Потребительский выбор

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория потребительского поведения Лекция 7. План лекции 1.Экономическая модель потребительского выбора 2. Кривые безразличия. Свойства кривых безразличия.
Advertisements

Тема 5. Потребительское поведение План лекции: 1. Теория предельной полезности. Кардинализм и ординализм. Бюджетная линия и оптимум потребителя. 2. Поведение.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА. 1.Кардиналисткая концепция теории потребительского выбора 2.Ординалистская концепция теории потребительского выбора 3.Оптимум.
1 ТЕМА 5. Ординалистская теория выбора потребителя 1. Аксиомы ординализма 2. Кривые безразличия как инструмент ординалистского анализа 3. Бюджетная линия.
Глава 2. Экономика домохозяйства 9. Рациональное потребление.
Основы теории потребления. Темы, изучаемые сегодня: 1.Предпочтения потребителя и полезность 2.Ординализм и кардинализм 3.Кривые безразличия 4.Бюджетное.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности. Кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
1 Тема 4 АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ Мнение людей бизнеса о потребителе и рынке чаще всего оказывается неверным. Единственный, кто осведомлен в этой.
Экономика 10 класс. ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) - то удовлетворение, которое люди получают от потребления.
Теория потребительского выбора Исполнитель: Дышаева Л. Ф.
Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. Цель изучения темы - изучить инструменты, при помощи которых можно учитывать поведение отдельных покупателей,
1 Тема 4 Теория потребительского поведения и спроса План лекции Введение. Маржиналистская революция в экономике. 1.Общая и предельная полезность. Правило.
2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора Анализ сферы потребления на основе функций спроса Маршалла. 2.4.
Рынок: поведение потребителей Лекция 6. План лекции Спрос, его виды и факторы Закон спроса. Спрос и величина спроса. Исключения из закона спроса Потребительские.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА Тема 6. Вопросы: 1. Кардиналистская теория полезности 2. Ординалистская теория полезности.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. Цель изучения темы - изучить инструменты, при помощи которых можно учитывать поведение отдельных покупателей,
Транксрипт:

ТЕМА 6. Потребительский выбор Лектор: Рыжкова Марина Вячеславовна

2 План лекции: 1. Понятие полезности. Кардиналистский и ординалистский подходы к ее измерению 2. Выбор потребителя 2.1. Бюджетное ограничение 2.2. Предпочтения потребителей 2.3. Равновесие потребителя

3 Рекомендуемая литература: 1.Баликоев В.З. Общая экономическая теория : учебник. – М.: Омега-Л, – С. 214–224.; 2.Борисов Е.Ф. Экономическая теория : учебник для вузов. – М.: Проспект : Велби, – С. 95–110.; 3.Долан Э. Дж. Микроэкономика. – СПб. : Литера плюс, – Гл. 5.; 4.Курс экономической теории: учебник / под ред. М.Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – Киров: Аса, – С. 104 – 111.; 5.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – М.: Норма, – С. 130 – Экономическая теория (политэкономия): учебник / под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: Инфра-М, – С. 256 – Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. – М.: «Дело», – С. 78 – Курс экономики: учебник для вузов / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: Инфра-М, – С. 274 – Экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. – М. : Экономистъ, – С. 200 – 210.

4 Вопрос 1. Понятие полезности. Кардиналистский и ординалистский подходы к ее измерению Полезность - Удовлетворение потребностей Удовольствие Предпосылка анализа поведения потребителя – рациональность

5 Как измерить полезность? Вопрос 1. Количественный подход = кардиналистский Порядковый подход = ординалистский Уильям Джевонс, Карл Менгер Леон Вальрас Фрэнсис Эджуорт, Вильфредо Парето, Ирвин Фишер «Utils» Cardinal – количественный Ordinal – порядковый

6 Кардиналистский подход Вопрос Общая полезность (Total Utility – TU) – от всех потребляемых товаров 2. Предельная полезность (Marginal Utility – MU) – от дополнительно потребляемых еднинц блага Виды полезности:

7 Кардиналистский подход Вопрос 1. Первый закон Госсена – Закон убывающей предельной полезности Второй закон Госсена – Условие оптимума потребителя Покупаемые товары Непокупаемые товары

8 Кардиналистский подход Вопрос Нет объективных единиц для измерения полезности товаров 2. Предельная полезность денег (λ) непостоянна. Недостатки:

9 Ординалистский подход Вопрос 1. Обозначения: Х, Y, ZНаборы благ X(Q A, Q B, …, Q Z )Количества благ А, В, … Z в наборе X U Иванова Полезность, получаемая потребителем Ивановым X>YНабор Х предпочтительнее набора Y Х>~YХ>~YНабор Y не хуже набора Х Х~YНаборы X и Y равноценны

10 Ординалистский подход Вопрос 1. Аксиомы: 1. Полной (совершенной) упорядоченности Для любых Х и У X>Y или Y>X или X~Y 2. ТранзитивностиЕсли Х>~Y>~Z, то X>~Z 3. НенасыщенияЕсли X(Q A, Q B ) и Y(Q A +1, Q B ), то Y>X 4. Независимости потребителя U Иванова (Q Иванова, Q Петрова )= U Иванова (Q Иванова )

11 Вопрос 2. Выбор потребителя 2.1. Бюджетное ограничение Q A, Q B, …, Q Z Количество товаров A, B, …, Z P A, P B, …, P Z Цены товаров A, B, …, Z mДоход потребителя Обозначения:

Бюджетное ограничение Вопрос 2. Бюджетное ограничение (линия) Бюджетное множество P A *Q A + P B *Q B = mP A *Q A + P B *Q B m Наклон бюджетной линии = = P B /P A

13 Наклон бюджетной линии = P B /P A пропорция, в которой рынок готов заместить товар А на товар В альтернативные издержки потребления товара A Вопрос 2.

14 Изменение бюджетной линии: Вопрос Изменение дохода m 2 /P В m 2 /P A QAQA m/P A m/P B QBQB Доход вырос mm 2

15 m 2 /P В m/P A1 QAQA m/P A2 m/P B Изменение бюджетной линии: Вопрос Изменение цены товара А QBQB P A выросла P A1 P A2 3 и 4 случай

Кривая безразличия - все наборы товаров A и B, доставляющие потребителю одинаковый уровень полезности X QBQB QAQA QA*QA* QB*QB* U1U1 Вопрос 2.

17 Свойства стандартных кривых безразличия: Вопрос Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные наборы товаров. 2. Кривые безразличия не могут пересекаться. 3. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. 4. Кривая безразличия – вогнутая линия к началу координат.

18 Карта кривых безразличия: Вопрос 2. QAQA QBQB U1U1 U2U2 U1U1 U3U3 U1

19 Предельная норма замещения – MRS AB (Margenal Rent of Substitution) – Вопрос 2. QBQB Q A QAQA tg (180- ) X Q B пропорция, в которой потребитель готов заместить один товар другим при сохранении общего уровня полезности (т.е. оставаясь на той же кривой безразличия). Графически: тангенс угла наклона кривой безразличия в точке Х ( ).

Равновесие потребителя Вопрос 2. Суть выбора (варианты формулировок): 1 вариант. Потребители выбирают наиболее предпочитаемый набор из своих бюджетных множеств. 2 вариант. Потребители выбирают набор, который дает максимальную полезность (лежит на более высокой кривой безразличия) при данных бюджетных ограничениях. 3 вариант. Потребители выбирают набор на кривой безразличия, которая лишь касается бюджетного множества в одной точке.

Равновесие (графически) Вопрос 2. Условие оптимума потребителя: В точке оптимального выбора наклон кривой безразличия в точке (MRS) совпадает с соотношением цен, отражаемым наклоном бюджетной линии. MRS AB = -P B /P A E2E2 E1E1 E*E* QAQA QBQB QB*QB* QA*QA* U2U2 U1U1 U1U1 U3U3

22 Вопросы: 1. Осуществляете ли вы выбор путем подсчета ютелей или путем ранжирования наборов товаров? 2.В чем суть процедуры поиска оптимума потребителя? 3.Самостоятельно найдите информацию об ограниченной и органической рациональности.