Подготовила Алексеева Мария Учителя: Птичкина Л.Н. Заева О.Н, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа совхоза им.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила: Коноплева Татьяна, 10 «А» класс. В повседневной жизни невозможно обойтись без вычислений. Поэтому на ряду с формированием основных математических.
Advertisements

Муниципальное общеобразовательное учреждение Комсомольская средняя общеобразовательная школа Таблица Пифагора Выполнил: Байцев Антон Петрович, Выполнил:
Древние счеты Сузы Урукский период(приблизительно 3300 лет до н.э.). Сделаны из слегка обожженной глины 6,5 см в диаметре.
Позиционные системы счисления Великолепная семерка То, что 7 - число особое, люди считали очень давно. Ведь еще древние охотники, а потом и древние земледельцы.
Возникновение натуральных чисел Выполнили ученицы 5 «а» класса: Денисова Виктория Амеличкина Настя Учитель: Денисова И.П.
МКОУ Ворот-Онгойская ООШ Нукутского района РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА: Ученица 7 класса Кирпиченкова Мария РУКОВОДИТЕЛЬ: Учитель математики Петухаева Елена Владиславна.
«Могу по пальцам перечесть (пальцевый счет в истории счисления) » Работа учеников 3 «Б» кл. МОУ «Лицей 2» г. Протвино г. Протвино Моторина Ильи Моторина.
Несколько десятков лет назад ученые- археологи обнаружили стойбище древних людей. В нем они нашли волчью кость, на которой 30 тысяч лет тому назад какой-то.
Колесо истории Системы счисления. Системой счисления называется совокупность символов (цифр) и правил их использования для представления чисел.
Как люди научились считать Сафин Ильгиз Ирекович Верхнеиндырчинская основная школа V класс.
МКОУ «Кукуйская ООШ 25» III Интернет-конкурс научно-исследовательских и творческих работ школьников и педагогов имени В. И. Вернадского Номинация : математика.
ОТКУДА ПОЯВИЛИСЬ НАЗВАНИЯ ЧИСЕЛ 40 И 90 ?. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Выяснить, почему числа 40 (сорок) и 90 (девяносто) так называются?
Учитель: Чижова Анна Александровна. Учащиеся 5 – 6 классов. (Действия с натуральными числами)
«История возникновения чисел» Выполнил: ученик 5 «а» класса Атинов О.А. Проверила: Чудидова Р.А.
Использование пальцев рук в качестве вспомогательного инструмента при умножении чисел от 1 до 100.
Презентацию подготовила Жук Наталья, ученица 8 «А» класса школы 97 Выборгского р-на Выборгского р-на Санкт - Петербурга в 2012 году.
Ей было 1100 лет. Она в 101 класс ходила В портфеле по 100 книг носила Все это правда, а не бред. Когда пыля десятком ног, Она шагала по дороге, За ней.
Люди научились считать еще в незапамятные времена. Сначала они просто различали один предмет перед ними или нет. Если предмет был не один, то говорили.
Люди научились считать еще в незапамятные времена. Сначала они просто различали один предмет перед ними или нет. Если предмет был не один, то говорили.
Как люди научились считать Собкалова Л. Г. МБОУ СОШ 30.
Транксрипт:

Подготовила Алексеева Мария Учителя: Птичкина Л.Н. Заева О.Н, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа совхоза им. Ленина Ленинского района Московской области 2008 год

План: 1.История развития счёта. 2.Единица счёта. 3.Кто как считает: Североевропейский пальцевый счёт; Китайский пальцевая система счёта; Итальянский счёт; Английский счёт; Русский счёт; 4. Древнерусский способ умножения на пальцах. 5.Использование пальцевой системы счёта. 6.Литература.

Постепенно они стали приручать скот, возделывать поля и собирать урожай; появилась торговля, и тут уж без счёта никак не обойтись. История развития счёта. У древних людей, кроме каменного топора и шкуры вместо одежды, ничего не было, поэтому считать им было нечего.

Сначала считали на пальцах. Когда пальцы на одной руке кончались, переходили на другую, а если на двух руках не хватало, переходили на ноги. Поэтому, если в те времена кто-то хвалился, что у него «две руки и одна нога кур», это означало, что у него пятнадцать кур, а если у кого-то было двадцать коз, это называлось «весь человек», то есть две руки и две ноги.

Единица счёта. "Палец" по-латыни - "digitus", и не случайно в английском языке, куда это слово было привнесено из латинского, приобрело новое значение. "Digit" по-английски означает "цифра". Также вполне логично, что первые десять чисел называются цифрами, то есть "digits", поскольку в древности эти два понятия, пальцы и числа, были фактически идентичны.

Название чисел от одного до десяти запомнить легко, ведь у нас на руках десять пальцев, а это своеобразная система памяти. Человек говорил "четыре" и показывал четыре пальца; говорил «два» и показывал два пальца. Слушающий видел пальцы и легко мог понять то, что подразумевал собеседник, даже если забыл, что обозначают слова "четыре" и "шесть".

Несмотря на то что у многих народов кисть руки является синонимом и фактической основой числительного пять, у различных народов при пальцевом счете от одного до пяти указательный и большой пальцы могут иметь разные значения. Кто как считает.

Североевропейский пальцевой счёт. Этот счёт позволял показывать пальцами одной руки, складываемыми в различные комбинации, все числа от 1 до 100. Причем большим и указательным пальцами изображались десятки, остальными тремя единицы. Например, число 30 получалось, когда большой и указательный пальцы левой руки были соединены в кольцо. Чтобы показать число 100, нужно было прижать выпрямленный большой палец снизу к указательному и отвести остальные три пальца в сторону.

Европейский пальцевой счёт дюжинами по фалангам Китайский счёт на руках Древнеегипетский пальцевой счёт ПалецЛевая рука Правая рука Большой110 Указательный29 Средний38 Безымянный47 Мизинец56

Большим пальцем правой руки, используемым в качестве счётчика, сибирский охотник пересчитывал каждую пару суставов на четырёх оставшихся пальцах и, насчитав таким образом восемь единиц, загибал один палец левой руки. Это вычисление ведёт свое начало от счёта по суставам пальцев сибирских звероловов, которые таким манером вели учёт общего количества звериных шкур (сороков), подлежащих бартеру (мене) на другие товары. Очевидно, что операция счёта кончалась, когда были загнуты все пять пальцев левой руки, что давало пять восьмёрок, одну сорочку или число сорок.

Древние египтяне. счёт от большого пальца правой руки до большого пальца левой руки Когда же совершался магический счёт у древних египтян, они держали открытые ладони перед лицом, ведя

Итальянский счёт. У итальянцев при счёте на пальцах рук большой палец обозначает цифру 1, а указательный метит цифру

То обстоятельство, что в Англии первые десять чисел в Средние века называли общим именем пальцы, подтверждает распространенность счета на пальцах и у англичан. Англичане считают по другому, указательный палец означает цифру 1, а средний 2, в этом случае большой палец представляет цифру 5. Англичане

Русские. Видимо, неслучайно и то, что в древнерусской нумерации единицы назывались перстами, десятки суставами, а все остальные числа сочислениями. Русские начинают счёт на пальцах, первым загибая мизинец, и заканчивают большим пальцем, обозначающим цифру 5, при этом указательный палец сопоставлялся с цифрой 4. Но когда показывают количество, выставляют указательный палец, затем средний и безымянный

Древнерусский способ умножения на пальцах является одним из наиболее употребительных методов, которым успешно пользовались на протяжении многих столетий российские купцы. Они научились умножать на пальцах однозначные числа от 6 до 9. Каждому пальцу на левой и на правой руке приписывается определенное число: мизинцу - 6, безымянному пальцу - 7, среднему - 8, указательному - 9, большому Древнерусский способ умножения на пальцах.

Развернем руки ладонями к себе и коснемся безымянным пальцем (7) левой руки среднего пальца (8) правой. Обратим внимание на пальцы рук, оказавшиеся выше соприкоснувшихся пальцев 7 и 8. На левой руке выше 7 оказались три пальца (средний, указательный и большой), на правой выше 8 - два пальца (указательный и большой). Будем называть эти пальцы (три на левой руке и два на правой) верхними. Остальные пальцы (мизинец и безымянный на левой руке и мизинец, безымянный и средний на правой) назовем нижними. В этом случае (7 х 8) получается 5 верхних пальцев и 5 нижних. Умножим 7 на 8.

Теперь найдем произведение 7 х 8. Для этого: 1) умножим количество нижних пальцев на 10, получим 5 х 10 = 50; 2) перемножим количества верхних пальцев на левой и правой руках, получим 3 х 2 = 6; 3) наконец, сложим эти два числа, получим окончательный ответ: = 56. Мы получили, что 7 х 8 = 56.

Найдем произведение 6 х 6: 1) умножим количество нижних пальцев на 10: 2 х 10 = 20; 2) перемножим количества верхних пальцев на левой и правой руках: 4 х 4 = 16; 3) сложим эти два числа: = 36. Мы получили, что 6 х 6 = 36. Умножим 6 на 6. Развернем руки ладонями к себе и коснемся мизинцем (6) левой руки мизинца (6) правой Теперь на левой и правой руках по 4 верхних пальца.

Пальцевой счёт, унаследованный от далеких предков, сохранился вплоть до настоящего времени и активно используется, например, в споре показывая оппоненту ради большей убедительности количество аргументов в пользу своей позиции. судьей на боксерском ринге при отсчете секунд во время нокаута на товарно-сырьевой бирже где- нибудь в Чикаго или Токио.

Литература. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. М.: Прогресс-академия, Гарднер М. Математические новеллы / Пер. с англ. М.: Мир, Зорина З. А., Полетаева И. И. зоопсихология. М., История математики с древнейших времен до начала ХIХ столетия: В 3 т. / Под ред. А. П. Юшкевича. М.: Наука, Т. 1. Кольман Э. История математики в древности. М., Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., Миклухо-Маклай Н. Н. Путешествия. М.; Л., Т. 1. Розин В. М. Введение в культурологию. М., htm