Генотип – целостная система Сахаров Н.Н. – учитель биологии МОУ Нехаевская СОШ Волгоградская область.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация проекта по биологии на тему: Регуляция на молекулярном уровне Выполнили Мазанов Александр Еремеев Илья Колесов Владимир Валуйская Виктория.
Advertisements

Лактозный оперон Подготовил: Проверил:. Введение Группы генов Строение гена Виды оперонов Лактозный оперон. Схема строения lac-оперона Структурные гены.
Гены - SMS, посланные в будущее Проект юных биологов Руководитель Караваева Н.М. Гимназия 1 имени А.Н.Барсукова.
Структура и функция гена у про- и эукариот Доцент А.В Шапкина Тезисы с иллюстрациями.
Лекция. Регуляция экспрессии генов. Репарация ДНК. Мутации. Генная инженерия Регуляция биосинтеза белка у прокариот по теории Жакоб и Моно. Особенности.
Контроль знаний по теме Регуляция на молекулярном уровне.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРАСНОЯРСКИЙ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ФЕДЕРАЛЬНОГО.
ДНК находится в ДНК находится в ядре ядре митохондриях митохондриях пластидах пластидах.
Тема: Регуляция экспрессии генов у про- и эукариот генов у про- и эукариот.
БИОСИНТЕЗ БЕЛКА. Центральная догма молекулярной биологии.
Биосинтез белка Ученика 9 класса Г Антоненко Андрея.
Трансляция. Регуляция биосинтеза белка.. План лекции 1.Условия, необходимые для трансляции. 2.Этапы биосинтеза белка. 3.Посттрансляционный процессинг.
Сформировать знания о генетическом коде и его свойствах. Сформировать знания о генетическом коде и его свойствах. Охарактеризовать основные этапы реализации.
Открытый урок по теме: ДНК-носитель генетического материала. Открытый урок по теме: ДНК-носитель генетического материала. автор: Евстафьева О.Б. Евстафьева.
Тема Генетический код и БИОСИНТЕЗ БЕЛКА. Генетический код Генетический код Свойства генетического кода. Свойства генетического кода. Ген Ген БИОСИНТЕЗ.
БИОСИНТЕЗ БЕЛКА. Функции белков Белки ферменты транспорт движение гормоны антитела строительство.
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ГЕН Проект юных химиков Руководитель Караваева Н.М. Гимназия 1 имени А.Н.Барсукова.
Прокариоты: инициация и регуляция транскрипции. РНК-полимераза Главный компонент (core-фермент) σ-фактор Элонгация Распознавание промотора β β α ω α 12.
3. РЕГУЛЯЦИЯ. Размеры геномов Бактерии: – (~3 мм) –Escherichia coli: Дрожжи: – Drosophila: Растения:
Биосинтез белка Урок биологии в 10 классе Вотинцева Н.Г. - учитель биологии МОУ «СОШ 6» г.Пермь.
Транксрипт:

Генотип – целостная система Сахаров Н.Н. – учитель биологии МОУ Нехаевская СОШ Волгоградская область

Цель урока Повторить и обобщить учебный материал о строении гена и механизме реализации наследственной информации. Совершенствовать и расширить понятия о взаимодействии и регуляции работы генов при формировании признака. Продолжить формировать и совершенствовать навыки учебной деятельности (классификация, обобщение, выделение существенных признаков и закономерностей).

Введение в тему урока. Что такое генотип? Какие группы генов можно рассматривать по выполняемым функциям?Какие группы генов можно рассматривать по выполняемым функциям? Строение гена Механизм процессинга

Группы генов по функциям Структурные (белки ферменты, гистоны, последовательность нуклеотидов в РНК) Гены –модуляторы: ингибиторы, интенсификаторы, интеграторы, модификаторы. Функциональные Гены – регуляторы, регулирующие работу структурных генов.

Структурная часть гена Промотор Начало транскрипции Старт-кодон Стоп - кодон Терминатор транскрипции Строение гена Участок связывания фермента РНК-полимеразы (место начала транскрипции) Участок, кодирующий последовательность аминокислот в молекуле белка. Триплет ТАЦ в ДНК и АУГ в РНК иницирующий начало синтеза белка Триплеты – бессмысленные кодоны на которых завершается трансляция Участок, сигнализирующий о прекращении транскрипции

Единицы транскрипции Экзон Интрон Экзон Интрон Экзон Кэп - шапочка Поли - А Удаляются Зрелая иРНК Механизм процессинга и сплайсинг

Проблема урока Генотип – это сумма независимых генов организма или …?

Реализация генетической информации Другие гены Ген (ДНК)иРНК Белок (фермент) Биохимическая реакция Признак Другие признаки Факторы внешней среды «Много генов – один признак» «Один ген – много признаков»

Все ли гены в генотипе организма работают одновременно? Все ли клетки организма нуждаются в энергии? В каких тканях образуются белки, обеспечивающие движение организма? В каких клетках кожи образуется пигмент? Генотип всех клеток организма одинаков, а ткани и органы отличаются друг от друга. Почему?

Выводы Есть универсальные гены, работающие во всех клетках (образование энергии) Гены, характерные для определенных тканей (клетки мышечной ткани) Гены, характерные для определенного типа клеток тканей (клетки эпидермиса кожи). Специфичность клеток организма определяется деятельностью определенных генов. Чем определяется специфичность клеток организма?

Взаимодействие генов при определении пола Предложите возможные варианты взаимодействия генов при формировании пола у человека, зная, что Х – хромосома определяет женский пол, а У – хромосома мужской. У мужчин в генотипе имеется Х – хромосома. Почему развитие организма идет по мужскому типу? Как взаимодействуют гены при формировании признака между собой? Почему в разных клетках работают разное число и разные группы генов? Чем это определяется?

Взаимодействие генов при определении пола у нематоды Fog -1 Ген 1 включен Ген 2 выключен Группа генов fem включена tra 1 выключена спермии mog -3 Цепочка взаимодействующих генов при определении направлении развития половых клеток если активны гены fem то в половых клетках экспрессируется ген Fog -1. это приводит к подавлению активатора ооцита mog -3 и дифференцировке половой клетки в спермий. Ген 1 выключен Ген 2 включен tra 1 включен Группа генов fem выключена mog -3 ооциты Если активируется ген tra 1, то подавляется ген Fog -1, что дает возможность экспрессироваться гену mog -3 и направляет развитие в сторону ооцита. Fog -1

Включение и выключение генов происходит согласно программе развития, которая реализуется под воздействием внутренних и внешних факторов среды, возраста, пола и т.д. Как взаимодействуют гены при формировании признака между собой? Происходит параллельное и последовательное действие генов, определяющих пол организма Наличием программы работы в каждой клетке, взаимодействием генов.

Ген-регулятор иРНК-полимераза ОператорСтруктурный ген транскрипция иРНК трансляция Лактоза действует как индуктор Комплекс индуктора с репрессором, неспособный связаться с оператором Глюкоза + галактоза β - галактозидаза фермент Схема регуляции работы генов (по Жакобу и Моно ) При наличии лактозы Лактоза репрессор Рассмотрим механизм регуляции синтеза белка на примере работы лактозного оперона молочнокислых бактерий

Работа с моделью лактозного оперона бактерий 1. Внимательно рассмотрите предложенную модель 2. Измените количество лактозы (индуктора, поступаемого из внешней среды) - уменьшите (отметьте, что происходит) - уменьшите (отметьте, что происходит) - увеличите (отметьте, что происходит) 3. Такие же действия проделайте с другими компонентами процесса. 4. Изменяйте только содержание лактозы (индуктора), что наблюдаете? Как меняется работа лактозного оперона? Постоянно ли работают гены? Обоснуйте результаты эксперимента.

Работа с моделью лактозного оперона бактерий

Выводы Работа оперона молочно-кислых бактерий происходит в результате деятельности белка репрессора и факторов внешней среды (наличие или отсутствие индуктора) Как происходит работа оперона молчно-кислых бактерий? Как действуют гены в работе оперона? Процесс расщепления лактозы происходит в ходе взаимодействия генов, входящих в оперон и гена регулятора. Последовательное действие генов

Рассмотрим взаимодействие генов при формировании различных признаков 1. Окраска волосяного покрова мышей определяется несколькими генами. Как эти гены могут взаимодействовать?

Последовательное действие генов Два гена кодируют ферменты, используемые в цепи реакций последовательно. Какое – то вещество (пропигмент), служит продуктом для работы второго гена, который вырабатывает фермент, превращающий пропигмент в пигмент. При нарушении структуры любого из них признак не формируется.

Биохимическими методами установлено, что у мыши, имеющей белую окраску имеются и ферменты и белки, определяющие формирование пигмента, а фенотип мыши белый. Почему? Как вы можете объяснить наследование данного признака?

Белок – репрессор блокируется Белок - активатор Ген репрессор производит белок – репрессор, который блокируется геном активатором, а ген определяющий признак обеспечивает синтез белка.

Белок – репрессор работает Белок – активатор не синтезируется, или нарушена структура Если ген активатор изменен (мутирован), то он не может блокировать работу гена репрессора и следовательно признак изменяется и проявляется как рецессивный

Работа генов - активаторов Ген репрессор производит белок – репрессор, который блокируется геном активатором, а ген определяющий признак обеспечивает синтез белка. Если ген активатор изменен (мутирован), то он не может блокировать работу гена репрессора и следовательно признак изменяется и проявляется как рецессивный.

Два гена кодируют ферменты, используемые в цепи реакций последовательно Многие признаки формируются при взаимодействии нескольких молекул белков. Это механизм одновременного или параллельного взаимодействия (комплиментарное ). Ген репрессор производит белок – репрессор, который блокируется геном активатором, или каким либо другим веществом, а ген определяющий признак обеспечивает синтез белка и наоборот. (эпистаз) Как взаимодействуют гены при формировании признака между собой?

Множественное действие гена серповидноклеточной анемии Замена глутаминовой кислоты в положении 6 ß-цепи валином Аномальный глобин + гем Аномальный гемоглобин Серповидная форма эритроцитов Быстрая гибель клетокНакопление клеток в селезенке Склеивание клеток Склеивание клеток и нарушение циркуляции крови Локальные нарушения кровообращения Поражения сердечной мышцы Сердечная недостаточность Поражения легких Пневмония Поражение мышц и суставов Ревматизм Склеивание клеток и нарушение циркуляции крови Локальные нарушения кровообращения Поражение головного мозга Паралич Поражение желудочно-кишечного тракта Боли в животе Поражение почек Почечная недостаточность Быстрая гибель серповидных клеток АнемияРасширение сердцаСердечная недостаточность Плохое физическое развитие Нарушение умственной деятельности Слабость и чувство усталости Чрезмерная активность костного мозга Увеличение количества костного мозга Башенный череп

Проблема урока Генотип – это совокупность генов организма, работающих по определенной программе под влиянием факторов среды

Подведение итогов урока Как реализованы цели урока? Какие основные вопросы освещены на уроке? Ваша личная оценка урока.

Домашнее задание Предложите схемы взаимодействия генов при формировании признаков плейотропии (летальными при гомозиготах по доминанте и рецессиву) Повторить § 9.5