Волго-Вятский экономический район. Территория 265,4 тыс. км² Население - 7,5 млн чел. (2010) Плотность населения - 31,5 чел./км² Состав: 1) Нижегородская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Состав района: Нижегородская, Кировская области, Республика Марий Эл, Республика Мордовия и Чувашская Республика. Границы: на западе – Центральный район,
Advertisements

В ОЛГО -В ЯТСКИЙ РАЙОН Выполнила ученица 9 класса Белова Алина.
1.Географическое положение и состав района 2. Природные ресурсыПриродные ресурсы 3.Население 4. Хозяйство района.
Презентация к уроку (география, 9 класс) по теме: Волго-Вятский экономический район
Презентацию выполнил ученик 9 класса Дмитриев Юрий.
Презентация к уроку по географии (9 класс) на тему: 9 класс. Волго-Вятский район
Волго-Вятский экономический район. Основные вопросы урока Специфика ВВЭР (ЭГП, природные условия) Состав ВВЭР. Регионы и их основные характеристики Население.
Нижний Новгород был основан в 1221 году как крепость у слияния судоходных рек- Оки и Волги. Город находится в Волго-Вятском экономическом районе, является.
ВОЛГО-ВЯТСКИЙ РАЙОН Выполнила ученица 9 класса СоболеваТ.
Волго-Вятский экономический район Презентация Чайкина Евгения.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ РАЙОНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ Выполнил ученик 9 б класса ГОУТО ПКШ Авдеев Ярослав.
Нижний Новгород – город – миллионщик Второй по численности населения город Центрального района (1,4 млн. человек, а с пригородами до 2 млн. человек) Среди.
Работу выполнили: Клыжко Владислав, Сухов Владимир, Салимов Эдик Рамазанов Руслан Девкин Александр.
Волго-Вятский район. Административное устройство Кировская область Кировская область Нижегородская область Нижегородская область Республика Марий-Эл Республика.
Оськина Татьяна Александровна – учитель МБОУ СОШ 63 г.Красноярска.
Повторение по теме: «Центральная Россия». Презентацию выполнила учитель географии МОУ «СОШ 34» города Златоуста Сазонова Г.И.
Урок 1 Цель урока Продолжить формирование представлений и знаний об экономических районах России. Продолжить формирование представлений и знаний об экономических.
Уральский район. Состав Места уральского района.
Центральная Россия. 9 класс. Учитель – Дырова Л.Б. Сош 1 г.Тимашевск 2008 г 2008 г.
Волго-Вятский экономический район расположен в центральной части европейской территории России, в бассейнах рек Волги и Вятки
Транксрипт:

Волго-Вятский экономический район

Территория 265,4 тыс. км² Население - 7,5 млн чел. (2010) Плотность населения - 31,5 чел./км² Состав: 1) Нижегородская область 2) Кировская область 3) Республика Марий Эл 4) Чувашская Республика 5) Республика Мордовия

Расположение: Волго-Вятский экономический район расположен в центральной части европейской территории России, в бассейнах рек Волги и Вятки. Географическое положение района благоприятствует развитию его связей с основными сырьевыми и топливными базами страны, а также районами потребления производимой в районе продукции.

Население. Численность населения региона составляет 7,5 млн чел. Средняя плотность населения - 31,5 чел./км², что почти в 4 раза превышает среднюю заселенность России. Население региона многонационально. Большую часть его представляют русские. Из других национальностей преобладают чуваши, мордва, марийцы и татары.

Природные условия и ресурсы. Территория района вытянута с юго-запада на северо- восток на 1000 км и находится в различных природных зонах: северная часть в лесной таежной и южная в лесостепной. Район расположен в Центральной России, в бассейнах судоходных рек Волги, Оки, Вятки, граничит и находится в тесной экономической связи с Центральным, Поволжским, Уральским и Северным районами, представляющими собой мощные хозяйственные комплексы.

Главные природные ресурсы района: фосфориты Вятско- Камского месторождения (разведанные запасы фосруд 47% от общероссийских запасов), лесные ресурсы (лесом покрыто 40% всей территории района, что составляет около 2% всех лесонасаждений России, преобладают хвойные породы), строительные материалы гипс, известняки, стекольные пески, глины, цементное сырье, водные ресурсы, каменная соль (Керженское месторождение), торф и горючие сланцы.

Ограниченный набор минерально-сырьевых ресурсов и топлива определил зависимость экономики района от других территорий: промышленность и электроэнергетическое хозяйство базируются на привозных сырье и топливе. Климат района континентальный, благоприятный для сельского хозяйства. В западной части района наиболее плодородные почвы (встречаются и черноземы), в лесной части преобладают бедные подзолистые почвы.

Специализация. Специализация Волго- Вятского района тесно связана с его историческим прошлым кустарно- ремесленными и промысловыми производствами: торгово- промышленное и металлическое (Нижний Новгород, Павлово), кожевенное дело (Богородск), художественное, ложкарное (левобережье Волги), кожевенно-меховые промыслы и производства (Вятско-Слободской) на базе пушнины, поставляемой из Сибири в обмен на продукцию сельского хозяйства.

Ведущими специализирующими отраслями Волго-Вятского района являются машиностроение и металлообработка (более 37%), нефтехимия (около 10%), лесохимия, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (около 6%). Удельный вес легкой и пищевой промышленности превышает 16%.

Машиностроение. Ведущую роль в машиностроении играет Нижегородский промышленный узел. Ведущая отрасль района автомобилестроение с центром в Нижнем Новгороде, в котором сосредоточено производство более 10% легковых и 30% грузовых автомобилей России. Здесь сосредоточен крупнейший автомобильный завод «ГАЗ».

Кроме автомобилестроения в районе развито судостроение (завод «Красное Сормово», производство дизелей, метизов, фрезерных станков и станков с числовым программным управлением, полупроводниковых выпрямителей и приборов (Нижний Новгород, Саранск, Йошкар-Ола), измерительной аппаратуры (Киров), инструментальная промышленность (Павлов, Киров, Саранск), разнообразное электронное машиностроение в областных центрах и столицах республик, приборостроение, электротехника.

Химическая промышленность. Химический комплекс представлен отраслями, ориентированными на собственные ресурсы фосфоритов (север Кировской области), но в большей степени на привозное сырье. Среди отраслей основной химии выделяется производство минеральных удобрений. На поступающей в район по трубопроводам нефти работают два крупных нефтеперерабатывающих завода (Кстово, Дзержинск), продукты которых, в свою очередь, вместе с приходящим сюда природным газом являются сырьем для нескольких предприятий органической химии.

Лесная промышленность. Лесной комплекс один из ведущих в структуре хозяйства района. Собственного леса уже не хватает, поэтому часть сырья приходится завозить. Предприятия выпускают разнообразную продукцию: пиломатериалы, фанеру, мебель, лыжи. По выпуску бумаги Волго-Вятский район третий в стране. Крупнейшие ЦБК расположены в Балахне, Волжске, Правдинске. Есть предприятия лесохимии (скипидар, кормовые добавки).

Среди других отраслей, представленных в району следует назвать черную металлургию (в основном передельные заводы в Выксе, Кулебаках, Нижнем Новгороде, Омутнинске), легкую промышленность (большее развитие получили кожевенная и меховая отрасли, имеются текстильные предприятия). Особое место занимают художественные промыслы, развитые повсеместно: хохломская роспись (Семенов), дымковская игрушка (Киров), резьба и роспись по дереву (Городец).

Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство и пищевая промышленность разнообразны и, в первую очередь, ориентированы на обеспечение городского населения продуктами питания. Поэтому вблизи городов сформировалась молочно-мясная и овоще-картофельная специализация. В посевах значительна доля зерновых культур. В южных районах, с высокой плотностью сельского населения, выращиваются трудоемкие культуры (сахарная свекла, хмель), на севере возделывается лен-долгунец. Большая часть продукции сельского хозяйства перерабатывается в пределах района.

Транспорт. Территорию Волго-Вятского района пересекают три железнодорожные магистрали в широтном направлении и одна в меридиональном. Их примерно дублируют автомагистрали. В обеспечении внешних и внутренних связей района значительно участие речного транспорта.