЦЕСС Педагогическая мастерская как процесс В процессе построения знаний педагогическая мастерская может быть представлена так: творческий процесс творческий продукт оснание его закономерностей соотнесение полученного с достижениями культуры коррекция своей деятельности новый продукт и т.д.

Педагогическая мастерская как творческий процесс Творческий процесс в мастерской является главным методологическим средством достижения цели образования: открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного отношения к явлению, выбора и осознания ценностных ориентации и др. Этапами творческой деятельности являются перестройка и реконструирование пространства значения выбранного участниками мастерской материала: слов, текстов, красок, образов, веществ, фактов, явлений, любого материала в зависимости от темы и типа мастерской. В результате в процессе интуитивного поиска в сознании участников проявляется нечто новое. На следующем этапе происходит осмысление закономерностей творческого процесса (рефлексия).

Педагогическая мастерская - форма самосознания (рефлексия) Рефлексия. В психологии различают два типа рефлексивных процессов: авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей, чувств, поступков (я осознаю, что я думаю о чем-то), и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек (или группа людей). Рефлексия. В психологии различают два типа рефлексивных процессов: авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей, чувств, поступков (я осознаю, что я думаю о чем-то), и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек (или группа людей). В педагогической мастерской постоянно действуют оба типа рефлексии. Однако рефлексивная деятельность обоих типов протекает для каждого участника мастерской своеобразно (несинхронно, индивидуально). Надо говорить о непрерывном рефлексивном процессе, сопровождающем все виды деятельности («делаю осознаю, чувствую, вдумываюсь, что со мной...») и о специальных этапах, соответственно названных промежуточной и заключительной рефлексией в мастерской. В педагогической мастерской постоянно действуют оба типа рефлексии. Однако рефлексивная деятельность обоих типов протекает для каждого участника мастерской своеобразно (несинхронно, индивидуально). Надо говорить о непрерывном рефлексивном процессе, сопровождающем все виды деятельности («делаю осознаю, чувствую, вдумываюсь, что со мной...») и о специальных этапах, соответственно названных промежуточной и заключительной рефлексией в мастерской. В ходе мастерской происходит постоянное чередование спонтанной деятельности и ее последующего осознания. Это сближает данный процесс с процессом настоящего научного и художественного открытия. В ходе мастерской происходит постоянное чередование спонтанной деятельности и ее последующего осознания. Это сближает данный процесс с процессом настоящего научного и художественного открытия. Рефлексия, как известно, является универсальным психологическим механизмом изменения и развития сознания человека. Рефлексия, как известно, является универсальным психологическим механизмом изменения и развития сознания человека.

Педагогическая мастерская как озарение Озарение психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Озарение психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном уроке ученик приводится учителем к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит восхождение от старого знания к новому. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном уроке ученик приводится учителем к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит восхождение от старого знания к новому. «Озарение» необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Восхождение заранее планируется руководителем мастерской. Технология создания условий для него состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции исследователя сначала к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к озарению - или «мыслительному восхождению». «Озарение» необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Восхождение заранее планируется руководителем мастерской. Технология создания условий для него состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции исследователя сначала к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к озарению - или «мыслительному восхождению».

Принципы ведения мастерской. Принцип свободы и равенства Ценностно-смысловое равенство Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера руководителя мастерской. всех участников, включая мастера руководителя мастерской. Безоценочная деятельность - Безоценочная деятельность - отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией. отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией. Предоставление свободы Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя. в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.

Принцип неопределенности Значительный элемент неопределенности, неясности, Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, обеспечивает ощущение внутренней свободы. даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, обеспечивает ощущение внутренней свободы. Право каждого на ошибку - Право каждого на ошибку - самостоятельное преодоление ошибки путь к истине. самостоятельное преодоление ошибки путь к истине.

Принцип диалога. Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. «Там, где есть место диалогу, присутствует «большое время» (М.Бахтин). Диалог – это двусторонний педагогический процесс, вовлекающий его участников в совместный поиск универсального смысла знаний, делая его доступным для каждого. Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. «Там, где есть место диалогу, присутствует «большое время» (М.Бахтин). Диалог – это двусторонний педагогический процесс, вовлекающий его участников в совместный поиск универсального смысла знаний, делая его доступным для каждого. Диалог есть главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской благотворную атмосферу постижения любого явления с разных позиций, в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура. Диалог есть главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской благотворную атмосферу постижения любого явления с разных позиций, в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.

Принцип организации пространства Организация и перестройка реального пространства, Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д. Содействует появлению чувства свободы. в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д. Содействует появлению чувства свободы. Решительное ограничение участия Решительное ограничение участия практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных» с учащимися например, в мастерской творческого письма. Каждая мастерская для руководителя поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы. практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных» с учащимися например, в мастерской творческого письма. Каждая мастерская для руководителя поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.

Типы мастерских Педагогические мастерские могут быть разделены на типы в зависимости от: состава участников; состава участников; целей и способов деятельности; целей и способов деятельности; темы и содержательной наполненности встречи. темы и содержательной наполненности встречи.

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ Кафедра педагогики и психологии Московский городской педагогический университет Кафедра социально-гуманитарных наук Тел.: (095) (+135) Наш адрес в Internet: