Прыгунова Евгения М.А. Качелина ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА» Выполнила: ученица 9а класса Прыгунова Евгения Проверила: учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
Advertisements

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 30» Проектно- исследовательская работа Интересная фразеология.
Текстообразующие функции производных имен прилагательных в романе Б.Окуджавы «Путешествие дилетантов» Магистерская диссертация магистрантки филологического.
Попробуйте вспомнить, был ли в вашей жизни такой случай, когда новое для вас слово или образное поэтическое выражение открыли для вас то, чего вы раньше.
1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод.
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Презентация на тему: Студентки 23 группы Бельковой Светланы.
Учитель Новлянской СОШ Лебедева Е.И.. Выпускнику 9 класса ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ необходимо: 1) Создать текст сочинения- рассуждения: - выдвинуть тезис,
Сочинение на лингвистическую тему. Цель проверки – умеет ли ученик видеть языковые явления в тексте, определять их специфику, роль и связь с позицией.
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы: Клеменчук С.В. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.
Готовимся к сочинению на лингвистическую тему Подготовка к ГИА.
К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно,
Русскому языку в школе по Научно-исследовательская работа.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему урок русского языка в 8 классе (технология развития критического мышления через чтение и письмо) Учитель.
Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА Автор: Стехова Л.Н., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 21.
Методы работы с источниками информации Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться.
Состав и структура фразеологических оборотов с названием животных. Выполнила ученица 7 класса Сугоняк Наталья.
Язык и стиль научной речи. Лексический уровень важно передать один, и только один смысл; эмоциональная нагруженность слова - недостаток, мешающий пониманию.
Исследовательская работа обучающейся 7 класса МКОУ- СОШ Средняя Муя Бутаковой Даши Руководитель: учитель русского языка ЧОП Т.П.
Транксрипт:

Прыгунова Евгения М.А. Качелина ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА» Выполнила: ученица 9а класса Прыгунова Евгения Проверила: учитель русского языка М.А. КАЧЕЛИНА МОУ «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза М.Н. Логинова»

Прыгунова Евгения М.А. Качелина Тема исследовательской работы «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА». Она привлекла внимание тем, что система синонимических ресурсов велика.

Прыгунова Евгения М.А. Качелина Актуальность выбранной темы хотим обосновать тем, что на уроках русского языка материал по теме «Синонимы» изложен в доступной форме, но совсем не полно. Эту тему нужно изучать подробно, так как очень часто обучающие допускают ошибки, свидетельствующие о незнании синонимических ресурсов языка.

Прыгунова Евгения М.А. Качелина Объектом исследования является поэма Н.А. НЕКРАСОВА «Дедушка.

Прыгунова Евгения М.А. Качелина Целью нашего исследования является выявление интересного языкового явления – синонимии, позволяющей читателям убедиться в лексическом богатстве русского языка, в широких возможностях и функциях лексики поэмы Н.А. Некрасова «Дедушка».

Прыгунова Евгения М.А. Качелина Задачи исследования Изучить теоретический материал по этой проблеме; Определить, какую роль играют синонимы в произведении Н. Некрасова; Выявить, какова цель использования синонимов в поэме Н.А. Некрасова «Дедушка»; Найти в тексте синонимы разных типов.

Прыгунова Евгения М.А. Качелина Способы реализации темы: анализ через сопоставительный метод. Литературный обзор. Изучая теорию, мы использовали учебник «Современный русский литературный язык» Гвоздева А.Н. и «Современный русский литературный язык» под редакцией П.А. Леканта. За справками обращались к «Словарю русского языка» Ожегова С. И. и к «Словарю современного русского литературного языка».

Прыгунова Евгения М.А. Качелина Материал и методы исследования Метод сравнения (сравнивали оттенки падежных значений имен существительных). Технология критического мышления. а) Вызов (На этом этапе работы у нас происходила актуализация предыдущего опыта и обозначилась проблема). б) Осмысление (На этом этапе работы у нас произошел контакт с новой информацией, ее сопоставление с уже имеющимся опытом. Мы акцентировали внимание на поисках ответов к возникшим ранее вопросам. Обращали внимание на неясности, которые возникали в процессе работы с новой информацией). в) Рефлексия (На этом этапе работы мы целостно осмысливали и обобщали полученную информацию, анализировали весь процесс изучения материала, вырабатывали собственное отношение к изученному материалу).

Прыгунова Евгения М.А. Качелина Синонимы слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим. Синонимы, как правило, принадлежат к одной и той же части речи и выступают как взаимозаменяемые элементы высказывания.

Прыгунова Евгения М.А. Качелина Синонимы возникают в русском языке и в результате того, что хорошо развитая структура языка позволяет использовать разные словообразующие морфемы для сходных по значению слов: невинный – невиновный, необидный – безобидный, вспомнить – припомнить. Как видим, появление у слов нового значения не только расширяет, но и обновляет границы его лексической сочетаемости.

Прыгунова Евгения М.А. Качелина Наряду с пополнением синонимических рядов наблюдается и обратное явление – их сокращение, обусловленное тем, что некоторые слова выходят из активного употребления, попадая в число устаревших. Иногда носители языка прибегают к использованию синонимов-эвфемизмов, которые изменяют окраску слова, придают ему более мягкое выражение: уборная – туалет, высморкаться – использовать носовой платок.

Среди синонимов могут быть выделены так называемые синонимы-конверсивы – такие слова, которые называют близкие по значению понятия о предметах, явлениях, качествах, действиях, но не в прямом порядке, а в обратном. К ним относятся однокоренные синонимы: Я опекаю младшую сестру – Младшая сестра опекается мною; так и разнокорневые: Я покупаю книгу – Книга приобретается мною. Абсолютные синонимы – это слова, тождественные по своим основным значениям, что проявляется в совпадении толкования этих значений в словарях, а также в том, что такие слова часто используются в словарях как взаимные определители друг друга, например: бросать – кидать. Прыгунова Евгения М.А. Качелина

Синонимические ресурсы русского языка могут быть рассмотрены с разных точек зрения, так, по своей лексико- грамматической соотнесенности в синонимические ряды могут быть объединены слова только одной части речи. В таком ряду вместе с отдельными словами могут объединяться сочетания разных типов: знаменательные слова и сочетания знаменательного слова со служебным (назло – в пику, много – по горло); слово и другие сочетания (здоровый – кровь с молоком). Но и в этом случае каждый член ряда выполнять сходные грамматические функции. С точки зрения структуры данные ряды неоднородны: одни из них непроизводные, а другие производные, могут употребляться в одном синонимическом ряду. По количеству слов данные ряды могут состоять из двух слов, а могут исчисляться десятками. С точки зрения постоянства состава слов синонимические ряды характеризуются относительной незамкнутостью, в них возможны изменения и дополнения. Прыгунова Евгения М.А. Качелина

Роль лексических синонимов весьма разнообразна и значительна, они помогают уточнить и дополнить представления о явлениях, предметах, признаках, действиях и т.д., ярче и разностороннее охарактеризовать их. Богатство синонимических рядов влияет на широту их границ, возможности творческого использования. Прыгунова Евгения М.А. Качелина

Прыгунова Евгения М.А. Качелина В синонимические отношения вступают далеко не все слова. Не синонимизируются в литературном языке имена собственные, названия жителей, многие конкретные наименования предметов быта, термины.

Прыгунова Евгения М.А. Качелина Функции лексических синонимов: смыслоразличительная (оттеночно- смысловая, уточняющая), служащая для дифференциации значений: вопль, рев, крик; стилеразличительная – синонимы указывают на стиль, сферу их употребления. Подобные синонимы называются стилевыми: уехать – отбыть, укатить, смыться. собственно стилистическая функция – к денотативному значению присоединяется эмоционально-экспрессивное (вылечить, исцелить).

Прыгунова Евгения М.А. Качелина Все синонимы в поэме Н.А. Некрасова «Дедушка» можно разделить на две группы: синонимы, связанные с судьбой главного героя – ссыльного декабриста; синонимы, имеющие целью показать жизнь России конца 19 века.

Прыгунова Евгения М.А. Качелина синонимы, определяющие состояние людей, например в рассказе о тревоге отца за деда употребляются синонимы отвернулся – поник головой – вздыхает.

Синонимы в поэме служат для характеристики героев: дед: недобрый, таинственный (мнение Саши), добрый и смелый, только несчастный (мнение родителей), бодр и красив, зубы у дедушки целы, поступь, осанка тверда, кудри пушисты и белы, как серебро борода, строен, высокого роста (авторское описание); Саша: румяный – «Экой красавчик какой!» (мнение дедушки). Кроме того, автор использует синонимию суффиксов (уменьшительно-ласкательный суффикс употребляется для описания бедной крестьянской жизни): скотина мелка – песенка где-то поется – сто деревенек крестьянских. Прыгунова Евгения М.А. Качелина

Прыгунова Евгения М.А. Качелина Вывод В поэме Н.А. Некрасова «Дедушка» широко используется интересное языковое явление – синонимия, позволяющая читателям убедиться в лексическом богатстве русского языка, в широких возможностях и функциях лексики. Стремление автора найти в уже известных предметах, явлениях окружающего мира какие-то новые черты, оттенки, т.е. углубить и расширить существующие понятия окружающей действительности. Новый признак, который находит автор для характеристики героя, окружающей природы, образа действия героев называется новым словом, сходным или тождественным по значению с уже имеющимися наименованиями.

Прыгунова Евгения М.А. Качелина Таким образом, автор избегает повторов, обогащает характеристику героев новыми качествами, тем самым расширяя лексическое богатство языка. Использование синонимии в поэме позволяет читателям обогатить словарный запас, избежать ненужных повторов в речи.