Стихи и проза. Ритм, рифма, смысл. Поэзия - это... ощущение собственного совершенства на фоне общего несовершенства мира. Поэзия - это... ощущение собственного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поэзия и проза. Ритм, рифма.. Последний день июля месяца. На тысячи верст кругом Россия, родной край. Безветрие, теплынь. Воздух - молоко парное! И. С.
Advertisements

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ лицея «Серпухов» г.Серпухов Московской области Можаева Татьяна Петровна Стихи и проза.
У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит.
Стихи и проза. Ритм и рифма. Каждый пишет, как он слышит, Каждый слышит, как он дышит, дышит, Как он дышит, так и пишет,- Не стараясь угодить. Маклак Л.В.
РИФМА- созвучие окончаний стихотворных строк По - гречески слово «РИФМОС»означает «СТРОЙНОСТЬ», «СОРАЗМЕРНОСТЬ».
Ритм и рифма. Ритм – повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени. Царь простился с царицею. Царь с царицею простился.
Чем отличается проза от поэзии? Рифмы. История стихосложения.
«У лукоморья…» А.С.Пушкин. А.С.Пушкин Арина Родионовна.
Проверьте свой слух, объедините слова парами, в которых они рифмуются: А) Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли. Б) Перчатка,
Составление рифмованного текста Мастер-класс (разработала учитель русского языка и литературы Лопандинской СОШ Терентьева О.Е.) литературы Лопандинской.
У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит.
У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт на право - песнь заводит, Налево – сказку говорит.
Выполнил: учитель русского языка и литературы МОУ «Ново-Выселская средняя общеобразовательная школа» Демидова Мария Алексеевна.
« У лукоморья дуб зелёный …» Подготовила Спиридонова Н. Л., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 17 р. п. Юрты.
Пушкин Александр Сергеевич (1799 – 1837) А.С. Пушкин У лукоморья дуб зелёный (Из поэмы "Руслан и Людмила) У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе.
Стихотворение А. С. Пушкина « У лукоморья дуб зелёный …» ( Отрывок из поэмы « Руслан и Людмила »)
А.С. Пушкин Пролог к поэме «Руслан и Людмила». У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том.
Александр Сергеевич Пушкин. Создателем современного литературного языка считается Александр Пушкин, произведения которого считаются вершиной русской литературы.
Презентация к уроку 8 класса Подготовила презентацию Мальцева Ольга Васильевна.
Урок развития речи в 1 классе. Задачи урока Ознакомить учащихся с понятием «рифма». Выделить основные признаки рифмы. Развивать речь учащихся,воображение.
Транксрипт:

Стихи и проза. Ритм, рифма, смысл. Поэзия - это... ощущение собственного совершенства на фоне общего несовершенства мира. Поэзия - это... ощущение собственного совершенства на фоне общего несовершенства мира.

Где стихи, а где проза? Последний день июля месяца. На тысячи верст кругом Россия, родной край. Безветрие, теплынь. Воздух - молоко парное! И. С. Тургенев Гуляют тучи золотые Над отдыхающей землей, Поля просторные, немые Блестят, омытые росой. И. С. Тургенев

Стихи и проза. Стихотворение – речь, подчинённая рифме, ритму, смыслу. Проза – свободно движущаяся от предложения к предложению речь. Проза – свободно движущаяся от предложения к предложению речь.

Я – поэт! Зовусь Незнайка! От меня вам – балалайка! А помните, как поэт Цветик объяснял Незнайке, что такое рифма?

Рифма Рифма - это когда слова в концах стихотворных строчек заканчиваются одинаково,- объяснил Цветик.- Например: утка – шутка, коржик – моржик.

Рифма. Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.

Перекрёстная рифма Нелюдимо наше море, День и ночь шумит оно; В роковом его просторе Много бед погребено. Нелюдимо наше море, День и ночь шумит оно; В роковом его просторе Много бед погребено.

Парная рифма Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой; Идёт, бредёт сама собой; Там царь Кащей над златом чахнет; Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух... Там Русью пахнет! Там русский дух... Там Русью пахнет!

Опоясывающая рифма И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил. Свои мне сказки говорил.

? Незнайка придумал свою рифму: палка – селёдка. Но Цветик с такой рифмой не согласился. Почему?

Ритм Ритм – это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (чередование ударных и безударных слогов в строке). Ритм создаёт определённое настроение, окрашивает стихотворение единым тоном.

Ритм подчёркивает характер героинь. Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела, Поднялась – и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого... Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого... И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами. И прищёлкивать перстами, И вертеться, подбочась, Гордо в зеркальце глядясь...

Рифмовки-чистоговорки. Можно прямо на ходу придумывать рифмовки- чистоговорки. Они помогают почувствовать ритм стиха. - Ча-ча-ча, мы были у… - Жа-жа-жа, нашли в лесу … - От-от-от, мурлычет рыжий… - Иб-иб-иб, в лесочке вырос…

Шедевры Незнайки Знайка шёл гулять на речку, Перепрыгнул через овечку. Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный. В чём их недостаток?

-Проверьте свой слух, объедините слова парами, в которых они рифмуются: А) Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли. Б) Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык. В) Беседа, позови, припев, приезд, доев, Китай, о любви, покатай.

Буриме Буриме (от франц. bout – конец, rime - рифма) – это веселая игра, стихотворная задача, где нужно писать стихотворения на заданные заранее рифмы. Рифмы для буриме должны быть неожиданными и немного странными. Главное требование к будущему стихотворению: здравый смысл и юмор. На полянку вышел зайка. Видит – там синичек стайка. Он открыл свою шкатулку, Дал синицам с маком булку.

Поэт Никифор Ляпис Приблизительно так сочинял стихи поэт Никифор Ляпис, герой книги И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Служил Гаврила почтальоном, Гаврила письма разносил. Гаврила ждал в засаде зайца, Гаврила зайца подстрелил. Гаврила ждал в засаде зайца, Гаврила зайца подстрелил. (Пешком ходил он по деревне, Сидеть на лавочке любил.)

А теперь поиграем. Я называю первую строчку, а вы сочиняете вторую. Служил Гаврила педагогом... Репортер, дворник, инженер, учитель, депутат, акробат. Какие слова не подходят и почему?

Итог урока Без чего невозможно создание стихотворения?

Домашнее задание 1) Прочитать текст на стр.94 – 95, подготовиться к беседе по вопросам. 2) Творческое задание: дано буриме (рифмованные концы): небес, лес, дожди, подожди, сочинить по ним «стишки». дано буриме (рифмованные концы): небес, лес, дожди, подожди, сочинить по ним «стишки». 3) Рифма посложнее: в зоопарке- делом-жарко-мелом.