Архитектура и дизайн. Составитель: Ларионова Г. А., учитель начальных классов МОУ СОШ 27, г. Тверь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Русский художник - сказочник. 2. Содержание. 3. Великий русский живописец – Васнецов В. М. 4. «Сивка – бурка» 5. «Царевна – лягушка» 6. «Кощей Бессмертный»
Advertisements

Богатырь русской живописи. Методическая разработка ( со славянским компонентом) Открытого урока для учащихся 7-8 классов ( внеклассное мероприятие) Подготовила:
Виктор Михайлович Васнецов Ковальчук Юлия Алексеевна учитель начальных классов МАОУ СОШ 1 станицы Выселки Краснодарского края Сообщество взаимопомощи учителей.
Васнецов Виктор Михайлович, русский художник, живописец, основоположник особого "русского стиля" в живописи.
Виктор Михайлович Васнецов пейзажи, натюрморт Составитель: Ларионова Г. А., учитель начальных классов МОУ СОШ 27, г. Тверь.
Братья В. М. и А. М. Васнецовы В. М. Васнецов. Автопортрет, 1873 г. Васнецов Виктор Михайлович (1848, село Лопьял Вятской губернии – 1926, Москва), русский.
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри» Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри»
Шер Надежда Сергеевна детская писательница автор очерка «Картины-сказки»
РУССКИЙ ЖИВОПИСЕЦ Виктор Михайлович Васнецов
Эпическая тема в произведениях русской живописи В.Васнецов, М.Врубель, И.Билибин, Н.Рерих.
Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926) творчество.
Васнецов и его творчество Государственная Третьяковская галерея 1873г Жизнь Васнецова Картины Росписи Владимирского собора, г. Киев Росписи Владимирского.
Деревянное зодчество русского севера Учитель изобразительного искусства ГОУ СОШ 141 Чилингарова Татьяна Тихоновна.
Теремной дворец. Теремно́й дворе́ц памятник русской архитектуры, расположенный в Московском Кремле. Эти терема были построены в годах по приказу.
Сколько лет русской избе?. Цель работы: Узнать, сколько лет существует русская изба.
Васнецов Виктор Михайлович ( )
Виктор Михайлович Васнецов Великий русский художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте.
Васнецов Виктор Михайлович Васнецов Виктор Михайлович ( ) Художник Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 года 3 мая в селе Лопьял.
Русские богатыри на картинах В.М.Васнецова Проект подготовил Олег Косицын, 6 б класс МОУ СОШ г.
Пока за нас молятся Святые воины нашей Русской земли, не кончится век героев – живых примеров ныне живущим, и тем, кто придёт вслед за нами.
Транксрипт:

Архитектура и дизайн. Составитель: Ларионова Г. А., учитель начальных классов МОУ СОШ 27, г. Тверь

Самобытен вклад В. М. Васнецова в историю архитектуры и дизайна. В Русском стиле он видел не просто предлог для подражания старине, но и почву для воспроизведения таких свойств древнерусского зодчества, как органическая, «растительная» целостность и декоративное богатство форм.

Яркая одаренность художника в области орнаментальной импровизации проявилась в большинстве орнаментов, вобравших впечатления Васнецова от древних фресок и мозаик, от росписей московских и ярославских церквей. Именно эта особенность, очевидно, обеспечивала единство художественного впечатления от росписей, ибо все, писавшие о Владимирском соборе, отмечали, что стенопись сливается в зрелище яркое и праздничное, в единое декоративное целое подобно ростово-ярославским фрескам XVII века. Декоративные орнаменты для росписи Владимировского собора в Киеве Деталь. Бумага, акварель, золото. 52х15

В. М. Васнецов первый в русском искусстве вышел из рамок станковой живописи и взялся за решение принципиально новых задач создание Русского стиля, охватывающего разные виды искусства, основанного на национальных традициях. Исходя из этой концепции, художник обращается и к архитектуре, живописи, дизайну, театральному искусству. Основа его стиля берётся из русского фольклора, древнерусского искусства, архитектуры, русской образности искусства, и самое главное его православной духовности. Его таланту было дано развиваться не столько вглубь, сколько вширь, о чем свидетельствует энергия, с которой он осваивал разные области искусства.

В. М. Васнецов принимал участие в разработке военной формы для солдат нашей страны. Именно васнецовские буденовки (или как они первоначально назывались богатырки), разработанные художником для одного-единственного праздничного парада царской армии, в силу особого стечения обстоятельств стали формой той армии, которая в восстановила единство страны и дала отпор иностранной интервенции. Такой знаменитый головной убор красноармейцев, как буденовка, просуществовал вплоть до июля 1940 года. В 1940 году появились шапки-ушанки.

Будучи одним из самых деятельных участников Абрамцевского (Мамонтовского) кружка, Васнецов всячески способствовал изучению в нем народного творчества и созданию мастерских по возрождению крестьянских ремесел. Вместе с В. Д. Поленовым он проектировал церковь в Абрамцеве. Благодаря его приёмам стилизации, уже найденным в былинно- сказочных картинах, был создан великолепный проект. Вскоре храм был построен. Одновременно были сделаны эскизы для внутреннего убранства церкви. Васнецов написал иконы образ Богоматери и Сергия Радонежского для иконостаса, расписал клиросы. В Абрамцеве по его рисунку была построена "Избушка на курьих ножках" ( ). Абрамцевская церковь стала жемчужиной, по признанию многих архитекторов и исследователей архитектуры в русском зодчестве.

Абрамцево. Церковь Спаса Нерукотворного ( ). Архитектор П.М.Самарин по эскизу В.М. Васнецова

В.М.Васнецов. Эскиз беседки «Сказочная» избушка-беседка была построена в абрамцевском парке в 1883 г. Шура и Вера Мамонтовы с гувернанткой у «Беседки на курьих ножках» е

Абрамцево. Избушка на курьих ножках.

В дальнейшем Васнецов часто обращался к архитектуре. По его проектам были построены часовня над могилой Андрея Мамонтова (1892), собственный дом в третьем Троицком переулке, в духе терема. Интерьеры дома, мебель, предметы были выполнены по эскизам Васнецова в русском стиле. Столы, шкафы, стулья были сделаны в мастерской брата художника, Аркадия, славящегося мастерством столяра и резчика по дереву. Федор Шаляпин писал: «Замечательный был у Виктора Васнецова дом, самим им выстроенный. Нечто среднее между современной крестьянской избой и древним княжеским теремом».

Дом получился замечательный, действительно сказочный. На первом этаже располагались 4 жилые комнаты, на втором – большая светлая мастерская. В 1894 году, хотя дом еще не был окончательно отделан, Виктор Михайлович переехал в свой теремок и сразу же перевез туда еще незаконченную картину – милых своих Богатырей. В просторной мастерской В.М. Васнецову хорошо работалось, здесь было написано немало великолепных полотен. В то же время это был открытый дом, куда по вечерам часто приходили друзья хозяина – художники, писатели, артисты: В.Д. Поленов, М.В. Нестеров, В.И. Суриков, М.А. Врубель, И.Е. Репин, А.П. Чехов, Ф.И. Шаляпин. Художник давно мечтал о собственном доме, непременно деревянном, с просторной мастерской при нем, где можно было бы жить вместе с семьей и заниматься живописью. Он и место для дома присмотрел – на углу Мещанской улицы и 1-го Троицкого переулка. Получив гонорар за эскизы росписи Владимирского собора в Киеве, Виктор Михайлович в 1891 году приступил к постройке своего дома, который сам и спроектировал. На строительство ушло три года, и все это время художник, по его собственному признанию, был и архитектором, и плотником, и подрядчиком.

Необычный внешний вид этого дома сразу привлекает внимание. С главного фасада дом, оштукатуренный и выкрашенный в белый цвет, одноэтажный, тогда как со двора видно, что в доме два этажа. Окна декорированы лепными наличниками-кокошниками и колонками-дыньками. Вдоль карниза первого этажа проходит изразцовый поясок, а над калиткой примостился небольшой бревенчатый «теремок» имитация светлицы древнерусского терема.

Первая из двух комнат, столовая, обставлена весьма скромно. Своеобразный колорит ее убранству придают бревенчатые стены, точно такие, как в деревенской избе; точно к ним подобран дощатый сосновый буфет копия тех, какие встречались на родине Васнецова. Верх этого сооружения украшен резной доской, привезенной из Владимирской области; причудливый орнамент из цветов и листьев с двух сторон поддерживают два сказочных чудовища. Это необыкновенный буфет: одной своей стороной с дверцами выходит в столовую, а другой – как бы задней стенкой, тоже с дверцами, – в прихожую в сторону кухни. Со стороны кухни дверцы открывались, кухарка ставила блюда в буфет, а хозяйка дома вынимала их со «столовой», парадной стороны, и подавала на стол. Центр комнаты занимает обеденный стол, за которым некогда собиралась вся большая семья Васнецова супруга, Александра Владимировна, четыре сына и дочь Татьяна. Над столом висит керосиновая лампа, еще при жизни художника переделанная в электрическую. На стене, среди написанных Виктором Михайловичем в разное время портретов родных, портрет Виктора Михайловича, выполненный Татьяной, его дочерью. На первом этаже 4 комнаты, из которых две сохранились в том виде, какими они были при художнике это зала и столовая. Васнецов, поклонник старины, окружал себя старинными предметами и вещицами, сделанными по древнерусским образцам

Все печи в доме также сделаны по рисункам Васнецова и украшены керамическими изразцами. Одна из них похожа на терем: дверца напоминает вход в дом, колонки сделаны в виде окошек и балкончиков, а сверху спускается цветочный ковер снова изразцы, выложенные в несколько рядов.

Другая мемориальная комната зала выглядит более парадно. Резная деревянная мебель, также в древнерусском стиле, сделана уже на заказ. В центре комнаты дубовый стол с инкрустацией в виде огромного двуглавого орла. Стены, как и в столовой, занимают портреты родных: жена, дочь, сын Володя впоследствии профессор Московского Университета; братья Аполлинарий, Петр и Николай.

Помимо дубового стола с инкрустацией в центре комнаты ее украшают два резных буфета: маленький точная копия того, что стоит в столовой, и большой, напоминающий теремок из детской сказки: дверцы-ворота, полки-балкончики, слюдяные окошки, и все это украшено затейливой резьбой и узорами, выложенными из дерева разных пород.

Деревянная винтовая лестница ведет наверх, на второй этаж, в мастерскую художника. С обратной стороны лестницы вывешены доспехи русского витязя: шлем, кольчуга, щит, секира и пика.

В.М. Васнецов. Ангел Молчания. Начало 1900-х. Рисунок выполнен углем на стене мастерской. У входа в мастерскую Виктора Михайловича сторожит тишину Ангел молчания, нарисованный углем на стене - знак того, что рабочее место Мастера дети (а их у Васнецова было пятеро), должны уважать и не шуметь.

Именно в этой мастерской Виктор Михайлович работал над своими самыми известными картинами. Особенно ярко получалась у него специфическая "богатырская" тема, из нее выделяются такие работы: "Бой Ивана-Царевича с трехглавым змеем", "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем". Картины, находящиеся в мастерской и по сей день, написаны примерно в е годы. Среди них есть и знаменитая "поэма семи сказок", которую так любил сам художник. В ее состав входят такие полотна, как: "Царевна-Несмеяна", "Царевна- Лягушка", "Ковер-Самолет".

Масштабы мастерской впечатляют: площадь составляет 110 кв. метров, а высота достигает 6 метров. Три больших окна, высоченная печь, картины, которыми увешаны все стены. Эта светлая, просторная комната как будто переносит зрителя в мир сказок. Перед глазами один за другим проходят сказочные герои. Дом с мастерской стал для В.М.Васнецова духовным пристанищем от шума и суеты будничной жизни, где он обрел душевный покой и вдохновение для творчества. Васнецов очень любил свой дом; он прожил в нем до самой своей смерти – 32 года!

Вслед за собственным домом Васнецов создал проекты павильона для Нижегородской выставки и павильона кустарного искусства на Всемирной выставке в Париже (1898). Сделал эскизы для наружной раскраски зданий московского Кремля! Проект знаменитого сейчас дома Цветкова на Пречистенской набережной (1899). Им спроектирован фасад Третьяковской галереи и многих других больших и малых зданий, которые украсили Москву.

Особняк Цветкова И.Е. на Пречистенской набережной в Москве Архитектор Васнецов В.М е гг. Посольство Мадагаскара - бывшее здание Цветковской галереи, автор В.М.Васнецов. Пречистенская набережная.

Москва. Третьяковская галерея. По проекту Васнецова В.М. В. М. Васнецовым была также разработана декоративная композиция фасада Третьяковской галереи (1906) с гербом Москвы (св. Георгий, побеждающий дракона) в центре.

Источники информации

bogatyrk.jpg&imgrefurl= vka tatarmuseum.ru/wp-content/uploads/2009/

&hl=ru&q=%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE %D0%B2%2C+%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80+%D0 %9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0% B8%D1%87