Духовная жизнь общества в начале ХХ века. Образование и просвещение. Образование Средства массовой информации Книгоиздательство Кинематограф.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Духовная жизнь общества в начале ХХ века. Образование и просвещение. Образование Средства массовой информации Книгоиздательство Кинематограф Чупров Л.А.
Advertisements

«Когда зовем изучать прошлое, будем делать это лишь ради будущего». Николай Рерих.
ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА XIX в. 1 ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. 1 ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. 2 ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. 2 ОБРАЗОВАНИЕ.
Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года около Симбирска. Вырос в усадьбе отца отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина ( )
Образование и наука России во второй половине XIX века. Система образования и наука.
Эпоха просвещения в России XVIII век 1) ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ПРИ ПЕТРЕ I 1) ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ПРИ ПЕТРЕ I 2) ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ПРИ.
Александр II Николаевич император Всероссийский, Царь Польский и великий князь Финляндский Из династии Романовых. Генерал-фельдмаршал. Удостоен.
Работу выполнила: Галлямова Ю. Группа: ГМБ В России эпоха Просвещения занимает преимущественно вторую половину XVIII в., когда правительство активно.
Писатели и поэты конца 19 начала 20 веков Особенности творчества поэтов и писателей конца 19 начала 20 веков.
Много лет среди равнины Мой Саранск стоит равнинный. Он седых веков следами Связан с нашими летами.
Образование и наука в первой половине 19 в. Начало 19 в.- время культурного и духовного подъема в Росси. Отечественная война 1812 г. В небывалой степени.
Дом В.Я.Брюсова. В начале XX века Валерий Брюсов был одной из крупнейших фигур русской литературной жизни, находился в самом её центре. И совершенно естественно,
Москва. Культура и искусство
Серебряный век период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедующих.
Просвещение и образование петровского времени. Реформы Петра в области культуры.
Презентация «Дошкольное образование» Курамшина И.А Рудинская И.В.
Для того, чтобы творить великие дела, нужно жить так, как будто и умирать не придется. Вовенарг Л.
Развитие методологических концепций зарубежного образования в конце 19 - начале 20 вв.
ЖЗЛ: ЗАМЫСЛЫ И ВОПЛОЩЕНИЯ СЕРИИ. Серия книг об известных, знаменитых людях, живших на Земле и оставивших после себя память потомкам в виде культурных,
Сергей Александрович Есенин Выполнила команда: «Потомки Есенина» Под руководством Ахматгараевой Гульнур Масхутовны.
Транксрипт:

Духовная жизнь общества в начале ХХ века. Образование и просвещение. Образование Средства массовой информации Книгоиздательство Кинематограф

Система образования в России рубежа XIX--XX вв. по-прежнему включала три ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) высшую школу (университеты, институты). По данным 1813 г., грамотные среди подданных Российской империи (за исключением детей моложе 8 лет) составляли в среднем %. В значительной мере развитие народного образования было связано с деятельностью демократической общественности. Политика властей в этой области не представляется последовательной. Так, в 1905 г. министерство народного просвещения вынесло проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи» на рассмотрение II Государственной думы, однако этот проект так и не получил силу закона.

Растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности технического, образования. В 1912 г. в России было 16 высших технических учебных заведений. К прежнему числу университетов прибавился только один, Саратовский (1909), но количество студентов заметно выросло -- с 14 тысяч в сер. 90-х годов до 35,3 тысяч в 1907 г. Получили распространение частные высшие учебные заведения (Вольная высшая школа П.Ф. Лесгафта, Психоневрологический институт В.М. Бехтерева и др.). Университет Шанявского, работавший в гг. на средства либерального деятеля народного образования А.Л. Шанявского ( ) и дававший среднее и высшее образование, сыграл важную роль в демократизации высшего образования. В университет принимались лица обоего пола независимо от национальной принадлежности и политических взглядов. Бехтерев В.М. Лесгафт П. Ф. Один из старейших российских университетов Саратовский государственный был основан царским указом от 10 июня 1909 года.

Университет Шанявского совмещал в себе свойства и академического, и народного учебного заведения. Его основатель Альфонс Леонович Шанявский ( ), польский аристократ, был личностью неординарной. Все военные учебные заведения, в которых он учился, Шанявский заканчивал с золотой медалью и «первым в списке». Выйдя в отставку в 38 лет в генеральском звании, он становится золотодобытчиком и сколачивает капитал. Это дало возможность вместе с женой Лидией Алексеевной приступить к реализации давней мечты созданию в России высшей вольной школы нового типа. Шанявский предложил Москве средства на организацию свободного университета, который был бы доступен для всех желающих. Таковой и был открыт в 1908 году. В Университет принимались лица обоего пола с 16 лет, всех сословий и вероисповеданий, без предъявления каких-либо дипломов. Было два отделения: научно-популярное, дающее общее среднее образование, и академическое, дающее высшее образование по естественноисторическим и общественно-философским наукам. Кроме того, при Университете открылись курсы дошкольного воспитания, библиотечной работы, внешкольного образования, кооперации. Собственное здание Университета имени Шанявского было заложено на Миусской площади летом 1811 года, и скоро это учебное заведение заняло заметное место в Москве и России. Ныне в этом здании располагается Российский государственный гуманитарный университет. Альфонс Леонович ШанявскийЛидия Алексеевна Шанявская Университет Шанявского А.Л.

Представитель знаменитой династии предпринимателей Демидовых Павел Григорьевич Демидов ( ) посвятил себя и делу образования. В 1802 году император Александр I издал Манифест об учреждении министерств и вместе с ним призыв к общественности России оказать посильную помощь пожертвованиями на дело образования. Одним из первых откликнулся Демидов. В 1803 году он начал хлопотать об учреждении в Ярославле университета. В том же году он сделал пожертвования на содержание профессоров и другие нужды университета и 100 тысяч рублей на содержание беднейших студентов и отправку достойнейших из них в лучшие университеты Европы. Демидов предвидел будущее значение Сибири и возникающую потребность там в высших учебных заведениях. Он пожертвовал часть своего капитала на университет в Тобольске. Московскому университету Демидов передал свою уникальную библиотеку, «кабинет натуральной истории» и «минцкабинет» (собрание монет), а также принёс в дар богатую коллекцию редких экземпляров животных, гербарий, собрание разных художественных редкостей. Пожертвования Демидова Московскому университету заняли три отдельных зала, названных Демидовскими. Демидовский юридический лицей

В 1803 году по Высочайшему повелению Демидову была вручена золотая медаль с его изображением и надписью: «За благотворение наукам». В благодарность за крупные пожертвования Московский университет в своём музее поставил портрет Павла Григорьевича и занёс его имя на мраморную доску в актовом зале. А признательное ярославское дворянство на собранные по подписке средства воздвигло Демидову в 1829 году памятник. Сквер, где стоял памятник, и сегодня называется Демидовским. Дальнейшее развитие в начале XX в. получило высшее женское образование. В начале XX в. в России имелось уже около 30 высших женских учебных заведений (Женский педагогический институт в Петербурге, 1903; Высшие женские сельскохозяйственные курсы в Москве под руководством Д.Н. Прянишникова, 1908 и др.). Наконец, право женщин на высшее образование было признано юридически (1911).

Одновременно с воскресными школами стали действовать новые типы культурно- просветительских учреждении для взрослых - - рабочие курсы (например, Пречистенские в Москве, среди преподавателей которых были такие выдающиеся ученые, как физиолог И.М. Сеченов, историк В.И. Пичета и др.), просветительские рабочие общества и народные дома -- своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой (Литовский народный дом графини С.В. Паниной в Петербурге). Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства. В начале XX в. выходило 125 легальных газет, в более В 1913г. издавалось 1263 журнала. Тираж массового литературно- художественного и научно-популярного «тонкого» журнала «Нива» ( ) к 1900 г. вырос с 9 до 235 тыс. экземпляров. По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире (после Германии и Японии). В 1913 г. только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг. И.М. Сеченов, Литовский народный дом графини С.В. Паниной в Петербурге

Крупнейшие книгоиздатели А. С. Суворин ( ) в Петербурге и И.Д. Сытин ( ) в Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам («Дешевая библиотека» Суворина, «Библиотека для самообразования» Сытина). В гг. в Петербурге работало книгоиздательское товарищество «Знание», которое с 1902 г. возглавлял М. Горький. С 1904 г. было выпущено 40 «Сборников товарищества "Знание"», включавших произведения выдающихся писателей-реалистов М. Горького, А.И. Куприна, И. А. Бунина и др. Процесс просвещения был интенсивным и успешным, количество читающей публики постепенно возрастало. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1914 г. в России насчитывалось около 76 тыс. различных общественных библиотек. А. С. Суворин ( ) И.Д. Сытин (

Не менее важную роль в развитии культуры сыграл "иллюзион" -- кино, появившееся в Петербурге буквально через год после его изобретения во Франции. К 1914г. в России уже было 4000 кинотеатров, в которых шли не только зарубежные, но и отечественные картины. Потребность в них была настолько велика, что в период с 1908 по 1917 г. было снято более двух тысяч новых художественных фильмов. Начало профессиональному кинематографу в России положил фильм "Стенька Разин и княжна" (1908 г., реж. В.Ф. Ромашков). В гг. В.А. Старевич создал первые в мире объемные мультипликации. Широкую известность получили фильмы режиссеров Б.Ф. Бауэра, В.Р. Гардина, Протазанова и др. В.А. Старевич В.Р. Гардин