Правописание ЖИ и ШИ В год русского языка- об одной из загадок русского языка Работа: Баранова Георгия ученика 3 «Б» класса ГОУ СОШ 497 Невского административного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Борис Заходер.. Всем известно: Буква "Я" В азбуке Последняя. А известно ли кому, Отчего и почему? - Неизвестно? - Неизвестно. - Интересно? - Интересно!
Advertisements

Мини-исследование Почему? Зачем? Когда? Где? Куда? Как?
Команда «Юные языковеды». Знаки всюду помогают: Интонацию меняют, Помогают нам понять то, О чем хотим узнать, То, о чем хотим спросить, Чтобы больше не.
Наши ошибки в воспитании детей Родительское собрание в 5 классе Разработал классный руководитель: Иост Лариса Ивановна.
Про твою жизнь. Знаешь, однажды я сильно изменился…
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к открытому уроку по русскому языку во 2 «б» классе по теме: «Упражнение в написании сочетаний жи-ши»
Геометрические сказки. Дружно жили Чистюлька и Карандаш. Но трудолюбивый Карандаш заскучал, - линии, проведённые им, перестали быть тоненькими. Но друзей.
Жил-был гном. Он жил в грибе. У него было много друзей. И когда мальчики и девочки говорили: Гном помоги нам!, он сразу появлялся и всем помогал. Один.
Какие буквы и почему «изгоняют» из азбуки? Выполнили: ученицы 9 класса Джаксыбекова Р.У. КадрашоваС.С. Киммель С.Д.
Агния Барто «Я выросла».. Работа со стихотворением Агнии Барто «Я выросла» ДО ЧТЕНИЯ Прочитайте фамилию, имя автора литературного произведения. Прочитайте.
Геометрические сказки Путешествие второе. Пришла Чистюлька утром к Карандашу: -Доброе утро! -Не совсем оно доброе. -Так- так, что-то случилось? -А ты.
? 4 Ф А Ц Р И Магия числа Вот он, посмотрите на него – 0. Его называют нулём или нолём и обозначают им «ничто». Прибавьте нуль к пяти – получится та же.
На опушке большого леса была маленькая полянка. Обитатели этой полянки очень любили свой зеленый островок, который затерялся среди темного густого леса.
Наши ошибки в воспитании детей Общешкольное родительское собрание МКОУ «Усть-Волчихинская СШ»
Буква Р Буква Р – 18 буква в русском алфавите Звук Р может быть твердым и мягким Например: Рак – твердый Р; рядом – мягкий Р.
Занимательные задачки по математике Толмачева Катя и Шевцова Лада.
Орфографический диктант. Правило Парные звонкие и глухие согласные в конце слов пишутся не так, как слышатся, то есть правописание не соответствует произношению.
УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ... ЗАЧЕМ? О ЧЁМ? КАК?. Сегодня мы поговорим о таком типе речи, как рассуждение. Есть даже в детских книгах герои, любящие порассуждать.
Принцесса на горошине Художник Литвин-Синявская Татьяна Г.Х. Андерсен.
Урок русского языка Занимательная орфография 2 класс Учитель Коломеец Н.Б. МОУ СОШ 56 г. Артемовский Свердловской обл.
Транксрипт:

Правописание ЖИ и ШИ В год русского языка- об одной из загадок русского языка Работа: Баранова Георгия ученика 3 «Б» класса ГОУ СОШ 497 Невского административного района г. Санкт-Петербурга Руководитель: Румянцева Светлана Владимировна

Звук – это одно, а буква – это другое. Такой, казалось бы, безобидный языковедческий закон, а сколько огорчений он вызывает у нас, школьников!

Мы читаем «барада», а пишем «борода». Пишем одни буквы, а проговариваем совсем другие звуки! «Правда, дети, я хорош, На большой мешок похож?»- спрашивает пингвин в стихотворении Маршака. И каждый, кто будет читать эти строки, хотя ясно увидит, что в верхней строчке на конце стоит буква «Ш», а в нижней – ясное «Ж», произнесет эти две различные буквы совершенно одинаково. Обе как «Ш». «Правда, дети, я хороШ, На большой мешок похоШ?. Хочется написать: «тилифон ни работаит», а извольте писать, как никто не говорит, «телефон не работает». И вот возникают ошибки. А за ошибками, всем, известно, следуют плохие оценки…222

Почему после согласных Б и К звук «и» их смягчает, а после Ш и Ж – и не думает: пишем мы широко, а выговариваем шыроко? Говорим ясно жырный, а писать приходится жирный… Почему??? Подумайте.

Почему нам никогда не случается написать вместо буквы «а» в каком-нибудь слове по ошибке букву «у»? Да очень просто: ведь мы никогда не слышим и не скажем вместо «мама» - «муму». Так зачем же в этом слове (или в другом) по ошибке писать «у»? Мы ошибаемся на письме только там, где оно расходится с выговором.

Наши пра-пра-пра-пра-прадеды всегда писали «жити», а значит, и говорили они только жити, а не жыти; всегда писали «шити», значит, и говорили они только шити, а не шыти… Мы говорим шыть, а пишем шить, говорим жыть, а пишем жить, потому что так – шить - и – жить - и говорили и писали в древности; вот откуда и наши ошибки! Древние русичи как слышали, так и писали. У нас произношение изменилось, а пишем мы по-прежнему, по-старому. Это вам одна причина затруднений. Теперь другая.

В нашем с вами сегодняшнем русском языке очень много слов, взятых напрокат из других языков. Среди них немало таких, про которые мы уже давно забыли, что они не русские. Вот слова «шило» и «шина». Которое из них, по-вашему, чисто русское, которое иностранное?

Не каждый скажет, что «шина»-взято из западных языков, что оно-чужестранец! В этих западных языках нет твердых и мягких согласных, в том числе и шипящих. Но в тех же самых языках просто вовсе нет звука «ы». Немцы, французы, англичане с великим трудом выучиваются выговаривать также звук «щ», когда учатся по-русски.

Поэтому ученые-грамматисты еще в прошлом веке условились писать после Ш и Ж всегда И, независимо от того какой звук на этом месте слышится, когда говорим. Говорим шына, а пишем шина. Говорим жыраф, а пишем жираф. Проверь себя! В ж…вом уголке ж…ли еж… и уж…. Шапкой Миш… сбили ш…шки.

И напоследок сказка… Однажды буквы алфавита пошли на бал. Все нашли себе пару. Ж пошла со своей подружкой Ш. Они танцевали и вдруг к ним сзади подкралась буква Ы. Она крикнула Ы-Ы-Ы! Обе подружки сильно испугались. К ним подошла хозяйка бала – буква А. Она прогнала хулиганку Ы от них подальше. Но подружки продолжали бояться. Тогда буква А сказала всем буквам алфавита: «Приказываю с сегодняшнего дня после Ж и Ш ставить только букву И». Подружки успокоились и продолжили веселье …

Используемая литература: 1. Ю.И.Смирнов Мир слов. Занимательные рассказы ор русском языке. Санкт-Петербург «МиМ-ЭКСПРЕСС», В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э. Розенталь Занимательно о русском языке. Ленинград «Просвещение»,1990

Ссылки: pressa.irk.ru