Урок и спектакль по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон» Исполнители: учащиеся 6 класса Исполнители: учащиеся 6 класса Учитель : Шаповал Наталия Петровна. Учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
По рассказу Антона Павловича Чехова Учитель: С.Т. Лапшина.
Advertisements

Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) Он не просто описывал жизнь, он жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечнее, радостнее… К.Чуковский.
Проект Руководители проекта: Габбасова А.И. Фахретдинова Э.Ф.
Познакомьтесь с содержанием презентации и выполните практическую работу.
Понятие о комическом. Анализ рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» /Урок литературы Урок литературыУрок литературы в 7 классе А/ в 7 классе А/
А. П. ЧЕХОВ Смех сквозь слёзы РАССКАЗЫ : Хамелеон Толстый и тонкий.
Разработан учителем русского языка и литературы МБУ СОШ 97 г.Воронежа Борисовой Светланы Борисовной.
Антон Павлович Чехов «Хамелеон» Работу выполнила ученица 7 класса Б МОУ «Первомайская СОШ» Казюлина Лидия Руководитель учитель русского языка и литературы.
«В рассказах Чехова читатель непременно увидит себя и свои мысли». Л.Толстой.
Урок по теме: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» Краткость – сестра таланта А.П. Чехов.
А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. Презентация урока по литературе в 6 классе. Учитель: Межакова С.М.
План-конспект урока по литературе (5 класс) по теме: Урок литературы в 5 классе по рассказу А.П.Чехова "Пересолил"
Чехов Антон Павлович Ученица 5- Б класса Бабали Эльвина МБОУ « СШ 15» Кл. руководитель Бушовская Е. Н.
Презентация выполнена ученицей 11 А класса школы 983 Егеревой Анастасией.
Антон Павлович Чехов ( 1860 – 1904). Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. А.П. Чехов Желание служить благу.
Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова Учитель русского языка и литературы Заплатина Надежда Анатольевна.
Раскрыть тайну юмора и сатиры. Узнать, что такое сатира и что такое юмор.
А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон».
Картина нравов в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» Он не просто описывал жизнь, он жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечнее, радостнее…
Годы жизни: 17 января июля 1904 Антоша Чехонте Будучи студентом университета, молодой Чехов, который учился на врача, сочинял короткие юмористические.
Транксрипт:

Урок и спектакль по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон» Исполнители: учащиеся 6 класса Исполнители: учащиеся 6 класса Учитель : Шаповал Наталия Петровна. Учитель : Шаповал Наталия Петровна.

А.П.Чехов «Хамелеон»

«КРАТКОСТЬ – СЕСТРА ТАЛАНТА» «ОРИГИНАЛЬНОСТЬ АВТОРА СИДИТ НЕ ТОЛЬКО В СТИЛЕ, НО И В СПОСОБЕ МЫШЛЕНИЯ, В УБЕЖДЕНИЯХ И ПРОЧ.» А.П.ЧЕХОВ. А.П.ЧЕХОВ.

Цель Углубить понятие о сатире, повторить способы создания комического в ранних рассказах А.П.Чехова, проанализировать сюжетно – композиционные особенности рассказа «Хамелеон». Углубить понятие о сатире, повторить способы создания комического в ранних рассказах А.П.Чехова, проанализировать сюжетно – композиционные особенности рассказа «Хамелеон».

ЗАДАЧИ УЧИТЬ ВИДЕТЬ КРАСОТУ, МЕТКОСТЬ ЧЕХОВСКОГО СЛОВА, ВИДЕТЬ ГЛАВНОЕ; УЧИТЬ ВИДЕТЬ КРАСОТУ, МЕТКОСТЬ ЧЕХОВСКОГО СЛОВА, ВИДЕТЬ ГЛАВНОЕ; ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ СМЕШНОГО В РАССКАЗЕ «ХАМЕЛЕОН»; ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ СМЕШНОГО В РАССКАЗЕ «ХАМЕЛЕОН»; РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ. РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Проблема: Определить, как соотнесены юмор и сатира в рассказе «Хамелеон» А.П.Чехова. Определить, как соотнесены юмор и сатира в рассказе «Хамелеон» А.П.Чехова.

Псевдоним:(от греческого pseudos – ложь, вымысел) вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения.

Псевдонимы А.П.Чехова: Псевдонимы А.П.Чехова: Антоша Чехонте (варианты: Антоша, Антоша Ч., Чехонте, Ан., А.Ч., А.Чехонте), Прозаический поэт, Рувер, Грач, Ц, полковник, Кочкарев, Лаэрт, Улисс. Антоша Чехонте (варианты: Антоша, Антоша Ч., Чехонте, Ан., А.Ч., А.Чехонте), Прозаический поэт, Рувер, Грач, Ц, полковник, Кочкарев, Лаэрт, Улисс. Юмористические подписи и псевдонимы: Юмористические подписи и псевдонимы: Врач без пациентов, Гайка 6, Аркадий Тарантулов, Кисляев, Балдастов, Шампанский, Человек без селезенки, (Ч.Б.С.), Брат моего брата, Некто, Шиллер Шекспирович Гете, Крик, Даглас. Врач без пациентов, Гайка 6, Аркадий Тарантулов, Кисляев, Балдастов, Шампанский, Человек без селезенки, (Ч.Б.С.), Брат моего брата, Некто, Шиллер Шекспирович Гете, Крик, Даглас.

Юмор Юмор Сатира Сатира Гротеск Гротеск Гипербола Гипербола Ремарка Ремарка Смех добрый, веселый. Смех добрый, веселый. Смех злой, гневный, зовет к протесту. Смех злой, гневный, зовет к протесту. Фантастическое преувеличение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека. Фантастическое преувеличение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека. Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Пояснение автора к тексту пьесы. Пояснение автора к тексту пьесы.

Выяснение особенностей композиции рассказа. Особенность сатирического рассказа: действие уже произошло. В центре внимания невыясненное положение Хрюкина, но обнаружение хозяина собаки. От результатов этого поиска будет зависеть участь пострадавшего.Перед нами психологическая сатирическая зарисовка нравов обывателей городка.

Экспозиция рассказа.(завязка, начало) Несколькими штрихами дана зарисовка «сонной площади»городка – динамическая экспозиция напоминает драматургическую ремарку. Завязка рассказа представлена в звуковом виде – криком Хрюкина. На этом застывает развитие действия.

Кульминация Кульминация Развязка Развязка Кульминация как таковая, по сути, отсутствует. От появления Очумелова и до его ухода «со сцены» развитие событий подобно бесконечной синусоиде (периодическая кривая волнистой формы). Кульминация как таковая, по сути, отсутствует. От появления Очумелова и до его ухода «со сцены» развитие событий подобно бесконечной синусоиде (периодическая кривая волнистой формы). Отсутствует классическая развязка: участь Хрюкина и собаки остается до конца не проясненной, а участники событий уже разошлись… Отсутствует классическая развязка: участь Хрюкина и собаки остается до конца не проясненной, а участники событий уже разошлись…

Комическая ситуация Комическая ситуация Она возникает из повторений одной и той же темы, которая проигрывается несколько раз. Очумелов исполняет различные роли, противоположные по своей сути, являясь участникам сценки то заступником Хрюкина, то защитником генеральской собаки. Она возникает из повторений одной и той же темы, которая проигрывается несколько раз. Очумелов исполняет различные роли, противоположные по своей сути, являясь участникам сценки то заступником Хрюкина, то защитником генеральской собаки.

Финальный аккорд В чеховских рассказах важен финальный аккорд, который позволяет иначе взглянуть на происходящее. Возможно предположить, что Чехов смеется над Очумеловым. Но это до конца не прояснит авторскую позицию. Объектом чеховской иронии становится и сам Хрюкин, и толпа, смеющаяся над ним.

Выводы Для Чехова характерна экономичная манера письма. Его рассказы лаконичны. Одна из особенностей чеховского сатирического рассказа - то, что он напоминает драматическую сценку – миниатюру. Экспозиция подобна драматургической ремарке, действие как таковое отсутствует. Своеобразие композиции рассказа «Хамелеон» заключается в том, что писателя практически не интересует событийное развитие сюжета ( событие произошло до начала повествования), кульминация тоже отсутствует, а развязка вынесена за рамки повествования («открытый финал»). В чеховском сатирическом рассказе парадоксально сочетается комическое и драматическое, грустное и смешное. Для Чехова характерна экономичная манера письма. Его рассказы лаконичны. Одна из особенностей чеховского сатирического рассказа - то, что он напоминает драматическую сценку – миниатюру. Экспозиция подобна драматургической ремарке, действие как таковое отсутствует. Своеобразие композиции рассказа «Хамелеон» заключается в том, что писателя практически не интересует событийное развитие сюжета ( событие произошло до начала повествования), кульминация тоже отсутствует, а развязка вынесена за рамки повествования («открытый финал»). В чеховском сатирическом рассказе парадоксально сочетается комическое и драматическое, грустное и смешное.

Домашнее задание Ответить на вопросы: Ответить на вопросы: - что является предметом чеховской сатиры: случай, поступок, поведение людей? - что является предметом чеховской сатиры: случай, поступок, поведение людей? - В чем заключается своеобразие композиции рассказа? - В чем заключается своеобразие композиции рассказа?